Как упоминал уже в предыдущих публикациях, Куравлёв не любил "Афоню". И вот почему: "Образ Афо-ни меня преследовал до девяно-стых, хотя фильм вышел в 1975-м. Прохожие, узнавая на улице, кри-чали: «Афоня, гони рубль!» А ме-жду тем Данелия не хотел брать меня в картину. Говорил, что я сли-шком примелькался на экране. Вот посмотрите, кого режиссёр пробо-вал на эту роль (тут Куравлев до-стал список, в котором было ше-стнадцать фамилий. Среди них — Владимир Высоцкий, Николай Ка-раченцов, Георгий Бурков, Вла-димир Носик, Борис Щербаков, Андрей Мартынов). Но в конце концов пришлось взять меня. Че-стно говоря, загадка: почему в народе так любят Афоню? Ему даже памятник поставили в Яро-славле, где снималась лента. По сути, Афоня — лгун, алкаш, подо-нок, эгоист. Испортил девку, и ла-дно. Потом, правда, опомнился. Мне кажется, Данелия сам не разо-брался с этим героем. Однако к не-му — всенародная любовь. Поче-му? Непонятно."
Несмотря на то, что многие актёры мучаются тем, что не смогли сыг-рать любимый образ, о котором ме-чтали, Куравлёв совершенно по это-му поводу не страдал. "Ну о чём ещё мечтать? Благодарен Богу, что он на меня просыпал столько вели-колепных ролей. Кто-то страдает, что не сыграл Гамлета или Хлеста-кова. Я тоже не сыграл Гамлета и Хлестакова, зато за плечами мно-го других героев, порой совсем не-ожиданных — Робинзон Крузо, на-пример. Помню, когда Говорухин взял меня на эту роль, комиссия встала на дыбы. «Зачем вы утве-рдили Куравлёва? У него комеди-йный имидж! Он — Шура Балага-нов, а Робинзон Крузо — англича-нин, аристократ». Говорухин отве-тил: «Снимать буду только Кура-влёва. Потому что весь фильм пе-ред зрителями будет одно и то же лицо, и любой артист на двадцатой минуте наскучит. А за Куравлевым наблюдать интересно». И Говору-хин не ошибся. Картина разошлась по сорока странам."
Леонид Владимирович (в отличие от многих современных актёров и обычных людей) не имел кумиров в Голливуде и, вообще, "за бугром": "
"Если вы намекаете на иностран-ных актёров, то среди них нет ни одного, кем бы я мог восхищаться. Помню, иду как-то по «Мосфиль-му», захожу в павильон №13, а там гробовая тишина. В чем дело? И вдруг навстречу выскакивает асси-стент режиссера с шальными гла-зами: «Тише, у нас снимается сам Де Ниро». Я чуть не рассмеялся. Да артистов такого уровня в ка-ждом нашем провинциальном те-атре отыщется с пяток. Вообще это миф, что зарубежные звезды сплошь гениальные. Самые лучшие — наши. Один Олег Ефремов чего стоит."
Ну и, логично предположить, что он не восхищался и не выражал вос-торгов от американского кино:"А за что его (американский кинемато-граф - прим. авт.) любить? За эффе-кты? Но это всего лишь приправа. А где, извините, главное блюдо? Американские картины ни уму, ни сердцу. Я был в США четы-ре раза. Скучные они... Да и вкуса особого нет. В 2008-м я снялся в фильме «Книга мастеров» по моти-вам русских сказок. Его делали в России на американские деньги. Но что американцы понимают в русских сказках? По контракту ле-нта должна была монтироваться в Голливуде. Вот там и отрезали лу-чшие куски, это существенно ка-ртину испортило. Можно не пони-мать в наших сказках, однако худо-жественный вкус, по крайней мере, должен быть.
А в прошлом году принял участие в наполовину иностранном фильме с чудовищным названием «Весь этот джем». Сценарий не понра-вился, но роль священника, кото-рую мне предложили, показалась вполне приличной. Согласился от-части и из-за того, что снова за-хотелось услышать команду «мо-тор». У меня от неё сердце зами-рает..."
Жена была в его жизни важна, как никто другой.
"С женой Ниной мы прожили сча-стливо 53 года. В 2012-м она ско-нчалась от сердечного заболева-ния. Большая трагедия... Это у Ни-ны наследственное. Отец ее тоже умер от сердечного приступа. Очень интересный человек. У него не было руки, и он ухитрялся од-ной рукой не только все делать по хозяйству, но и шить дочерям пла-тья. А ещё изобрел приспособле-ние для чистки картошки. Когда у нас с Ниной через 17 лет после до-чери родился сын, его мы назвали Васей — в честь Шукшина и в честь моего тестя. Сейчас у меня три внука — один меньше другого."
Актёр никогда не занимался тем, что называется "продвижение сво-их детей", поэтому всего, чего его дети добивались, они обязаны, "в основном себе" (ну, исключительно несколько процентов отцовскому громкому имени): "Дочь окончила Щукинское училище, снялась в семи фильмах, но потом у нее не заладилось. Бывает, что в актёр-ской профессии не все ладится. Я же не могу требовать от режиссё-ров, чтобы они снимали мою дочь. Вот такой я, лапоть русский. Так что она нашла себя в другой обла-сти.
«Это добрый, веселый человек, — писал Шукшин о Куравлёве. — Нам нужны такие люди в жизни, на экра-не, в книгах — везде. Как бы ни сло-жилась жизнь, какой бы ни была она трудной, порой при встрече с доб-рым человеком заражаешься от него верой, необходимой силой для пре-одоления трудностей. Это необходи-мо нам в жизни. Это трудно воспиты-вается, это рождается вместе с чело-веком. И важно потом не потерять это, сохранить в силе и нести это чувство к людям».
"По материалам сайта "Культурная эволюция".
Продолжение следует
Другие публикации по теме: