Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

10 фактов об “идеальном самодержце” Николае I. Сколько из них Вы знали?

Где: Государственный исторический музей Адрес: Красная площадь, д.1 До: 22 июня 2026 В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию вступления на престол Николая I. На название выставки кураторов вдохновила цитата философа К.Н.Леонтьева (1831-1891): “Государь сам был такой идеальный самодержец, каких история не производила.” Судить о том, на сколько эта фраза соответствует истине посетителям экспозиции, а я собрала для вас 10 фактов о Николае I, особенно ярко подсвеченных в экспозиции. 1. Будущий император был девятым ребенком в семье Павла I. Имея двух старших братьев, он был третьим в очереди на престолонаследие. Через четыре месяца после рождения Николая ушла из жизни его бабушка Екатерина II. Она успела благословить новорожденного, сказав при этом: “Экий богатырь!” - и заказала для него подарок – серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз. 2. Николай I любил живопись и сам неплохо рисовал. Помимо автопортрета на выставке представлена работа А.И. Ладюрнера, о

Где: Государственный исторический музей

Адрес: Красная площадь, д.1

До: 22 июня 2026

В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию вступления на престол Николая I.

Портрет Великого князя Николая Павловича. Дж.Доу при участии мастерской. 1826. холст, масло
Портрет Великого князя Николая Павловича. Дж.Доу при участии мастерской. 1826. холст, масло

На название выставки кураторов вдохновила цитата философа К.Н.Леонтьева (1831-1891): “Государь сам был такой идеальный самодержец, каких история не производила.”

Портрет Великого князя Николая Павловича. О.А.Кипренский холст, масло
Портрет Великого князя Николая Павловича. О.А.Кипренский холст, масло

Судить о том, на сколько эта фраза соответствует истине посетителям экспозиции, а я собрала для вас 10 фактов о Николае I, особенно ярко подсвеченных в экспозиции.

Портрет императора Николая I А.П.Рокштуль Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь
Портрет императора Николая I А.П.Рокштуль Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь

1. Будущий император был девятым ребенком в семье Павла I. Имея двух старших братьев, он был третьим в очереди на престолонаследие.

Через четыре месяца после рождения Николая ушла из жизни его бабушка Екатерина II. Она успела благословить новорожденного, сказав при этом: “Экий богатырь!” - и заказала для него подарок – серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз.

Детский чайно-кофейный сервиз. Сакнкт-Петербург. 1796 сребро, дерево, литье, чеканка, гравировка
Детский чайно-кофейный сервиз. Сакнкт-Петербург. 1796 сребро, дерево, литье, чеканка, гравировка

2. Николай I любил живопись и сам неплохо рисовал. Помимо автопортрета на выставке представлена работа А.И. Ладюрнера, основой для которой стал карандашный набросок, выполненный самим императором.

Автопортрет в профиль. Великий князь Николай Павлович 1816 бумага, карандаш
Автопортрет в профиль. Великий князь Николай Павлович 1816 бумага, карандаш
Приход к зимнему дворцу 1-ого батальона лейб-гвардии Преображенсого полка 14 декабря 1825 года. А.И.Ладюрнер 1852 холст, масло
Приход к зимнему дворцу 1-ого батальона лейб-гвардии Преображенсого полка 14 декабря 1825 года. А.И.Ладюрнер 1852 холст, масло

3. 19 ноября 1825 в Таганроге скончался Александр I. До Санкт-Петербурга весть дошла лишь 27 ноября. Уже через час Николай принёс присягу брату Константину и приказал привести к присяге дворцовый караул и высших чиновников. Летом 1819 года император Александр I сказал Николаю, что что их брат Константин намерен отказаться от престола. Позже Николай Павлович вспоминал, как они с супругой встретили эту новость: “Мы были поражены как громом. В слезах, в рыдании от сей ужасной неожиданной вести мы молчали!” Решение Константина было утверждено манифестом Александра I в 1823 г., наследником престола объявлялся Николай Павлович, но документ не был опубликован, Александр I велел обнародовать манифест только после его смерти.

