Найти в Дзене

8 лучших научно-фантастических фильмов, действие которых полностью происходит в космосе

Оглавление

«В космосе никто не услышит твой крик» — один из лучших слоганов в истории кино по многим причинам, но, пожалуй, главная из них — это то, что он является одновременно научно точным утверждением и пугающей идеей. Космос сначала может показаться волшебным, но он имеет свои правила и ограничения, что делает его отличным местом для съемок фильмов — бежать некуда, и в любой ситуации ты можешь полагаться только на себя. Хотя сначала это может показаться ограничивающим, благодаря этому мы получили несколько великолепных историй.

Несмотря на то, что освоение космоса может быть одной из основ научной фантастики, фильмов этого жанра, действие которых полностью происходит в космосе, не так много. Создателям историй действительно редко удается это, поэтому, когда это происходит, обычно получается отличный фильм. Следующие фильмы, возможно, не были сняты в космосе (извини, Том Круз), но они определенно дадут вам максимально близкое к этому ощущение, так что пристегните ремни и готовьтесь к запуску!

«Сквозь горизонт» (1997)

Есть много фильмов, которые объясняют, как может работать космическое путешествие, но что, если оно приведет нас туда, где мы не хотим оказаться? А что, если мы в конечном итоге привезем с собой что-то ужасающее? Об этом и рассказывает «Сквозь горизонт», третий фильм режиссера Пола У. С. Андерсона с великолепным актерским составом во главе с Лоуренсом Фишберном и Сэмом Нилом. Поскольку карьера Андерсона впоследствии была в основном связана с фильмами из серии ужасов, «Событие на горизонте» особенно интересно, так как он может в полной мере проявить свои способности в жанре научной фантастики без ограничений, налагаемых франшизой.

Все начинается с того, что «Event Horizon», исследовательский корабль, который считался потерянным, внезапно появляется в Солнечной системе, посылая леденящий душу сигнал бедствия. Когда спасательная команда поднимается на борт заброшенного корабля, они понимают, почему для экипажа «Сквозь горизонт» все закончилось плохо, и что теперь та же участь грозит и им. Возможно, при выходе в прокат фильм не привлек особого внимания, но его сочетание ужасов и научной фантастики делает его уникальным и должно понравиться поклонникам обоих жанров.

«Живое» (2017)

-2

Если у вас есть телескоп, то посмотреть на небо и увидеть Международную космическую станцию довольно легко. Но что, если там что-то пойдет не так? В фильме «Живое» мы можем поразмышлять над ответом на этот вопрос, поскольку экипаж МКС внезапно оказывается под угрозой со стороны одного из объектов своих исследований — самого первого образца дремлющей внеземной жизни, найденного на Марсе. Однако, как и следовало ожидать, то, что начинается как захватывающее научное открытие, вскоре оборачивается катастрофой, поскольку никто не готов иметь дело с этим существом.

Режиссер фильма «Живое» — Даниэль Эспиноса, авторы сценария — Ретт Риз и Пол Верник, более известные как сценаристы нескольких фильмов о Дэдпуле и плодотворное сотрудничество с Райаном Рейнольдсом, который также играет в этом фильме. Фильм может похвастаться звездным составом: Рейнольдс делит экран с Джейком Джилленхоллом, Ребеккой Фергюсон, Хироюки Санадой и другими. Самая яркая звезда — Кальвин, марсианская форма жизни, которая охотится на всех этих прекрасных людей на борту МКС.

«Пекло» (2007)

-3

Когда вы помещаете Киллиана Мерфи, Роуз Бирн, Криса Эванса, Мишель Йео, Хироюки Санаду и других в космический корабль, направляющийся к Солнцу под командованием Дэнни Бойла, вы получаете один из самых недооцененных научно-фантастических фильмов столетия. «Пекло» рассказывает о команде ученых, выполняющих невозможную миссию: зажечь Солнце с помощью ядерных бомб. Но все принимает мрачный оборот, когда они находят заброшенные остатки первой миссии, которая провалилась при загадочных обстоятельствах.

«Пекло» стал последней совместной работой Бойла и сценариста Алекса Гарланда до того, как они вновь объединились в начале этого года для создания фильма «28 лет спустя». Хотя при выходе в прокат фильм провалился в кассе, он остается увлекательным как благодаря своим философским размышлениям, так и благодаря закулисному драматизму. Бойл и Гарланд хотели разного для финала истории, что привело к их десятилетнему разрыву. Однако конечный продукт — это научная фантастика высочайшего качества.

«Луна 2112» (2009)

-4

С технической точки зрения, инди-хит 2009 года «Луна 2112» не происходит в космосе, но, поскольку на Луне нет атмосферы, здесь есть научное обоснование. Фильм рассказывает о одиноком сотруднике корпоративной станции на Луне, единственной его компанией являются спорадические сообщения, которые он получает от своей семьи на Земле. У него есть долгий контракт, который он должен выполнить, прежде чем сможет вернуться домой, но его мир внезапно переворачивается с ног на голову, когда он делает шокирующее открытие.

