Владимир, январь 2012 года. Во дворе дома на Верхней Дуброва, 31, прохожие обнаружили тело 31-летнего Александра Столярова. Молодой мужчина скончался от ножевого ранения. Как выяснилось следствием, убийство произошло буквально в нескольких десятках метров от этого места, на территории соседнего детского сада №127 «Лукоморье».
По данным следствия, вечером 8 января Александр Столяров в компании своего приятеля пришел в детский сад. Целью их визита был сторож, 35-летний Антон Кизерицкий. Они хотели поговорить с ним, но диалог явно не задался. В итоге Кизерицкий, не сдержав гнева, выхватил холодное оружие и набросился на непрошенных гостей.
Они попытались спастись бегством. Раненый приятель Столярова сумел скрыться и впоследствии получил медицинскую помощь, что спасло ему жизнь. Однако самому Александру повезло меньше. Он сумел добежать лишь до двора соседнего жилого дома, где его силы окончательно оставили. Именно там, на холодном асфальте, его и нашли случайные прохожие.
Сам виновник трагедии, Антон Кизерицкий, не стал дожидаться приезда правоохранителей и скрылся с места преступления. Так начался розыск.
Из федерального розыска на работу – в детский сад
Побег Кизерицкого заставил следователей детально изучить его биографию. Выяснилось, что на момент трагедии Антон Кизерицкий уже несколько лет находился в федеральном розыске. Его разыскивали по факту нанесения телесных повреждений, произошедшему еще в 2008 году. Тогда он также в ходе конфликта кого-то ударил ножом, но жертва выжила.
Проведя некоторое время в бегах на Крайнем Севере, Кизерицкий вернулся в родной Владимир. И здесь начинается самая странная часть этой истории. Несмотря на то, что он числился в розыске, мужчина смог без особых проблем официально трудоустроиться сторожем в детский сад №127. Он вышел на работу и проработал там, в общей сложности четыре месяца, оставаясь «невидимкой» для местных органов правопорядка.
Персонал детского сада, с которым журналистам удалось пообщаться вечером следующего дня, в один голос заявлял, что лично с новым сторожем знакомы не были. Его рабочий график был специфическим: он приходил на смену в семь вечера, когда воспитатели и другие сотрудники уже заканчивали рабочий день, и уходил в семь утра.
Родители воспитанников, узнавшие о произошедшем, были в шоке и крайнем беспокойстве. Их тревога была понятна и оправдана: ведь в детском саду, пусть и в ночное время, работал человек с криминальным прошлым, склонный к агрессии.
Убийца на месте жертвы
Как удалось выяснить журналистам, погибший Александр Столяров и сам ранее работал сторожем в этом самом детском саду «Лукоморье».
Более того Антон Кизерицкий был принят на работу именно на его место, после того как Столяров уволился. Убитый Александр оставил после себя жену и двоих маленьких детей.
Возникал резонный вопрос: каким образом человек, объявленный в федеральный розыск, мог официально и без препятствий устроиться на работу в детское учреждение? Эта проблема заинтересовала не только общественность, но и сотрудников СК, которые начали разбираться в этой цепочке странностей.
«Тут речь не идет о каком-то отборе, хоть кого-то нормального взять»
Вскоре после трагедии кабинет заведующей детским садом «Лукоморье» Ольги Золиной превратился в место паломничества журналистов. Женщина была вынуждена давать комментарии и объяснять, как такой человек мог оказаться в ее штате.
Ольга Золина рассказала, что ситуация с кадрами, особенно по должности сторожа, в дошкольных учреждениях традиционно сложная. Основная причина — крайне низкий оклад, который на тот момент равнялся МРОТу:
– Из-за низкого оклада найти для детсада сторожей очень сложно. Тут уже и речи не идёт о каком-то отборе, взять бы хоть кого-нибудь более или менее нормального, – констатировала она.
В конце лета один из трех сторожей, как раз Александр Столяров, уволился, и возникла вакансия. Заведующая описала процедуру найма:
– Я позвонила Татьяне Николаевне, которая у нас раньше работала, и она предложила кандидатуру своего сына Антона. Все документы у него были в порядке. Сам тоже, вроде, хороший человек.
Этот комментарий указывает, что Антон Кизерицкий не особо скрывался: его мать точно знала, где он находится, и даже порекомендовала его на работу.
