Ducati, известная своими достижениями в мире спортивных мотоциклов и гонок, к концу 1990-х вышла на сегмент спортивно-туристических моделей. В 1997 году была представлена ST2, на заводе в Болонье установлен 944-кубовый V-образный двигатель с двумя клапанами на цилиндр,
что позволяло соперничать с Suzuki GSX750F
и зарекомендовавшим себя Honda VFR750F; (спустя год появился новый VFR800Fi.)
В те времена спортивно-туристические мотоциклы становились все более востребованными за десятилетие до того, как мотоциклы для дальних поездок действительно завоевали популярность. Уже имея за плечами успех минималистичной модели M900 Monster, Ducati стремилась расширить линейку и увеличить привлекательность своей продукции.
ST2 был хорошим мотоциклом, хотя и несколько уступал по изысканности Honda. Благодаря своей гоночной раме он мог справиться с любыми трудностями, и только двигатель оставлял желать лучшего. Двухклапанный 944-кубовый двигатель с водяным охлаждением был не плох, но не оставлял никаких впечатлений.
Поэтому в 1999 году Ducati подняла планку, выпустив более плавный, тягучий и техничный ST4, оснащённый четырёхклапанным двигателем Testastretta, созданным на базе 916. Мощность ST2 сразу выросла с 83 до 107 л.с., что придало ST4 мощь спортивного мотоцикла, соответствовавшую и без того жёсткому шасси. Но для туристических поездок оборотистый двигатель 4-цилиндрового двигателя, пожалуй, был слишком мощным. Плюс высокая цена и дорогие эксплуатационные расходы, сопутствующие гоночному двигателю, оказались немного чрезмерными для спорт-туризма.
Встречайте новый ST3.
Добрые души из Ducati решили разработать двигатель специально для спорт-туризма, поэтому они создали новый верхний блок с тремя клапанами на цилиндр. Идея заключалась в создании двигателя, который сочетал бы в себе управляемость старого двухклапанного двигателя с приятной мощностью четырёхклапанного двигателя 916-го (хотя и не совсем того, что есть у нынешнего 996-кубового двигателя в ST4), сохраняя при этом фирменный десмодром механизм газораспределения. Как и в новых 1000-кубовых двигателях с воздушным охлаждением, эти новые головки цилиндров оснащены двумя свечами зажигания и имеют большие площади сжимания для улучшения отклика дроссельной заслонки и топливной экономичности. Благодаря использованию одного кулачка на головку цилиндра, общий размер двигателя остался небольшим и намного ближе к ST2, чем к громоздкому двухраспределительному ST4.
Другими важными аспектами стали дизайн и эргономика. Даже Troy Bayliss
согласился бы, что ST никогда не привлекал к себе особого внимания, и сейчас, спустя шесть лет после запуска, он начинает выглядеть довольно устаревшим, особенно если смотреть спереди. Вмешательство действительно ограничилось полностью новым обтекателем (бензобак и боковые панели остались нетронутыми), и результат получился очень свежим и гораздо более агрессивным, чем прежде.
Большая фара производит внушительное впечатление, и в целом мот производит приятное впечатление в тевтонском стиле. Новое сиденье и новый регулируемый руль, как предполагается, обеспечат улучшенную эргономику и более точную регулировку посадки.
Клипоны закреплены на трубках вилки и могут сдвигаться вверх или вниз примерно на дюйм. Боковые отверстия обтекателя в области руля, очевидно, предназначены для регулировки руля, не позволяя ручным рычагам задевать обтекатель при полном повороте. Появилось стремление Ducati к эргономичной регулировке как в модели 999, и теперь система ST3 воплощает мечту многих гонщиков, предпочитающих спорт-туризм, предлагая выбор между прямой посадкой, которая не нагружает запястья во время многокилометровых поездок, и более агрессивной, смещающей вес на переднее колесо для жарких спортивных поездок.
Подвеска максимально эффективно поглощает неровности, обеспечивая при этом отличную управляемость задней части шасси. Полностью регулируемый амортизатор Boge заслуживает самых высоких оценок. Подвеска и комфорт — ещё одна область, где ST3 на голову превосходит весь модельный ряд Ducati, включая Multistrada.
С модельным рядом, состоящим в основном из ярко-красных огнедышащих мотоциклов, брутальных «монстров» и странного и прекрасного «Мультистрада», ST3 должен был стать своего рода белой вороной в рядах Ducati. На деле же всё оказалось совсем наоборот: это действительно тот мотоцикл, с которым стоит провести время. С новым двигателем (мощность которого в Италии достигла 95 л.с. на задней оси) он способен конкурировать с такими мотоциклами, как VFR и BMW, при этом дешевле их.
