Найти в Дзене
Фулфилмент LKpack

"Простите, ваша посылка в ОПЕ": Почему мы не верим в "оптимальные" маршруты

Оглавление

История одного из сотрудников FedEx

Меня зовут Марк, я руковожу логистикой в fulfillment-центре в Чикаго. Думал, видел всё, но в одно второе утро мой телефон разорвался от сообщений от нашего крупнейшего клиента, Сары из «Windy City Gadgets».

«Марк, это ПРЕДЕЛ. Объясните этот бред!»

К сообщению были прикреплены два трек-номера. Оба — отправления с нашего склада в Чикаго на один адрес в Сент-Луисе. Оба были забраны одним водителем в один понедельник после полудня.

Посылка №1 прибыла в среду. Посылка №2... отправилась в 12-дневное живописное путешествие по Среднему Западу.

Сарабыла в ярости. Её клиент угрожал оспариванием платежа и вирусным тредом в Твиттере. Моя команда металась. Мы винили погоду, нехватку рабочих рук, винили всё, кроме настоящего виновника. У меня было предчувствие, что мы сражаемся с призраком — цифровым.

Так мы начали охоту на нашего логистического фантома.

-2

Шаг 1: Карта безумия

Первое, что мы сделали, — выгрузили полную историю перемещений обеих посылок. То, что мы увидели, было абсурдом.

  • Посылка №1 (доставка за 2 дня): Склад в Чикаго → Локальный хаб FedEx → Объект в Сент-Луисе → Доставлена. Идеально.
  • Посылка №2 (доставка за 12 дней): Склад в Чикаго → Локальный хаб FedEx → Суперхаб в Мемфисе, Теннесси → Обратно в Чикаго → Затем в Сент-Луис.
Я перечитал маршрут три раза. Это было безумием. Посылка проехала лишних 600 миль. Это как отправить письмо соседу, сначала послав его в другой штат.

Мы копнули глубже и нашли десятки таких «потерянных» отправлений. Закономерность была очевидной: все они совершали обязательное паломничество в массивный хаб FedEx в Мемфисе. Для системы это было чем-то вроде священного ритуала.

Шаг 2: Взламываем «умный» алгоритм

«Это алгоритм экономии», — объяснил наш IT-специалист, после того как мы изучили документы перевозчика и старые расследования Wall Street Journal.

И тогда всё встало на свои места. Позвольте мне объяснить.

У крупных перевозчиков, таких как FedEx, есть эти колоссальные центральные хабы. Чтобы цифры сходились, их программное обеспечение для «Динамической оптимизации маршрутов» приоритезирует заполнение каждого грузовика и самолета под завязку. Оно жертвует прямотой пути ради загрузки.

Алгоритм не видит карту. Он видит таблицу:
  • Стоимость мили для полного Boeing 747 из Мемфиса: $X.
  • Стоимость мили для полупустого регионального самолета из Чикаго: $Y (где $Y намного больше $X).

Для системы дешевле собрать тысячу посылок со всей страны в Мемфисе, впихнуть их в один полный самолет и отправить обратно, чем гонять частично пустые самолеты по прямым, коротким маршрутам. Ваша посылка из Чикаго в Сент-Луис становится «наполнителем», чтобы использовать свободное место на рейсе из Мемфиса. Она идет длинным путем, но для итоговой прибыли системы это правильный путь.

Это был не сбой. Это была функция. Функция, которую вскрыло расследование Wall Street Journal 2016 года о сервисе FedEx Ground Economy, выявившее именно такие странности маршрутизации.
-3

Шаг 3: Как мы перехитрили систему (и спасли клиента)

Мы не могли изменить код FedEx. Но мы могли изменить нашу стратегию.

  • Многоуровневое обслуживание. Мы создали четкую двухуровневую систему: «Экспресс» и «Эконом». Теперь, когда мы начинаем работать с клиентом, мы прямолинейны: «Выберите «Эконом», это на 40% дешевле, но ваши посылки могут идти 7-12 дней, потому что они поедут самым рентабельным для перевозчика маршрутом, который не всегда самый прямой».
  • Мы перестали оправдываться. На страницах товаров наших клиентов теперь можно добавить пометку: «Эко/Медленная доставка. Этот увеличенный срок позволяет оптимизировать логистику, снижая углеродный след за счет максимальной загрузки транспорта». Люди удивительно спокойно реагируют, когда с ними честны.
  • Проактивное управление. Мы начали закладывать эту «алгоритмическую задержку» в наши расчетные сроки доставки и сообщать о ней заранее.

Та самая разгневанная клиентка, Сара? Мы показали ей карты, данные, статьи. Объяснили, как ее выбор более дешевого варианта доставки способствовал этому. Она не просто успокоилась. Она использовала наше объяснение как маркетинговый инструмент, рассказывая своим клиентам: «Мы выбираем медленную доставку, чтобы быть дешевле и экологичнее».

-4
Какой вывод я сделал?

Современная логистика — это уже не про грузовики и самолеты. Это про сражение с невидимыми цифровыми призраками — алгоритмами, созданными для экономии копейки на посылке, без учета времени или здравого смысла клиента. Вы выигрываете эту битву не криком в службу поддержки, а пониманием холодной логики машины и умением работать вопреки ей.

Иногда опоздавшая посылка — это не ошибка. Это знак, что вы сэкономили деньги и сберегли топливо. Просто нужно быть достаточно умным, чтобы понять почему, и достаточно честным, чтобы рассказать об этом своему клиенту.

А может это не алгоритм виноват, а наша жадность? Мы же сами выбрали самый дешёвый тариф, экономя копейки, а теперь удивляемся, что клиенты недовольны долгой доставкой. Как вы считаете?