Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

10 удивительных мест в Москве, о которых вы могли не знать

Дорогие читатели и гости данного блога! Настало время совершить очередную увлекательную виртуальную экскурсию по Москве. Прогуляемся по лучшему городу Земли от центра и до самых окраин и попытаемся отыскать среди знакомых городских пейзажей 10 интереснейших, но при этом малоизвестных и совершенно не растиражированных мест, исторических зданий, памятников и прочих точек притяжения. Некоторые из них расположены довольно неприметно, вдали от посторонних глаз. Другие, напротив, служат украшением центральных улиц и площадей. Но объединяет их то, что за каждым без исключения скрывается своя, полная любопытных деталей и подробностей история. Итак, в путь! Начнем мы нашу прогулку в Алексеевском районе Москвы, на территории исторической Алексеевской насосной станции (бывший завод «Водоприбор»), где притаилась уникальная городская деталь, роднящая Москву с Парижем, Лос-Анджелесом, Рио-де-Жанейро, Иерусалимом, Тбилиси и десятками других городов мира. Речь о фонтанах Уоллеса, впервые появившихся в
Оглавление

Дорогие читатели и гости данного блога!

Настало время совершить очередную увлекательную виртуальную экскурсию по Москве. Прогуляемся по лучшему городу Земли от центра и до самых окраин и попытаемся отыскать среди знакомых городских пейзажей 10 интереснейших, но при этом малоизвестных и совершенно не растиражированных мест, исторических зданий, памятников и прочих точек притяжения. Некоторые из них расположены довольно неприметно, вдали от посторонних глаз. Другие, напротив, служат украшением центральных улиц и площадей. Но объединяет их то, что за каждым без исключения скрывается своя, полная любопытных деталей и подробностей история. Итак, в путь!

1. Фонтан Уоллеса

Начнем мы нашу прогулку в Алексеевском районе Москвы, на территории исторической Алексеевской насосной станции (бывший завод «Водоприбор»), где притаилась уникальная городская деталь, роднящая Москву с Парижем, Лос-Анджелесом, Рио-де-Жанейро, Иерусалимом, Тбилиси и десятками других городов мира. Речь о фонтанах Уоллеса, впервые появившихся в столице Франции в 1870-х годах. Они носят имя британского потомственного аристократа и коллекционера искусства Сэра Ричарда Уоллеса, который с самого детства проводил много времени в Париже, а уже в зрелом возрасте окончательно обосновался во французской столице. Уоллес не покинул Париж даже во времена осады города в ходе франко-прусской войны и, дабы обеспечить доступ парижан к чистой воде, распорядился установить по всему городу питьевые фонтанчики.

-2

Будучи ценителем всего прекрасного, Уоллес заказал выполнить эскиз скульптору Шарлю-Огюсту Лебуру, и уже вскоре на свет появилась стандартная модель фонтанов. На восьмиугольном цоколе установлены четыре скульптуры изящных кариатид, держащих в поднятых руках куполообразную башенку, декорированную дельфинами. Помимо своего основного предназначения, новые фонтанчики прекрасно гармонировали с парижской архитектурой и не только не вносили дисбаланс в общий стиль городской среды, но и стали со временем одной из наиболее узнаваемых городских деталей Парижа.

-3

На сегодняшний день в столице Франции сохранилось 108 оригинальных фонтанов Уоллеса. Но, что самое интересное, со временем эти изящные фонтанчики начали распространяться по всему миру: многие гости Парижа решали приобрести их копию, чтобы установить в своем родном городе. Именно таким образом в конце XIX века один из фонтанчиков оказался в Москве. Вот только для простых горожан московский фонтан Уоллеса открылся совсем недавно, после благоустройства территории бывшей Алексеевской насосной станции и ее превращения в отличное общественное пространство.

-4

От парижских аналогов московский фонтан Уоллеса отличается лишь тем, что стоит не на земле, в водружен в чашу, которая в свою очередь была установлена в миниатюрном бассейнчике на уровне земли. Таким образом, московский фонтан не питьевой, а обычный, уличный, что, впрочем, ничуть не делает его хуже. Не отличим и внешний вид постамента, на котором видно клеймо с датой, 1872 год, и даже имя скульптора Лебура, что не оставляет никаких сомнений: фонтан оригинальный, созданный во времена самого лорда Уоллеса. Да, в российской столице он всего один, а не в количестве 108 экземпляров, как в столице Франции, но тем более примечательным является сам факт его наличия.