К сожалению, модель сняли с производства в конце 2007 года, погубив успех мотоциклов для активного отдыха и собственной линейки Ducati Multistrada. Но это означает богатый выбор на рынке подержанных мотоциклов. ST3 по-прежнему отличный спорт-турист, как для одного, так и для двоих, и цены, даже на топовую модель S, заманчиво низкие.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Чрезвычайно комфортен для путешествий в одиночку и вдвоем
- Отличная управляемость благодаря спортивному шасси — особенно в модели S
- Великолепная альтернатива вездесущей модели Honda VFR800
Минусы
- Подвеска OE жесткая, поэтому для достижения наилучшего качества езды ее необходимо отрегулировать или настроить.
- Обслуживание может быть дорогим — зазоры клапанов необходимо проверять каждые 6 тыс. км.
- Недостаточная мощность по сравнению с современными спортивно-туристическими мотоциклами
Ducati ST3 / ST3S (2004-2007)
ST3 2004 года: Развитие предыдущих моделей ST2 и ST4. Изменения включали новые трёхклапанные головки цилиндров с системой газораспределения SOHC, более широкий и более защитный обтекатель. Цвета: красный, серебристый, жёлтый.
ST3 2005 года: Изменения включают замену сухого сцепления на мокрое, систему впрыска топлива с открытым контуром и увеличение мощности со 102 до 107 л.с. Сиденье переработано для повышения комфорта. Цвета: красный, серебристый, чёрный, жёлтый.
2006 ST3/ST3 S: Ducati выпускает ST3 S, премиальную версию ST3 с полностью регулируемой вилкой, амортизатором Öhlins и тормозами с ABS в стандартной комплектации. Цвета: красный, серебристый, графитовый, чёрный.
2007 ST3/ST3 S: Без обновлений. Цвета: красный, серебристый, графитовый, чёрный.
Ducati ST3 / ST3S (2004-2007) — двигатель и характеристики
Четырёхклапанный двигатель Ducati Testastretta отлично показал себя на спортивных мотоциклах, но не на спортивно-туристическом ST4. Слишком резкий, слишком тяжёлый и не соответствовал назначению мотоцикла. Для ST3 Ducati начала всё сначала, создав двигатель, сочетающий в себе сильные стороны предыдущих моделей ST2 и ST4.
При объёме 992 куб. см, диаметре цилиндра и ходе поршня 94 x 71,5 мм, двигатель ST3 обладает большей мощностью, чем его предшественники объёмом 944 куб. см и 916 куб. см. Что действительно отличало ST3 от предыдущих моделей, так это головки цилиндров с тремя клапанами на цилиндр (два впускных и один выпускной), приводимыми в действие одним кулачком, в отличие от двух клапанов у ST2 и четырёх у ST4. Это позволило двигателю получить более широкий диапазон доступной мощности и тяги, а также сохранить резвый отклик на низких оборотах ST2 и стремительный разгон на высоких оборотах ST4.
Пиковая мощность составляла внушительные 107 л.с., а крутящий момент 110 Н·м обеспечивал быстрые обгоны и избавлял от необходимости постоянно переключать (и без того отличную) коробку передач. Ранние мотоциклы оснащались сухим сцеплением, а в 2005 году Ducati представила более прочное и надёжное сцепление «мокрого» типа.
Езда на ST3 полностью соответствует своему предназначению. Обгоны происходят быстро и без суеты, а запаса оборотов на высоких оборотах достаточно, чтобы вызвать улыбку на лице, если захочется оторваться. Ранние модели страдали от рывков при подаче топлива на низких оборотах, но большинство владельцев перепрошили блок управления двигателем. Единственный недостаток двигателя — обслуживание. Зазоры клапанов необходимо проверять каждые 10000 км, что может увеличить стоимость обслуживания, а ремни ГРМ нужно менять каждые два года.
Ducati ST3 / ST3S (2004-2007) — управляемость и подвеска (включая вес)
Шасси ST2 не имело особых недостатков, поэтому ST3 построен на его основе. Управляемость для спортивно-туристического мотоцикла отточенная, особенно на модели S с лучшей подвеской, которая оснащена полностью регулируемыми вилками Showa (в стандартной модели Showa имеют только преднатяг) и амортизатором Öhlins, также полностью регулируемым. Модель S также оснащена системой ABS, относительно новой технологией для мотоциклов начала 2000-х.