Константиновский рубль. 1825 серебро, чеканка
Константиновский рубль. 1825 серебро, чеканка

На выставке представлен редчайший «константиновский» серебряный рубль 1825 года. На лицевой его стороне изображён профиль Константина Павловича. Монета была отчеканена в период «междуцарствия», за это время на Санкт-Петербургском монетном дворе были выпущены пробные экземпляры константиновского рубля. Материалы о чеканке "константиновского" рубля были засекречены Николаем I, и только спустя почти 55 лет Александром II пять сохранившихся монет были распределены между несколькими владельцами. Сегодня в российских музейных собраниях остались только два "константиновских" рубля – в ГИМе и Эрмитаже. "Ценность его настолько высока, что мы не решаемся представить его в постоянной экспозиции", – говорит об этой абсолютной нумизматической редкости генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Тронное кресло императора Николая I из зала общего собрания правительствующего Сената
Тронное кресло императора Николая I из зала общего собрания правительствующего Сената

4. «Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия».

Николай I

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. К.И.Кольман 1830-е гг. бумага, акварель
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. К.И.Кольман 1830-е гг. бумага, акварель

Восстание декабристов представлено на выставке воспоминаниями участников событий, как Николая I, так и декабристов. К услугам посетителей интерактивный экран.

5. Александр I был крестным отцом своего брата Николая, с которым у него было 19 лет разницы. Николай Павлович всю жизнь благоговел перед братом и называл его в семейной переписке “наш ангел”. Именно поэтому Александровская колонна в Санкт-Петербурге увенчана фигурой ангела. В день торжественного подъёма колонны, 30 августа 1832 года, для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Государь был очень доволен и сказал архитектору: “Монферран, Вы себя обессмертили!”

6. Одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Николай I, инженер по образованию, лично контролировал железнодорожное строительство.

Модель первого состава Царскосельской железной дороги. Неизвестный мастер. Ленинград, 1934
Модель первого состава Царскосельской железной дороги. Неизвестный мастер. Ленинград, 1934

Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября 1837 года. Первоначально на Царскосельской железной дороге паровозы имели названия. Первые шесть назывались «Проворный», «Стрела», «Богатырь» (затем «Россия»), «Слон», «Орёл» и «Лев». Их мощность была в пределах 75—120 лошадиных сил, что позволяло достигать скорости 60 км/час.

Билеты первой русской железной дороги Санкт-Петребург - Павловск в вагон Линейка и в вагон Карета. латунь, штамп. Памятная медаль В честь открытия железной дороги от Санкт-Петербурге
Билеты первой русской железной дороги Санкт-Петребург - Павловск в вагон Линейка и в вагон Карета. латунь, штамп. Памятная медаль В честь открытия железной дороги от Санкт-Петербурге

Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. «Дилижансами» называли мягкие крытые вагоны большей вместимости; следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»): повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши — «ваггоны».

7. Николай I правил тридцать лет, «николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике. В то же время царствование Николая I ознаменовалось введением жесточайшей цензуры, что великолепно показано архитектурным решением выставки.

Портрет А.Х.Бенкендорфа Неизвестный художник. Середина XIX холст, масло
Портрет А.Х.Бенкендорфа Неизвестный художник. Середина XIX холст, масло

Императору был нужен инструмент, который позволил бы ему контролировать все происходящее. Всевидящим оком императора стала Собственная Его Императорского Величества канцелярия — и в первую очередь ее Третье отде­ление, которое возглавил генерал от кавалерии Александр Бенкендорф. Первоначально в Третьем отделении работало всего 16 человек. Это небольшое количество людей контролировало работу госу­дарственных учреждений, мест ссылки и заключения; занималось делами о подделке государственных документов и фальшивомонетни­че­стве, а главное - наблюдало за настроениями во всех слоях общества. Для этого Третьему отделению был выдан корпус жандармов, которые готовили императору отчеты о положении дел.

