В мире суперкаров есть громкие имена, известные каждому: Ferrari, Lamborghini, Bugatti. Их машины — это воплощение страсти, роскоши и мощи. А есть автомобили-призраки. Автомобили, созданные не концернами, а одержимыми гениями. Машины, которые не кричат о себе, но чьё технологическое превосходство заставляет содрогнуться даже самых признанных мэтров. Один такой призрак из 90-х — Isdera Commendatore 112i. Автомобиль, который опередил время на десятилетие и так и остался в тени, став священным граалем для автогиков.
Кто такой Commendatore? И почему «112i»?
Начнём с названия. Isdera — это аббревиатура от Ingenieurbüro für Styling, Design und Racing (Инженерное бюро стиля, дизайна и гоночных технологий). Основатель — Эберхард Шульц, человек-легенда, некогда работавший над Mercedes-Benz C111.
«Commendatore» (Коммендаторе) — это уважительное прозвище Энцо Феррари. Эберхард Шульц дал его своему творению в знак глубочайшего уважения к великому маэстро. А цифры 112i расшифровываются просто: 112 — это коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx), невероятно низкий показатель, а «i» — обозначение инжекторного двигателя.
Но за этой сухой вывеской скрывается машина, которая в 1993 году смотрела на McLaren F1 как на любопытного, но отстающего младшего брата.
Внешность из другого измерения
Дизайн Commendatore 112i — это чистейший функционализм, доведённый до уровня искусства. Это не стиль ради стиля, это аэродинамика, высеченная в куске металла и стеклопластика.
· Кузов-капля: Очертания машины напоминают каплю воды — самую аэродинамически совершенную форму в природе. Длинный хвост, плавно ниспадающая крыша, полностью закрытые колёсные арки.
· Прозрачный купол: Визитная карточка Isdera — сдвижной купол над местом водителя, унаследованный от более ранней модели Imperator 108i. Чтобы сесть в машину, нужно было не открывать дверь, а сдвинуть вверх часть крыши. Это не только фантастически круто, но и практично в тесных парковках.
· Перископ вместо зеркала заднего вида: Ещё один сумасшедший штрих. Вместо привычных зеркал на дверях, Шульц установил на крыше перископ, который передавал изображение на экран внутри салона. В 1993 году! Эта система позже была удалена из-за неидеальной работы, но сам замысел говорит о том, насколько создатель заглядывал в будущее.
· Полное отсутствие лишних деталей: Любые щели, воздухозаборники — всё было продумано для минимизации сопротивления. Cx = 0,112 — эта цифра и сегодня остаётся феноменальной. Для сравнения, у McLaren F1 этот показатель равен 0,32.
Сердце зверя: не Mercedes, а... Mercedes
И вот мы подходим к самому интересному — технической начинке. Эберхард Шульц был тесно связан с Mercedes-Benz, и для своего флагмана он выбрал двигатель, достойный бога.
Двигатель:
· Тип: V12
· Объем: 5990 см³
· Происхождение: Знаменитый двигатель M120 от Mercedes-Benz 600SL (R129) и легендарного Pagani Zonda! Да-да, тот самый мотор, который позже будет годами выть в суперкарах Пагани.
· Мощность: 408 л.с. при 5200 об/мин.
· Крутящий момент: 580 Н·м при 3800 об/мин.
Казалось бы, по современным меркам 400+ л.с. — не так уж и много. Но вся магия — в массе и аэродинамике.
Трансмиссия:
· Привод: Задний.
· Коробка передач: 6-ступенчатая «механика», также от Mercedes-Benz.
Шасси и кузов:
· Рама: Центральная трубчатая рама из высокопрочной стали.
· Кузов: Изготовлен из стеклопластика и кевлара, что обеспечивало невероятную лёгкость.
· Вес: Всего 1250 кг. Сравните с McLaren F1 и его 1140 кг, но учтите, что у Макларена был двигатель из углепластика и титана, а Isdera добилась такого веса на стальной раме и стеклопластике.
Ходовая часть:
· Подвеска: Независимая на двойных поперечных рычагах спереди и сзади.
· Тормоза: Вентилируемые диски спереди и сзади.
Цифры, от которых захватывает дух
Давайте сложим всё воедино. Комментадоре 112i с его мотором V12, весом в 1,25 тонны и аэродинамикой пули показывал просто космические характеристики:
· Разгон 0-100 км/ч: ~ 4,8 секунды. (Не рекорд, но дальше начинается магия).
· Максимальная скорость: Заявленная — 342 км/ч. По некоторым данным, на испытаниях он достиг 366 км/ч. В 1993 году это был абсолютный топ. McLaren F1 установил мировой рекорд (386 км/ч) лишь в 1998-м.
· Экономичность: Фантастически низкое аэродинамическое сопротивление позволяло машине быть невероятно «экологичной» для своего класса. На трассе она потребляла около 10-12 литров на 100 км — неслыханно мало для 6-литрового V12!
Почему он не стал легендой для всех? Трагедия гения
Было построено всего три экземпляра Commendatore 112i. Почему?
1. Стоимость: Создание такого автомобиля с нуля, с уникальными технологиями, было астрономически дорогим. Цена должна была составить около 750 000 немецких марок (примерно как два Ferrari F40), но серийное производство так и не было налажено.
2. Кризис: Начало 90-х — не лучшее время для выхода суперкара стоимостью с небольшой замок.
3. Масштаб: Isdera — это крошечное ателье, а не гигант вроде McLaren. У них не было ресурсов для маркетинга, доводки и организации серийного производства.
Commendatore 112i стал лебединой песней Эберхарда Шульца, его самым смелым и самым совершенным проектом, который доказал, что гений-одиночка может бросить вызов целым корпорациям в технологической гонке.
Сегодня один из трёх существующих Commendatore 112i находится в частной коллекции, и его почти никогда не видят на публике. Он стал мифом, автомобильным единорогом.
Он не был просто быстрым автомобилем. Он был манифестом. Манифестом о том, что аэродинамика — это искусство, что минимализм может быть красивее вычурности, и что настоящая страсть к автомобилям живёт не в маркетинговых отделах, а в гаражах одержимых инженеров, которые верят в свою мечту до конца. Это мечта, которая на мгновение стала реальностью и достигла скорости в 342 километра в час.