Этот текст написан по просьбам читателей. Вообще у меня есть отдельные статьи про различные методы достижения того или иного навыка. Здесь же я опишу кратко основные моменты новых методик. Это не учебник, это просто описание различий старых и новых методов.
1. Обучение щенка имеет определенную систему. Маленький щенок обучается в игре. Не используется вкусовое поощрение (или используется минимально). Не используется угроза голосом. Не используется плетка (напомню, что ряд советских книг рекомендуют применение плетки при натаске спаниеля).
2. Активно используется свисток. Причем свисток нужен не абы-какой, а определенный, позволяющий давать четкие и разнообразные команды.
3. Советские методики рекомендуют начинать дрессировать щенка как можно раньше. Многие навыки при этом осваиваются значительно раньше, чем в новых методиках. Особенно это касается выдержки, всяческих запрещающих команд. Новые методики рекомендуют не спешить. Раннее применение выдержки тормозит собаку, убивает в ней быстроту и резкость, желание активно подавать и искать. Я часто сталкиваюсь с владельцами, которые засучив рукава бросаются в дрессуру. В 3 месяца щенок у них подает четко по команде, с выдержкой. При этом повзрослев собака оказывается неуправляемой в поле. С чего бы это?
4. Новые методики настоятельно рекомендуют применять за раз не более 2-3 команд (трех подач, например). Это позволяет сохранить в щенке желание заниматься, не превращает натаску в скучную рутину. Адепты советских методик повторяют скучнейшую простую подачу множества раз. В результате собака подает как грустный ослик, часто роняет птицу на испытаниях, плохо подает в руку, иногда делает вид, что не замечает битую птицу в поле, лишь бы не подавать. Подача это не работа. Подача - это огромное удовольствие для собаки. Если подача превращается для собаки в работу, если на нее нужно кричать - значит вы что-то не то делаете.
5. Огромное внимание в новых методиках уделяется похвале. Хвалить собаку нужно уметь. Правильная похвала отлично заменяет вкусняшку из кармана. Сторонники советских методик хвалить собаку как правило не умеют. Делают это плохо и грубо. Это только усиливает нежелание собаки выполнять команды. Кроме всего прочего в новых методиках поощрением служит подача. При правильной натаске подача для спаниеля это огромная радость. Правильное использование этого момента позволяет выработать и отличную остановку. Но об этом позже.
6. Для обучения подаче не используются крылья. А вот теннисные мячики используются очень активно и разнообразно. Игровая методика обучения подаче несколько видоизменена. У щенка не отбирают сразу мячик. Не требуют выдержки. Часто используют для поощрения второй мячик, но не используют лакомство.
7. Челнок в поле ставится без корды. Собаки натасканные на корде плохо слушаются, в поиске независимы и конечно же гоняют.
8. Не признают новые методики обучения анонсу. Считают это шаманством и выдачей желаемого за действительное. Заход на хозяина для подъема дичи считается случайным и не считается обучаемым навыком.
9. В отработке остановки имеется самое большое отличие старых методик от новых. По-старому - отработка остановки начинается при усаживании собаки перед миской. Активно используется корда. Команда "сидеть" не имеет никакого продолжения, поэтому собаке не понятна и не интересна. В новых методиках есть совершенно неуловимые моменты, которые позволяют добиться огромного эффекта - собака в поиске - свисток - заброс поноски. Остановка резкая и мгновенная. А подача - поощрение за послушание. Никакой корды, никаких рывков с переворотом. Более того, остановка сразу приобретает для собаки смысл - если она не остановится - она прозевает заброс, не увидит куда полетела поноска.
10. При работе по птице продолжается тренировка остановки. И точно также заброс птицы, поноски или мячика в другую сторону легко отвлекает собаку от гоньбы птицы. Подача только по команде. Активно используется стартовый пистолет в процессе натаски. Охотиться можно только с отлично останавливающейся собакой, а для этого ее нужно очень хорошо подготовить.
11. Подача отрабатывается не только простым забросом, но и отдельно обучается собака слепой подаче, дальней подаче и т.п. Такие занятия собаке очень нравятся и делают контакт с хозяином еще более крепким.
12. Адепты новых методик не видят ничего плохого в применении электронного ошейника. При этом собаку можно натаскать и без него. Но при дефиците времени на натаску, огрехах в дрессировке, недостаточной врожденной контактности - ошейник может здорово помочь. Адепты старых методик утверждают, что электронный ошейник необратимо повреждает психику, что собака без ошейника не будет слушаться и грозят всяческими небесными карами, тем, кто ошейники применяет.
Можно ли переучить по-новому собаку, которая была натаскана по-старому? - Можно, но 100%-го эффекта вы не достигните. Лучше изначально правильно натаскивать.
Можно ли смешивать старые и новые методики? - Нет. Многие элементы старых методик идут в разрез с новыми.
Всех ли русских спаниелей можно поставить как английского спрингера? - Нет. Часть наших собак слишком самостоятельны, не контактны, перевозбудимы или наоборот флегматичны. Нужно выбирать щенка от послушных, контактных, уравновешенных родителей, не имеющих проблем с подачей. Щенка также нужно выбирать готового к контакту, если щенок перевернулся на спину и подставил вам живот - это хороший знак.
Что делать, если собака сложно воспитуемая, характерная? - Можно попытаться что-то исправить. Бесспорно какие-то методы способны наладить послушание, в чем-то помочь. Но полностью вылечить слишком самостоятельную собаку вряд ли выйдет. Все-таки это все качества врожденные.