Большая, средняя и малая  государственные печати императора Николая I
Большая, средняя и малая государственные печати императора Николая I

8. Основой российской государ­ствен­ной идеологии при Ни­ко­лае I стала теория офи­циальной народности, сформулированная мини­стром на­родного про­све­щения Сергеем Семёновичем Уваровым. Для воспи­тания общества он сфор­му­лировал триаду «Православие, самодер­жавие, народность».

Портрет С.С.Уварова К.Я.Каневский около 1844 г. холст, масло
Портрет С.С.Уварова К.Я.Каневский около 1844 г. холст, масло

Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать западные идеи свободы мысли и свободы личности, которые рассматривались как «вольнодумство». Но если сам Уваров считал эту триаду временной, то Николай I воспринял ее как универсальную, поскольку она полностью соот­ветствовала его представлениям о том, каким образом должна развиваться в его руках империя.

Жалованная грамота императора Николая I Сергею Семеновичу Уварову на графское Российской империи достоинство и герб
Жалованная грамота императора Николая I Сергею Семеновичу Уварову на графское Российской империи достоинство и герб

9. “Там где был поднят русский флаг, там он никогда не должен спускаться.” любил повторять Николай I.

-19

Во внешней политике задачей было защитить границы Российской империи на Кавказе, в Кры­му и в Бессарабии от персов и турок.

С этой целью были проведены две войны — Русско-персидская 1826–1828 гг.  и Русско-турецкая 1828–1829 гг. Россия не только укрепила границы, но и заметно усилила свое влияние на Балканах.

В центре красный офицерский вицмундир кавалергардского Её величества полка, принадлежавший Николаю I
В центре красный офицерский вицмундир кавалергардского Её величества полка, принадлежавший Николаю I

Николай I считал своим священным долгом борьбу с революцией в Европе. В 1831 году российская армия подавила польское восстание, Польша стала частью Российской империи, а на ее территории было введено военное положение, которое сохранялось до конца царствования Николая I. Франц Иосиф, глава австрийского императорского дома, попросил Николая о помощи против восставшей Венгрии. Николай I понимал, что это очень обременительно для России, но видел в венгерских революционерах «врагов всемирного порядка и спокойствия… кото­рых истребить надо для нашего же спокойствия», и в 1849 году русская армия присоединилась к австрийским войскам и спасла австрийскую монар­хию.

Портрет императора Николая I в венгерском генеральском мундире австрийской армии. Неизвестный художник. конец 1840-х - начало 1850-х холст, масло
Портрет императора Николая I в венгерском генеральском мундире австрийской армии. Неизвестный художник. конец 1840-х - начало 1850-х холст, масло

В начале 1850-х годов Николай I допустил ряд ката­стро­фичес­ких просчетов и всту­пил в войну с Османской империей. Англия и Фран­ция встали на сторону Тур­ции, Россия стала терпеть поражение. Это усугубило и многие внутренние проб­лемы. В 1855 году, когда ситуация была уже очень тяжелой, Николай I неожи­данно скончался, оставив своему наслед­нику Алек­сандру страну в крайне тяжелом положении.

Портрет императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. А.П.Швабе. 1843 холст, масло
Портрет императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. А.П.Швабе. 1843 холст, масло

10. Николай I до последних дней вёл спартанский образ жизни: даже во дворце он спал на походной кровати.

-24

Фрейлина императрицы, баронесса Мария Фредерикс, вспоминала: "Спал он на тоненьком тюфячке, набитом сеном. Его походная кровать стояла постоянно в опочивальне августейшей супруги, покрытая шалью... Последние годы он жил внизу под апартаментами императрицы, куда вела внутренняя лестница. Тут он одевался и работал, тут же он и скончался". На выставке представлена та самая складная походная кровать, привезённая из Петергофа, а также набросок обстановки комнаты императора и его серая офицерская шинель из шерстяного сукна, заменявшая ему домашний халат, которого у него никогда не было.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Исторический_музей #Николай_I_Идеальный_самодержец #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты