Найти в Дзене

Место на карте: деревня Ирса

Сегодня речь пойдет именно о деревне Ирса, которая до войны находилось недалеко от р.Посолка. Ориентиром может служить современная АЗС на выезде из г.Кириши.
Есть несколько объяснений топонима «Ирса». Основа топонима «ир» достаточно распространена. В Украине есть ж/д станция Ирша, неподалеку протекает река Ирпень. Ирка – марийское мужское имя, Ирье – финское мужское имя, марийское слово «Йыр» означает «кругом, вокруг», приток Оби – река Иртыш. Ирса (Урса) - героиня ряда памятников скандинавской литературы, а в 1892 году открыт астероид, которому дали название «Ирса». Чуваши своих соседей называют «ирсе» или «ирче». (Источник: Мария Потанина. «Загадки топонимики»).
Интересную версию в свое время озвучил Павел Самокрасов, который предположил, что топоним «Ирса» имеет ижорские или иные близкие прибалтийско-финские «языковые» корни. Например, финское «eramaa» (глухой край, глухомань) и вепский диалект - чистый, без примеси, девственный, голый, безлесый, «so» (болото). Получается композита

Сегодня речь пойдет именно о деревне Ирса, которая до войны находилось недалеко от р.Посолка. Ориентиром может служить современная АЗС на выезде из г.Кириши.
Есть несколько объяснений топонима «Ирса». Основа топонима «ир» достаточно распространена. В Украине есть ж/д станция Ирша, неподалеку протекает река Ирпень. Ирка – марийское мужское имя, Ирье – финское мужское имя, марийское слово «Йыр» означает «кругом, вокруг», приток Оби – река Иртыш. Ирса (Урса) - героиня ряда памятников скандинавской литературы, а в 1892 году открыт астероид, которому дали название «Ирса». Чуваши своих соседей называют «ирсе» или «ирче». (Источник: Мария Потанина. «Загадки топонимики»).
Интересную версию в свое время озвучил Павел Самокрасов, который предположил, что топоним «Ирса» имеет ижорские или иные близкие прибалтийско-финские «языковые» корни. Например, финское «eramaa» (глухой край, глухомань) и вепский диалект - чистый, без примеси, девственный, голый, безлесый, «so» (болото). Получается композита «голое, безлесное болото» или «глухое, малопосещаемое болото». Может быть, местные поселенцы вкладывали в это название и свое особое значение.
Впервые деревня упоминается как «Ирса на рч на Солце» в 1500 году, в 1540 г. как «д. Ирса на р. Солце», а в 1549 и 1612 годах просто «д. Ирса». Относилась она первоначально к Рождественскому Сясьскому погосту Водской пятины. С XVIII века - к 1 стану Новоладожского уезда.
В 1615 году деревня опустела, так как была «выжжена от немецких людей». Это были бесчисленные наёмные отряды войск Якоба Делагарди, которые состояли преимущественно из немцев и шведов.
После «Столбовского мира», заключенного между Россией и Швецией (1617г) Ирса возродилась, и уже в 1646 году деревня вновь упоминается в архивных документах, как «д. Ирса на р. Солце», а далее она встречается в переписях за 1669, 1678, 1709, 1718, 1748, 1791 годы.
В переписи 1710 года, которую проводил в этих местах князь Михаил Васильевич Мещерский. упоминаются имена нескольких помещиков: два брата Лялиных – Лука Михайлович и Прокофий Михайлович, вдова – Ирина Тимофеевна Лялина с дочерью Марией Лукиничной, Василий Кондратьевич Овцын, Петр Михайлович Трусов. Каждая из этих трёх фамилий представляла на тот момент знатные боярские и дворянские кланы. Ирсовский помещик Лука Михайлович Лялин нёс тяжёлую рейтарскую службу. (Прим. Рейтары – наёмные конные полки в Европе и в России XVI-XVII в.)
По данным 1862 года (Статистический сборник «Список населенных мест. XXXVII.Санкт-Петербургская губерния, изданный Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел) Ирса находилась по Староновгородскому тракту вниз по реке Волхов при р. Посолке, в 90 верстах от уездного города и становой квартиры. Деревня была владельческой, насчитывала 40 дворов (125 мужчин, 118 женщин). В деревне имелась православная часовня.
По материалам статистики народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии (выпуск VIII) в 1882 году в д.Ирса числилось 54 семьи, в т.ч. 47 семей имели и полевой, и усадебный наделы, а 7 семей – только усадебный надел. В деревне проживали 129 мужчин и 146 женщин. Детей обоего пола в возрасте до 12 лет – 88 человек, подростков - 29 человек. Взрослое население (мужчины с 18 до 60 лет, женщины с 16 до 55 лет) – 64/72 человек, стариков – 22 человека. Из всего взрослого население грамотных было 26, причем только мужчины. А из 38 детей школьного возраста, грамотой овладевали в 1882 году лишь 2 мальчика.
В ЦГА СПб хранится документ, свидетельствующий, что в конце XIX века деревня опять подверглась огненной стихии. В 1895 году в Строительном отделении СПб Губернского Правления был рассмотрен и утвержден План застройки после пожара д.Ирса. Причем были даны рекомендации: разрывы между домами не застраивать, а высаживать скорорастущие деревья, содержать в порядке подъезды к водоемам и увеличить количество колодцев. По плану предусматривалось и строительство часовни.
Согласно топографической карте РККА 1937 года к юго-востоку от станции Ирса располагалась деревня Ирса, в которой на тот момент был 71 крестьянский двор.
Благодаря исследованиям краеведа Павла Самокрасова, который записал беседу с Антониной Степановной Козиной (1925 года рождения), жительницей д.И́рса (размещена в группе «Всю Русу-Ладогу обойдём!»), мы можем восстановить довоенную жизнь деревни, которая относилась к Драчевскому сельсовету Солецкой волости.
Отец Антонины Степановны, Степан Тимофеевич Козин (1898 г.р.), работал железнодорожником, ремонтировал железнодорожные мосты; тем же он занимался во время Великой Отечественной войны, был в рабочем батальоне, после очередной бомбёжки лечился в госпитале, пережил блокаду, после выздоровления остался служить в госпитале, с которым дошёл до Берлина).
Мать Антонины Степановны, Прасковья Николаевна, также уроженка д.Ирса, 1899 г.р. В семье Прасковьи Николаевны и Степана Тимофеевича было 6 детей. Их дом стоял на берегу Посолки и был «двухчастным», т.е. две избы, соединенные общими сенями.