Золина жаловалась, что у нее не было реальной возможности провести проверку нового сотрудника:
– В моих обязанностях не прописано, что сотрудников нужно проверять на наличие судимостей или прочих неприятных факторов. Да и как я могла это сделать? У меня же нет доступа к каким-то полицейским базам, – справедливо отмечала она.
При этом она охарактеризовала Кизерицкого как добросовестного работника:
– Работал хорошо: на работу не опаздывал, был исполнительным, не пил, не курил, постоянно читал книги, сидя в кресле в коридоре.
Она также подчеркнула, что никакого контакта с детьми у сторожей не было по определению, так как их смены выпадали на ночное время. Информация о его трудоустройстве, по словам заведующей, была в установленном порядке направлена в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Управление образования в начале сентября. Но, как показала практика, даже этого оказалось недостаточно, чтобы система розыска сработала.
Убийство из-за ледяной горки
Что же стало причиной роковой ссоры вечером 8 января? В узких кругах довольно быстро начала муссироваться одна конкретная версия. Согласно ей, конфликт между Столяровым и Кизерицким возник из-за… ледяной горки.
Якобы, 8 января Александр Столяров, который был не только бывшим сторожем, но и отцом воспитанницы старшей группы, позвонил Кизерицкому, и обвинил его в том, что по его вине на территории садика были сломаны ледяные горки, построенные для детей.
Вечером того же дня Столяров в сопровождении родственника (того самого приятеля) пришел к детскому саду для выяснения отношений. Мужчины, как сообщалось, даже перелезли через забор, чтобы попасть на закрытую территорию.
Началась словесная перепалка, которая быстро переросла в рукопашную, а затем Кизерицкий, не сдержавшись, применил нож. Самое удивительное, что впоследствии эта, казалось бы, невероятная бытовая версия нашла свое подтверждение в материалах следствия.
Гибель Александра Столярова стала тяжелым ударом для коллектива детского сада. По словам той же Ольги Золиной, погибший был хорошо знаком многим воспитателям и оставил о себе добрую память:
– Мужчина часто приходил помогать воспитателям, был добрым и отзывчивым человеком, – отозвалась о нем заведующая.
«Это правда? Антона разыскивают?»
Расследование биографии Антона Кизерицкого показало, что он был не просто «случайным человеком», а имел довольно интересное прошлое. Во-первых, он являлся сыном Сергея Кизерицкого — известной в области фигуры. В прошлом его отец возглавлял совет депутатов города Лакинска и руководил местным муниципальным рынком.
На момент событий 2012 года Сергей Борисович занимал пост директора лакинского подразделения управляющей компании «СпецСтройГарант». Кроме того, он был известен своей непримиримой борьбой с прежним мэром Лакинска Львом Фадейчевым.
Журналисты, естественно, попытались связаться с отцом подозреваемого. Их диалог был красноречивым:
– Да? Это правда? Антона разыскивают? – удивлялся Сергей Борисович. – Впервые слышу.
А затем он добавил, что давно не поддерживает отношений со своим сыном и ничего о нем не знает.
Еще одним неожиданным фактом из жизни Кизерицкого-младшего стала его журналистская деятельность. В середине 1990-х годов он работал корреспондентом (возможно, внештатным) во владимирской газете «Молва».
Приговор
Поймали Антона Кизерицкого 12 января 2012 года. Он не смог скрываться долго. Уже спустя сутки, 13 января, в Следственном комитете по Владимирской области рассказали журналистам подробности задержания. Руководитель Ленинского районного отдела управления СК Алексей Мацкевич сообщил:
– Подозреваемый был задержан в квартире своего приятеля. У Кизерицкого были изъяты два охотничьих ножа. Как пояснил сам задержанный, один нож был использован в драке в 2008 году, а второй стал орудием убийства 8 января этого года.
Во время следственных действий Кизерицкий пытался оправдать свои поступки. Он утверждал, что «гости» сами спровоцировали его на агрессию. Первое впечатление следователей от общения с задержанным было таким, что они не исключали необходимости назначения ему комплексной судебно-психиатрической экспертизы. Однако впоследствии Антон Кизерицкий был признан вменяемым.
Суд над Антоном Кизерицким завершился в апреле 2013 года. Мужчина был признан виновным в совершении убийства и нанесении телесных повреждений. Мера наказания оказалась суровой: 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По материалам «КП»-Владимир