2. Милицейский стакан

-5

А вот следующий объект городской среды наш, отечественный, собственного, так сказать, производства, но также сохранившийся в городе в одном-единственном экземпляре. Речь о последней в Москве будке регулировщика, приподнятой над землей на изящной «ножке». В советские годы такие будки высотой до пяти метров располагались на наиболее загруженных автомагистралях и перекрестках и были оборудованы устройством для переключения цвета светофора. Внутри них дежурил сотрудник ГАИ, следивший за дорожным движением и вручную регулировавший его. Вот только никто из москвичей не называл милицейские будки будками, исключительно стаканами! И ведь, правда, похоже: такие же круглые, стеклянные и граненые, как и другой безошибочной узнаваемый советский символ. Тот случай, когда аналогия слишком уж явная и прямо-таки напрашивается:)

-6

Последний сохранившийся в столице «стакан» был установлен еще в 1960-х – 1970-х годах на территории поисково-спасательной станции «Серебряный Бор», аккурат на набережной Москвы-реки. Заповедное расположение позволило сохраниться ему практически в своем первоначальном виде, и это несмотря на наступивший (ну или приближающийся) «пенсионный возраст». «Стакан» уже давно отработал свое, уступив место на службе водной безопасности Москвы современным средствам видеонаблюдения, и теперь тихо и мирно выглядывает из-за забора поисково-спасательной станции. Еще совсем недавно такие будки являлись неотъемлемой частью городского пейзажа, примелькались и не воспринимались, как нечто особенное. Теперь же, чтобы увидеть последнюю из них, символично расположенную в заповедной зоне, и немного поностальгировать, приходится проделывать немалый путь. Но он того, несомненно, стоит.

3. Ларек из 90-х

-7

Ну, а на смену советской эпохе, как известно, пришли «Лихие 90-е» с их шоковым переходом к рынку, повальной коммерцией и уличной торговлей, что не могло не сказаться соответствующим образом на внешнем облике города. Так, советские гастрономы канули в Лету, сетевые магазины еще не успели распространиться по стране, а главным местом для совершения покупок стали уличные ларьки. Они же палатки, они же киоски, они же малые формы торговых точек. Круглосуточные, стоящие по несколько штук у каждой автобусной остановки (про площади у метро и говорить не приходится), с яркими витринами, пестрящими от красочных, разноцветных упаковок, ларьки стали одним из самых узнаваемых символов постсоветской эпохи, отражающим свободу торговли и появление новых товаров. Вот только век их также был недолог: Московская «Ночь длинных ковшей» ознаменовала отказ от ларьков, и уже вскоре этих типовых торговых точек на городских улицах не осталось вовсе, словно никогда и не было. Однако, исключение все же существует.

-8

И найти его можно на территории бывшего Московского ликеро-водочного завода «Кристалл» на Самокатной улице, ныне превращенного в новомодное «мультиформатное» пространство с офисами, кафе, магазинами, мастерскими и выставочными центрами. Ларек типовой формы, очевидно некогда красовавшийся на одной из улиц Москвы, ныне нашел свое пристанище при входе на территорию «Кристалла» со стороны Золоторожской набережной, неподалеку от Сыромятнического гидроузла. Выглядит ларек изрядно потрепанным. Ну а как иначе, наверняка ведь не раз становился свидетелем бандитских разборок, и даже вмятины на его металлической обшивке словно следы от шальных пуль. Торговать в нем тоже давно уже никто не торгует, а сверху зачем-то установили какую-то странную стойку. Может, там по праздникам ставят диджейский пульт, а вокруг собирается молодежь и пляшет под нестареющие хиты «Кар-Мэн» и «Комбинации»? А ведь раньше, должно быть, на витрине ларька красовались вафли Куку-Руку и маргарин Рама, жвачки Турбо и чай Пиквик, Херши-кола и Овиплокос, а еще хитрый Распутин неизменно подмигивал всем покупателям:) Эх, были же времена...

