Что общего у фамильного сервиза и тарелки с детской капустой? Оба могут стать героями вашего фильма. А их история будет захватывающей или нет — зависит от того, как вы выстроите кадры и действия. Проще говоря, от монтажа.
Случай первый: Оживляем натюрморт
Допустим, вы хотите снять небольшой фильм о бабушкином сервизе. Как сделать так, чтобы чашки и чайник «заговорили»? Очень просто: относитесь к ним как к актерам.
Чайник — главный герой. Чашки — его семья. Ваша задача — познакомить зрителя с этим «коллективом» и показать их отношения.
- Начните с мира. Не показывайте сразу красивый узор на чашке. Начните с общего плана. Где живут ваши герои? На праздничном столе? На полке, храня память о прошлом? Мир, в котором вы их представите, сразу расскажет об их предназначении и характере.
- Познакомьте ближе. Переходите на средние планы. Покажите, как чашки стоят рядом с чайником. Тесно ли им? Гордо ли возвышается «главный герой»? Форма, цвет, расположение — это уже диалог.
- Раскройте душу. Кульминацией сцены станут крупные планы. Блик на фарфоре, тонкость ручки, уникальный рисунок — это «лицо» вашего героя, его фактура и характер.
Но как сделать статичный предмет динамичным? Ищите движение:
- Меняющийся свет из окна;
- Пар, идущий из носика чайника;
- Капля воды, скатившаяся по бокалу;
- Руки, расставляющие сервиз по столу.
Такое повествование, выстроенное от общего к частному, плавно ведет зрителя, заставляя его рассмотреть и полюбить обычные вещи. И да, у такого героя есть огромный плюс — он никогда не попросит удалить кадр!
Случай второй: Режиссируем аппетит
А теперь перенесем эти принципы в реальную жизнь. История про малыша, который отказывается от тушеной капусты на обед, — это чистой воды проблема плохого «монтажа» действительности.
Папа предлагает невзрачную капусту, но в кадре жизни ребенка присутствует лишний элемент — яркий, манящий пакет сока, который обещает «вкус красных плодов». Это все равно что начать фильм с кульминации — все остальное покажется скучным.
Решение — смонтировать ситуацию заново:
- Убрать лишнее из кадра. Уберите сок, чтобы он не перетягивал на себя все внимание.
- Выстроить очередность «вкусов». Сначала завершите неинтересное, но полезное действие (поесть капусту), а потом, как награда, последует «вкусный» кадр — разбавленный морс.
- Создать интригу и разжечь аппетит. Сам процесс открывания сока, его наливание — это уже маленький сюжет, кульминация, ради которой стоит «досмотреть» начало.
Что общего?
И в монтаже фильма о сервизе, и в кормлении Степы мы делаем одно и то же: управляем вниманием зрителя.
Мы решаем, что и в какой последовательности он увидит, что покажем крупно, а что уберем за кадр. Мы создаем интригу, ведем от завязки к развязке и оставляем приятное послевкусие.
Так что, садясь за монтаж семейного фильма или за стол с капризным малышом, помните: вы — режиссер. От вашего умения выстроить очередность, укрупнить важное и убрать лишнее зависит, будет ли ваша история успешной.
А вам приходилось быть «режиссером» в бытовых ситуациях? Может, у вас есть свои секреты, как «смонтировать» скучное дело в увлекательный сюжет?
#ФОС #натюрморт #РосмолодежьГранты #Фильмосемье #монтаж