До войны в деревне было 86 дворов. Главная улица, которую называли «Деревня», шла вдоль реки Посолки в направлении соседней деревни Дуброво, что располагалась в километре от Ирсы. В сторону деревни Красново шла улица, которую называли «Пески». На ней было около 30 домов. Кстати, на Песках земля была лучше, уточняла в беседе А.С.Козина. Примерно в центре деревни стояла часовня, которая в советские годы уже была закрыта. Брат Антонины Степановны комсорг Михаил заведовал деревенской библиотекой, в которую из райцентра привезли много книг. Был организован колхоз «Красная Ирса».
В деревне почитались два праздника: Кузьма-и-Демьян (14 июля) и Спас Преображенье (19 августа). На гуляния собиралось много народа с ближайших деревень (Большое и Малое Мерятино, Красново, Осташкино) и села Сольцы. По улицам ходил деревенский гармонист Яшка. «Он – с гармо́шкой, а девки, парни – арте́лью поют песни», - вспоминала Антонина Степанова. Не обошла она вниманием в своих воспоминаниях и «красинских драчунов».
В годы Великой Отечественной войны на левобережье Волхова, где располагалась в том числе и д.Ирса, развернулись ожесточенные бои. Сначала в 1941 году, когда немцы наступали, во время боев было разрушено 20 домов. Когда уже в 1943 году немцы отступали, они согнали местных жителей и отправили сначала в деревни Деделёво и Кочково, а потом по железной дороге в «конских вагонах» увезли в Прибалтику.

Отступая, враг оставил после себя выжженную землю. Когда выжившие на чужбине ирсовцы вернулись в деревню, они увидели страшную картину: ВСЕ 86 домов были полностью уничтожены.
Деревня Ирса, которая находилась возле речки Посолка, исчезла в горниле войны. Теперь это место на географических картах обозначено, как урочище.
Материал подготовлен И.Ю.Ефимовой
Фотография Ирса («Irssa nahe Nowgorod») периода войны (без даты) была размещёна на интернет-аукционе ebay.