Найти в Дзене
РИФ

Интервью с Дмитрием Шептуховым: От рецепции до фитнес-коучинга и марафонского плавания

Дмитрий Шептухов - Профессиональный спикер по стандартам GSF, бизнес тренер с опытом работы с 2008 года, основатель фитнес коучинга в России, ультра - марафонец, первым покоривший Уссурийский залив Вы прошли стремительный карьерный путь, начав с позиции сотрудника рецепции и достигнув управленческой должности. Что стало ключом к такому успеху? Где вы находили силы и мотивацию для движения вперед? После завершения спортивной карьеры в нулевых годах я начал свой путь в индустрии фитнеса, устроившись на рецепцию в компанию World Class – известный нефтяной клуб. Мой карьерный рост был стремительным: уже через пять лет я занял должность фитнес-директора в сети клубов "Энерго". Небольшой, но сети. Интересный факт, что всего через три месяца после стажировки в World Class меня уволили с позиции администратора рецепции. Это произошло не из-за серьезных проступков, таких как хамство клиентам или опоздания на смены. Проблема была в другом: мой "спортивный мозг" с трудом справлялся с огромным объ

Дмитрий Шептухов - Профессиональный спикер по стандартам GSF, бизнес тренер с опытом работы с 2008 года, основатель фитнес коучинга в России, ультра - марафонец, первым покоривший Уссурийский залив

Вы прошли стремительный карьерный путь, начав с позиции сотрудника рецепции и достигнув управленческой должности. Что стало ключом к такому успеху? Где вы находили силы и мотивацию для движения вперед?

После завершения спортивной карьеры в нулевых годах я начал свой путь в индустрии фитнеса, устроившись на рецепцию в компанию World Class – известный нефтяной клуб. Мой карьерный рост был стремительным: уже через пять лет я занял должность фитнес-директора в сети клубов "Энерго". Небольшой, но сети. Интересный факт, что всего через три месяца после стажировки в World Class меня уволили с позиции администратора рецепции. Это произошло не из-за серьезных проступков, таких как хамство клиентам или опоздания на смены. Проблема была в другом: мой "спортивный мозг" с трудом справлялся с огромным объемом информации – телефонами, именами и другими деталями. Я допускал много мелких нарушений, что, конечно, недопустимо для сотрудника рецепции, что и привело к моему увольнению.

Моя главная мотивация всегда заключалась в стремлении к развитию. Работая фитнес-тренером, я чувствовал себя частью компании, а не просто наемным сотрудником. Я не воспринимал работу как платформу для заработка, а искренне переживал за происходящее в клубе. Это в какой-то степени хорошо, и плохо.

Сейчас я понимаю, что стало ключом к моей стремительной карьере. В каждой компании есть так называемая "брошенная власть" – те сегменты бизнеса, которые влияют на эффективность, но остаются вне контроля, своего рода "слепые зоны". Простой пример: в любом фитнес-клубе есть стенд в центре тренажерного зала. На нем что-то налеплено, какое-то расписание, но по факту никто этим не занимается.

Я по собственной инициативе решил, что стенд должен быть лучшим. С одобрения руководства я начал активно заниматься его оформлением, писать статьи. Тогда еще не было активного интернета и социальных сетей. По сути, я взял на себя ответственность за этот участок работы, подхватил элемент "брошенной власти". И когда встал вопрос, а кого же из фитнес-тренеров делать старшим, понятно, что выбор пал на меня. Потому что я уже демонстрировал инициативу и брал на себя дополнительные задачи. Именно благодаря таким шагам и принятой на себя ответственности я смог построить быструю карьеру в этом направлении.

Для успешной карьеры, как в собственном, так и в чужом бизнесе, ключевым является неравнодушие, не только за результат, а ещё и за процесс. Такое неравнодушие поддерживает мотивацию, и даже в моменты неудач оно дает ту самую энергию, которая помогает двигаться вперед.

Какая история стоит за вашим решением стать бизнес-тренером, фитнес-коучем? Расскажите об этой стороне вашей профессиональной деятельности.

Опять же то самое неравнодушие.

У нас был очень прогрессивный руководитель, который поставил задачу: внедрить регулярное обучение, сделать его неотъемлемой частью корпоративной культуры, буквально в ДНК нашей компании прописать, что мы всё время учимся.

Поскольку приглашать преподавателей на постоянной основе было не всегда возможно, мы решили развивать внутренние ресурсы и создать систему самообучения.

Меня, как самого активного сотрудника, попросили взять на себя эту инициативу. Я начал с небольшой лекции для тренеров. Это было в пятницу, и, признаюсь, это был полный провал – я совершенно не умел выступать. Однако, я почувствовал в себе потенциал и решил продолжить. Я стал регулярно проводить внутренние обучения, и постепенно у меня стало получаться.

Вскоре возникла необходимость выбрать кандидата для поездки на фитнес-конвенцию от нашего клуба. Так я начал выступать на фитнес-конвенциях, и вскоре меня стали приглашать за гонорар. Первые деньги от выступлений я получил примерно через три года, возможно, даже позже. Осознав, что это приносит доход, я понял, что пора подходить к делу более профессионально.

