С 1 ноября 2025 года в России должна была вступить в силу новая методика расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей. Минпромторг предлагает учитывать не только возраст и объем двигателя, но и мощность. И если закон действительно заработает в этой редакции, — автомобили с моторами свыше 160 л. с. могут подорожать на сотни тысяч, а то и миллионы рублей.
Но несмотря на гигантский шум и панику, разразившуюся в СМИ вокруг «нового утильсбора», уже появляются сообщения, что вопрос отложен на дополнительное рассмотрение. Источники из профильных ведомств и участники рынка утверждают: Федеральная таможенная служба (ФТС) раскритиковала новую методику, а Минпромторг обсуждает перенос введения повышенных ставок. Пока окончательное решение не принято, но очевидно одно — рынок замер в ожидании.
Повышение утильсбора переносится?
Первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу РФ рассмотреть отсрочку внедрения новых правил расчёта утильсбора. Речь идёт о методике, которая должна была учитывать тип и объём двигателя при формировании базовой ставки, а также применять прогрессивный коэффициент в зависимости от мощности.
Предполагалось, что нововведения вступят в силу уже 1 ноября, однако теперь их реализация может быть перенесена на более поздний срок.
По словам представителей ведомства, дополнительные консультации необходимы для выработки «более сбалансированного подхода», который не нанесёт удар по авторынку и не создаст перегрузку на таможне.
Что меняется?
До сих пор утильсбор зависел от двух параметров: возраста машины (новая или старше трёх лет) и объёма двигателя.
С 1 ноября, если бы проект был принят, появился бы третий фактор — мощность двигателя.
Логика здесь простая: в последние годы всё больше моделей оснащаются малообъёмными, но при этом очень мощными турбомоторами, а также гибридными и электрическими установками. Формально их утильсбор оставался на «льготном» уровне, потому что объём двигателя небольшой, но по факту машина могла быть и дорогой, и производительной.
Теперь базовая ставка (3 400 рублей для новых и 5 200 для подержанных машин до 160 л.с.) остаётся в силе, но к ней применяется повышающий коэффициент по мощности. Чем больше лошадиных сил, тем выше коэффициент.
Откуда вообще появился утильсбор?
Чтобы понять суть реформы, стоит вспомнить, зачем в России появился утилизационный сбор. Его ввели в 2012 году как экологическую меру: мол, когда машина отслужит свой срок, государство должно иметь фонд для её утилизации. На деле же утильсбор стал инструментом поддержки местного автопрома.
Для российских производителей действовали компенсации и льготы, а для
иностранных марок — полноценные ставки.
Со временем этот сбор превратился в важный источник дохода бюджета и один из инструментов регулирования рынка.
Конец льготам для частников?
Еще одно нововведение касается частных лиц. Раньше при ввозе автомобиля для личного пользования можно было заплатить льготный утильсбор — всего 3400 рублей за новую машину и 5200 рублей за авто старше трех лет. Условие было одно: не продавать автомобиль в течение года.
С 1 ноября эта лазейка частично бы закрылась. Льгота могла сохранится только для автомобилей мощностью до 160 л. с. (а фактически — для большинства массовых моделей вроде Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Corolla). Всё, что выше этого порога, — попадает под новый расчет.
Примеры:
Чтобы понять масштаб потенциальных изменений, достаточно пары примеров.
Geely Monjaro с мотором 238 л. с. — вместо нынешних 3400 рублей, частнику придется заплатить около 950 тысяч рублей.
Toyota Land Cruiser 300 с мощностью 249 л. с. — утильсбор подскочит до примерно 1,1 млн рублей.
BMW X5 (333 л. с.) — уже порядка 1,4 млн рублей.
Гибриды и электромобили попадают под еще более жесткие условия. Льгота ограничена мощностью до 80 л. с., а значит:
Li L7 (197 л. с.) — утильсбор около 1,8 млн рублей,
Zeekr 001 (225 л. с.) — уже свыше 2,1 млн рублей.
К 2030 году, по плану индексации, эти суммы могут вырасти в 1,5–2 раза.
Почему это вызывает панику?
Автодилеры называют нововведение «вторым НДС для автопрома». Ведь утильсбор не платит покупатель напрямую, он включается в стоимость автомобиля. А значит, фактический рост цен ляжет на конечного клиента.
Летом и осенью 2025-го это уже вызвало цепную реакцию:
-дилеры фиксируют всплеск спроса,
-клиенты спешат купить машину до 1 ноября,
-поставщики параллельного импорта закрывают заказы заранее,
-вторичный рынок начал подрастать в ожидании дефицита.
«Пауза» или перенос?
В конце сентября начали появляться сообщения о том, что реализацию новой формулы утильсбора решили притормозить. По информации «Коммерсанта» и Autonews, ведомства не пришли к единому мнению по поводу базовых коэффициентов и сроков.
ФТС указала, что резкое изменение правил приведет к хаосу на таможне и огромному числу судебных споров. Минфин предложил рассмотреть вариант постепенного перехода, чтобы бизнес и граждане могли адаптироваться.
Таким образом, есть шанс, что новая методика либо будет отложена на 2026 год, либо введена в смягчённом формате — с градацией ставок по годам. Однако, по последним новостям решение по утильсбору отложили на месяц — теперь ожидается, что новые правила вступят в силу 1 декабря.
Что же делать покупателям?
Если вы присматриваете себе автомобиль мощнее 160 л. с. — не стоит откладывать покупку. Даже если нововведение перенесут, вероятность отмены минимальна. Государство давно ищет способы компенсировать расходы на утилизацию и стимулировать переход на экономичные модели.
Поэтому машины вроде Porsche Macan или BMW X3 подорожают в первую очередь. А вот малолитражки, вроде Hyundai Solaris или Chery Tiggo 4, останутся в прежней ценовой зоне, но и за ними выстраивается очередь. Так что если давно задумывались о покупке, то самое время заглянуть в «Автодом»: сейчас еще можно выбрать автомобиль без «налога на мощность».
Итог: что всё это значит для рынка?
История с утильсбором показала, насколько чувствителен российский авторынок к регуляторным изменениям. Любая попытка «скорректировать» систему приводит к панике, всплеску спроса и скачкам цен.
Даже если закон отложат, его дух останется прежним: государство хочет, чтобы российский автопарк стал менее мощным, но более массовым и экологичным.
Для одних это удар по премиум-сегменту, для других — шанс пересесть на более экономичную технику. А для рынка — это сигнал: эпоха доступных мощных машин заканчивается и начинается новая, где каждую «лошадь» придется оплачивать по полной.