Анализ причин и последствий задержек грузоперевозок из Казахстана в Россию в условиях международных санкций: взгляд на проблему
В начале октября российские СМИ рассказали о серьёзных задержках на границе между Россией и Казахстаном. Тысячи грузовиков с товарами из Китая застряли на контрольно-пропускных пунктах. Эта ситуация, вызванная антироссийскими санкциями США и ЕС, привлекла внимание специалистов по логистике и международным отношениям.
По данным «Коммерсанта», грузоперевозчики столкнулись с километровыми очередями. Особое внимание уделялось проверке транспортных средств, перевозящих электронику, дроны и продукцию западных брендов, подпадающих под санкции.
Подобные проблемы наблюдаются и на КПП между Казахстаном и Китаем, как отмечает «Лента.ру». Это указывает на системный характер проблемы, требующей анализа в контексте международной экономики и логистики.
Дмитрий Аржаных, соучредитель «Сервисной Логистической Компании», и Юлия Супрун, представитель «КИТ», говорят, что задержки начались в середине сентября. Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики «Юнитрейд», подтверждает, что они достигали трёх-пяти дней. Это заставило транспортные компании искать альтернативные маршруты через российско-китайскую границу.
Дмитрий Потоцкий, генеральный директор «ДАТранслогистик», связывает задержки с усилением таможенного контроля со стороны Казахстана. По его мнению, это направлено на предотвращение нелегального импорта из Китая в Россию. Это отражает стремление Казахстана соблюдать международные санкции.
Ситуация ухудшилась в начале октября, когда все КПП между КНР и Казахстаном были закрыты из-за государственных праздников Китая. Это привело к ещё большему скоплению грузовиков и увеличению времени ожидания. Дмитрий Аржаных подчёркивает, что задержки затронули все маршруты, независимо от конечной точки и регистрации транспортных средств.
Logirus сообщает, что автомобильный пункт пропуска «Достык – Алашанькоу», связывающий Казахстан и Китай, обычно пропускает до тысячи машин в сутки. Сейчас его работа фактически парализована, что серьёзно влияет на грузопоток в Россию.
Нехватка бланков разрешений КНР на грузоперевозки также сыграла свою роль. Комитет государственных доходов Казахстана сообщил, что это вызвало заторы на КПП «Нур Жолы». Система взаимодействия пограничных ведомств Казахстана и Китая не справилась с возросшим потоком транспорта, что потребовало дополнительных переговоров между Астаной и Пекином о расширении количества разрешений.
Всё это происходит на фоне активизации дипломатических контактов между Казахстаном и США. Касым-Жомарт Токаев и Дональд Трамп неоднократно обсуждали торговлю и международные отношения. В сентябре 2021 года Токаев заявил о готовности к конструктивному диалогу после введения США пошлин на казахстанские товары. Трамп подчеркнул важность расширения экономических связей между странами.
В контексте международных санкций против России Казахстан заявил о своей приверженности их соблюдению. Вице-премьер Серик Жумангарин отметил, что страна не будет нарушать санкции в ущерб своим интересам, но и не станет способствовать их обходу. Акан Рахметуллин, первый заместитель министра иностранных дел, подтвердил, что Казахстан не поддерживает Россию в обходе санкционных ограничений.