Interia | Польша
Премьер-министр Польши Дональд Туск пугает Запад тем, что уже вовсю "идет война", пишет Interia. Теоретически, если она началась, это должно означать запуск всего механизма НАТО. Однако этого не произойдет. Большинство стран Запада к войне не готовы — ни к гибридной, ни тем более к реальной.
Ярослав Куиш
Варшавский Форум безопасности — это мероприятие, где иностранные гости имеют возможность послушать, что думают польские политики на тему безопасности. Сюрпризов не было. Дональд Туск решил сильно напугать Запад.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Война без войны
До недавнего времени Дональд Туск говорил, что мы живем в предвоенные времена. Теперь же наш премьер-министр предпочитает говорить союзникам о том, что у нас уже "идет война": "Сегодня главная задача всех лидеров общественного мнения — донести до всего западного, всего трансатлантического сообщества болезненную правду о том, что идет война. Чтобы люди осознали это всем умом, всем сердцем. Война, которой мы не хотели, война порой странная, война нового типа. Но это война".
Проблема в том, что слово "война" в контексте Североатлантического альянса связано с конкретными последствиями. Статья 5 НАТО выводит на международный уровень принцип мушкетеров из романа Дюма: "Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом".
Поэтому, теоретически, если у нас началась "война" — не в публицистическом, а в настоящем смысле этого термина — это должно означать запуск всего механизма НАТО. Однако этого не произойдет. И нам нужно понять, почему. (…)
Большинство стран Запада к войне не готовы. Ни к гибридной, ни тем более к реальной. Да, Западная Европа заявляет о помощи Украине и увеличении расходов на вооружение, однако все эти действия не происходят одномоментно, они растянуты во времени. При этом администрация Дональда Трампа потрясает риторической саблей, на что президент Путин не обращает никакого внимания.
Заметьте, именно после встречи на Аляске Россия активизировала атаки на Украину и начала проверять своими беспилотниками реакцию НАТО. В Кремле решили, что президент Трамп может пугать только в своем профиле в социальных сетях. Европа вооружается, но в темпе гонки черепахи с улиткой. Если добавить к этому широко распространенный в западном обществе пацифизм, становится понятно, почему в этой ситуации президент Путин решил, что спокойно может делать все, что ему заблагорассудится. Таким образом, он проверяет не только оборонные возможности европейских стран НАТО, но и степень растяжимости основополагающей для Альянса дефиниции "война".
Запад замер: российская "Станция Судного дня" напомнила о "Мертвой руке"
Защита на поле для гольфа
В этом контексте заявление Туска, к сожалению, выглядит бледно. Вашингтон и многие другие страны не хотят слышать ни о какой "войне". Поэтому польское правительство должно выстраивать нужные ему нарративы гораздо более тонко, даже если оно оперирует реальными фактами (а они реальны).
Использовать слово "война" в дипломатии не в наших интересах. Тем более, что многие люди ошибочно полагают, будто в случае задействования статьи 5 НАТО начнется настоящая "жара" и мы "зададим русским перцу", как гетман Станислав Жолкевский под Клушино или Юзеф Пилсудский в ходе Варшавской битвы. Ничего подобного.
Предлагаю внимательно прочитать — как это, наверняка, сделал президент Путин — статью 5 НАТО. Взаимная защита стран НАТО предусматривает, что каждая страна Альянса сама решит, какие "действия она сочтет необходимыми". Учитывая значительную семантическую неопределенность нынешнего мирового порядка, вполне может оказаться, что президент Трамп правильным ответом на нападение на Польшу сочтет написание серии очень грозных постов в Truth Social. Перед тем, как отправиться играть в гольф. К сожалению, я не шучу.
Истинная солидарность
Хорошая новость заключалась в том, что выступление польского премьер-министра совпало с посланием президента России к его гражданам. На недавние кичливые заявления Трампа о том, что Украина может вернуть утраченные территории, Путин в своем обращении к российскому народу отвечает, что об этом не может быть и речи. Новые земли были присоединены к России в результате референдумов. А раз так, значит, Россия ведет справедливую спецоперацию. За последние годы мы слышали немало заявлений Путина, из которых прямо следует, что он воюет не только с Украиной, но и с Западом, который осмелился расширить НАТО и Евросоюз на страны, которые этого хотели.
Брюссель придумал, как принять Украину в ЕС. Орбану скрутили руки
Резюмируя, надо сказать, что перед нашей дипломатии стоит очень непростая задача. Такой неблагоприятной конъюнктуры для Восточной Европы не было уже давно, ибо сегодняшние заверения в солидарности Западной Европы могут испариться в два счета, победи там популисты. Согласно актуальным опросам, в Великобритании, Германии и Франции к власти рвутся группировки, которые меньше всего заинтересованы в том, чтобы тратить кучу денег на помощь Украине. Жертвовать своими жизнями, здоровьем и благополучием ради Польши, Эстонии или другой страны они тоже не хотят.
Вместо того, чтобы пугать войной, нужно, скорее, создавать нарративы об угрозах, перед лицом которых между народами союзных стран выковывалась бы солидарность на основе единства ценностей.Нам необходимо формировать позитивный образ нашей страны, с которой в случае чего хотелось бы солидаризироваться. В противном случае даже статья 5 НАТО нам не поможет.