Мне случайно попались курсы бизнес-тренера, посвященные методикам эффективного обучения.

Я прошел первый модуль и у меня случился экспоненциальный рост: если до этого обучения у меня 10 % тренингов заканчивались повторными покупками, то после этого обучения буквально 80−90%. Меня стали повторно приглашать, я как-то резко стал востребованным.

Моя история с фитнес-коучингом началась как параллельная. Работая фитнес-тренером, я довольно быстро почувствовал профессиональное выгорание. С одной стороны, я хорошо удерживал клиентов, они оставались со мной на годы, исправно платили, и в этом плане всё шло отлично. Однако я видел, что многие из них не достигали желаемого прогресса. Я давал им правильные упражнения и планы питания, но они не менялись, потому что главная проблема крылась в мотивации.

Речь шла о нерегулярных тренировках и частых срывах, но особенно остро стоял вопрос питания. Клиенты понимали, что нужно делать, но не могли себя заставить. Это заставило меня задуматься: как, будучи фитнес-тренером, а не психологом, я могу помочь клиентам с мотивацией и формированием здоровых привычек?

Долго размышляя над темой мотивации, я прошел курсы классического коучинга. Я понял, что многие коучинговые механизмы могут быть очень эффективны для мотивации клиентов к здоровому образу жизни. Ключевой момент открылся мне в конце обучения, когда я изучал возможные специализации коучей. Среди них были карьерный коучинг и, например, коучинг по вегетарианству, противником которого я являюсь. Учитывая мое высшее физкультурное образование и знания в области физиологии, я осознал, что могу стать эффективным коучем, помогая клиентам двигаться в правильном направлении с точки зрения здоровья, а не против него.

И тогда мне пришла идея сшить с одной стороны навыки коуча, который умеет работать с мотивацией клиента, и мои знания, полученные в институте физической культуры: анатомии, физиологии и так далее. Я создал такую гибридную модель, которую назвал системой фитнес-коучинга имени себя.

Я основал первую в стране школу фитнес-коучинга, где обучились уже несколько сотен тренеров. Сам я активно практикую, работая с клиентами как фитнес-коуч. Те мотивационные техники, которые помогают мне самому, я предлагаю клиентам, испытывающим трудности с мотивацией и формированием здоровых привычек. Этим же механизмам я обучаю фитнес-тренеров, которые стремятся не только к заработку, но и к реальным результатам своих клиентов.

Возвращаясь к теме, я считаю, что искренне любящий свою работу фитнес-специалист работает не только ради денег, он переживает за результаты клиентов. Когда же результатов нет, тренер рискует выгореть. Поэтому здесь есть два пути: либо просто зарабатывать, и "не париться", либо активно работать над мотивацией. В этом может помочь моя система фитнес-коучинга.

Что привело вас в марафонское плавание? Был ли это вызов себе, стремление к рекордам или к покорению новых дистанций?

Что касается ультрамарафонского плавания, то это стало результатом моей внутренней работы над собой, своего рода само-фитнес-коучинга. Я начал замечать, что теряю мотивацию к регулярным тренировкам. Не глобально, но я чувствовал, что "проседаю", потому что сама идея фитнеса ради поддержания формы перестала меня вдохновлять. В этот момент я осознал, что хочу вернуться в любительскую соревновательную среду. Эта мысль меня зарядила энергией, и я стал участвовать в любительских соревнованиях. Так, постепенно, я пришел к ультрамарафону, и идея преодолеть длинную дистанцию показалась мне мощным испытанием.

Я выработал личный ритм, который повышает мою жизненную энергию на длительный период. Например, ежегодно я планирую участие в тяжёлом ультрамарафоне. Основная сложность заключается не в преодолении самой дистанции, а в необходимости регулярных многомесячных тренировок, учитывая мой возраст, частые командировки и интенсивную рабочую нагрузку.

Задача состоит в том, чтобы эффективно интегрировать подготовку в уже насыщенный график. В результате, энергия, генерируемая, например, предстоящим заплывом через Байкал, распространяется на все сферы жизни. Наличие масштабной, сложной ежегодной цели оказывает стимулирующее и организующее воздействие на мою жизнь.

Я плаваю не затем, чтобы зафиксировать рекорд, я считаю эффективным сам процесс тренировок.

Какие уроки вы извлекли из марафонского плавания, которые можно применить к другим сферам жизни?

Когда у человека есть масштабная цель – будь то написание книги, открытие собственного бизнеса, похудение и поддержание формы – это становится серьезным испытанием. Масштаб этой цели распространяется и на другие сферы жизни, делая человека более продуктивным. В конечном итоге, все это работает на саморазвитие и счастье.

Поэтому мой способ быть более счастливым – это ультрамарафонское плавание. Понятно, что у каждого должен быть свой путь к счастью, и, возможно, для его поиска подойдут какие-то любительские спортивные вызовы.