Спортивные шины размерностью 120/70 17 и 180/55 17 позволяют использовать различную резину. А поскольку большинство современных спортивно-туристических шин теперь имеют двухкомпонентный состав — износостойкий в центре и более мягкий по краям, — ST3 предлагает возможность получить настоящее удовольствие вдали от автострад.
Амортизация установлена жёстко на заводе, поэтому её регулировка или настройка подвески под вас улучшит качество езды. Амортизаторы ST3 Showa не подлежат ремонту, в отличие от S Öhlins. Поскольку это итальянская модель, тормоза — Brembo. Благодаря массивным 320-миллиметровым дискам спереди, зажатым четырёхпоршневыми суппортами, тормозная система ST3 обладает всеми характеристиками настоящего спортбайка. Однако некоторые владельцы жалуются на пульсацию тормозов из-за деформации дисков и заедания поршней.
Эргономика превосходна для многокилометровых спортивных туров. Обтекатель ST3 выше и шире, чем у двух предыдущих моделей, поэтому ветрозащита отличная. Сиденье также удобнее, чем у T2 и T4. Есть даже встроенная регулировка: руль можно поднять или опустить в зависимости от стиля.
Ducati ST3 / ST3S (2004-2007) - Соперники
Aprilia RST1000 Futura — спортивный туристический мотоцикл начала 2000-х, выпущенный заводом в Ноале, стал итальянским ответом на всепобеждающий Honda VFR800. Оснащённый 1000-кубовым V-образным двухцилиндровым двигателем Rotax с углом развала цилиндров 60°, обрамлённый соответствующим футуристическим кузовом и опирающийся на спортивную алюминиевую раму, RST обладал всеми качествами, чтобы составить конкуренцию мощному V4 Honda. К сожалению, Futura не справилась с задачей, и итальянцам пришлось отдавать предпочтение линейке ST от Ducat. ST3 от Bologna превосходит RST практически по всем параметрам, поэтому, если вы не найдёте Aprilia по очень низкой цене, Ducati по-прежнему остаётся безусловным фаворитом.
BMW R1150RS — мощный немецкий мотоцикл с оппозитным двухцилиндровым двигателем, характерным ходом, достойной управляемостью и достаточной эргономикой, чтобы с легкостью перевозить водителя, пассажира и багаж через континенты. Механика довольно простая и прочная, поэтому беспокоиться не о чем, но замена ранних блоков ABS может быть дорогой. При сухой массе 245 кг 1150RS тоже довольно увесистый. Пробег не важен, если у выбранного вами мотоцикла долгая история обслуживания. Однако ST3 — гораздо более продвинутая комплектация, поэтому, если вы ищете роскошь, производительность и управляемость, Ducati на голову выше RS.
Honda VFR800 V-Tec — добавление системы изменения фаз газораспределения в 2001 году к неизменно популярному VFR от Honda вызывает неоднозначное мнение. И до сих пор вызывает. Некоторым нравится повышение экономичности на низких оборотах и заметное повышение отдачи, начиная со средних оборотов. Другие считают, что это портит и без того превосходный двигатель. В любом случае, этот V4 — ближайший конкурент ST3. Качество сборки не такое высокое, как у ранних 750-х, и производительность может показаться немного ниже, когда едешь вдвоем и с багажом. Но VFR продолжают пользоваться популярностью на рынке подержанных мотоциклов, потому что в качестве комплектации их всё ещё сложно превзойти. Однако ему не хватает характера ST3.
Ducati ST3 / ST3S (2004-2007) - Вердикт
Из всех спорт-туристов Ducati ST именно ST3 – лучший выбор. Объединяя в себе лучшее от ST2 и ST4 в более изысканном исполнении, ST3 является реальной альтернативой Honda VFR и Aprilia RST Futura. Если бы рынок туристических мотоциклов не взлетел так успешно в середине 2000-х, Ducati, вероятно, сохранила бы ST3 в своей линейке, развивая и совершенствуя модель, а не отказываясь от неё в пользу Multistrada. Туристические мотоциклы не для всех, как и гипербайки, такие как Honda Blackbird и Suzuki Hayabusa, поэтому Ducati ST3 предлагает надёжную и стильную альтернативу тем, кто любит спорт-туризм с нотками итальянского колорита. И по умеренной цене.