«Луна 2112», пожалуй, стала той ролью, которая принесла Сэму Рокуэллу славу, показав, что он всегда был звездой. Его мощная игра несет на себе весь фильм, становясь все более сложной по мере того, как представление его персонажа о реальности подвергается сомнению. Режиссура Дункана Джонса также заслуживает внимания: он максимально использует очень ограниченные декорации и актерский состав и заставляет нас задаться вопросом, действительно ли то, что происходит, является тем, чем кажется, или же мы, возможно, сходим с ума вместе с Рокуэллом.

«Гравитация» (2013)

-5

«Гравитация» — один из лучших научно-фантастических фильмов 2010-х годов, в котором космос используется не только как место действия, но и как полноценный персонаж. Фильм рассказывает о космонавте Райан Стоун (Сандра Баллок), которая во время своей первой космической миссии внезапно вынуждена бороться за свою жизнь и неожиданным образом столкнуться со своими демонами. Баллок играет свою роль очень эмоционально, деконструируя своего персонажа, а затем воссоздавая его практически с нуля. Когда она совершает выходы в открытый космос, прыгает с одной космической станции на другую и уклоняется от летящих обломков, мы видим, как женщина действительно рождается заново.

Однако две главные достоинства «Гравитации» — это режиссура Альфонсо Куарона и операторская работа Эммануэля Любецки. В фильме используются очень длинные кадры, смонтированные так, чтобы создать ощущение, что все происходит почти в реальном времени, в результате чего получается удивительная история, построенная на персонажах, с потрясающими визуальными эффектами и непревзойденным ощущением погружения в действие. Естественно, «Гравитация» также является одним из самых титулованных фильмов последнего десятилетия, получившим «Оскары» для Куарона и Любецки, а также номинацию для Буллок.

«Чужой» (1979)

-6

«Чужой» — еще один фильм, который может нарушить правило «действие происходит исключительно в космосе», поскольку в нем есть знаменитая сцена на планете LV-426, но она очень короткая, и все персонажи носят скафандры. Это типичный фильм ужасов в космосе, вдохновивший даже другие фильмы из этого списка, такие как «Жизнь». Кроме того, это не единственный фильм франшизы, действие которого полностью происходит в космосе — эту особенность он разделяет с фильмом «Чужой: Воскрешение», но он, безусловно, лучший.

Что делает «Чужого» таким успешным, так это сочетание умной режиссуры Ридли Скотта, культового монстра, такого как ксеноморф, интенсивной игры актеров и завуалированной социальной критики. «Ностромо» — это, по сути, космический грузовик, но его интерьер напоминает лабиринт, по которому ксеноморф преследует Эллен Рипли (Сигурни Уивер). Хотя она, конечно, много кричит, в космосе никто не слышит ее, и это то, что действительно пугает во всем происходящем.

«Солярис» (1972)

-7

«Солярис» — не только классика научной фантастики, но и одна из самых сложных психологических драм прошлого века. Основанный на романе Станислава Лема, фильм советского режиссера Андрея Тарковского использует космос, чтобы подчеркнуть чувство изоляции, которое испытывают герои. Здесь нет выходов в открытый космос и не ужасающих монстров, преследующих кого-либо, только планета из названия и воспоминания персонажей на борту станции, где они пытаются изучить Солярис, который для слабого человеческого разума может оказаться столь же опасным.

Поскольку ученых преследуют загадочные видения и галлюцинации, психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис) отправляется туда, чтобы попытаться понять это явление, но вскоре сам начинает испытывать те же симптомы. Не имея куда бежать, Кельвин вынужден справиться с этими галлюцинациями и выяснить, что именно Солярис с ними делает. Хотя технически это научная фантастика, «Солярис» в основном посвящен одиночеству и стремлению к связи, обращаясь к этим темам в запоминающейся и глубоко трогательной манере.

«Космическая одиссея 2001 года» (1968)

-8

Ни один другой фильм не мог занять первое место в этом списке, кроме «Космическая одиссея 2001 года». Хотя в фильме есть короткие сцены, действие которых происходит на Земле и Луне, большая его часть разворачивается в космосе. Фактически, Стэнли Кубрик делает космос не только персонажем сам по себе, но и ответом на стремление человечества к смыслу. Все основные элементы научной фантастики определяются тем, как «Космическая одиссея 2001 года» подходит к их освещению, от искусственного интеллекта до самой странности жанра, и поколения кинематографистов были сформированы под его влиянием.

В фильме «Космическая одиссея 2001 года» есть бесчисленное количество концепций и моментов, которые знакомы даже тем, кто никогда его не смотрел. Само представление о том, как должно выглядеть будущее, происходит от того, как его представлял себе Кубрик, с более практичными дизайнами вместо фантазийных и классическими произведениями в качестве саундтрека эпохи эволюции человечества. Ни один другой фильм из этого списка не существовал бы без «Космическая одиссея 2001 года», что делает его лучшей научно-фантастической историей, когда-либо рассказанной на экранах.