4. Дом Салтыкова

-9

Далее мы перемещаемся в Старосадский переулок. Здесь, по адресу дом №8, строение 1, буквально в сотне метров от лютеранского собора Петра и Павла, расположен старинный дом Салтыкова, купеческий особняк XIX века, в основе которого находятся палаты XVII века. Дом назван в честь одного из своих первых владельцев, Ильи Евграфовича Салтыкова, родного брата писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина. Последний неоднократно останавливался здесь во время своих визитов в Москву. В советские годы здание было надстроено двумя этажами, которые, безусловно, сделали его менее привлекательным, хотя и не лишили определенного колорита и обаяния.

-10

В конце прошлого века внутри разместилась лаборатория Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, в которой среди прочего проводились исследования «экстрасенсорных способностей» Джуны. Эта известная в 1990-е годы медийная личность, позиционировавшая себя как целитель и астролог, числилась старшим научным сотрудником института. Сам я узнал об этом совершенно случайно, когда искал информацию о доме Салтыкова в интернете и наткнулся на ссылку с текстом биографической книги про Джуну. Вот отрывок из нее: «За тяжелой деревянной дверью в вестибюле высокие потолки поддерживали атланты, чудом сохранившиеся, как и высокие настенные зеркала – остатки былой роскоши особняка».

-11

Прочтя его, я задался целью попасть внутрь дома Салтыкова и увидеть атлантов в его главном холле. Благо, это оказалось не так уж сложно: сотрудник одного из учреждений, ныне расположенных в здании, любезно впустил меня в парадную и разрешил сделать несколько снимков. Атланты здесь и впрямь чрезвычайно величественные и мужественные, прямо-таки вдохновляющие на новые свершения и открытия в области научно-технологического прогресса. Вот только хотелось бы верить, что в обозримом будущем и все здание в целом, и его могучие атланты в частности дождутся как минимум косметического ремонта, а как максимум полноценной реставрации.

5. Квартал дешевых квартир

-12

Следующим пунктом у нас не одно, а сразу несколько исторических зданий, дошедших до нашего времени в отличном состоянии и образующих без всякого преувеличения уникальный уголок старой Москвы, укрытый от посторонних глаз более поздними многоэтажными строениями. Речь о комплексе домов Дешевых квартир в Протопоповском переулке, в 945-м квартале Мещанского района, между проспектом Мира и Переяславской улицей. Сегодня даже сложно представить, что на протяжении всей советской эпохи Протопоповский переулок именовался Безбожным. Но не менее интересным представляется и то, что именно здесь на рубеже XIX и XX веков был реализован один из крупнейших на всю Москву благотворительных проектов. Данная местность была выбрана для строительства целого комплекса домов дешевых и даже бесплатных(!) квартир.

-13

Дома были построены на средства Братолюбивого общества, в состав которого входили представители, а скорее даже представительницы именитых аристократических династий того времени. Общество занималось тем, что предоставляло жилье нуждающимся: пострадавшим от наводнений и пожаров, вдовам с детьми, малоимущим и впавшим в нужду. Жилье сдавалось либо за символическую плату, либо вовсе без нее. Дома Братолюбивого общества активно строились по всей Москве, но именно здесь, в Мещанском районе возник целый городок, комплекс из 11 малоэтажных зданий, спроектированный видным архитектором того времени Иваном Машковым. Строить требовалось быстро и дешево, однако ряд зданий получили весьма примечательную внешнюю отделку в духе классицизма, модерна и даже русского стиля.

-14

Получить квартиру в одном из домов было не так-то просто: от будущего квартиранта требовалось предоставить целую кипу бумаг, подтверждающих как благонадежность, так и его(ее) финансовую несостоятельность. Желающих было кратно больше количества квартир, так что вопросами предоставления жилья заведовала специальная комиссия. В советское время дешевые квартиры ожидаемо стали коммунальными, а в наши дни почти все здания переделаны под офисы. Но, что самое интересное, сохранность всего квартала близка к идеальной. Если не брать в расчет современные вывески, блоки кондиционеров и припаркованные среди зданий автомобили, то весь квартал может стать отличными декорациями для съемок фильма, действие которого происходит в дореволюционной Москве. Попадая сюда, и впрямь словно на машине времени перемещаешься на целое столетие назад.

6. Сад Благодарности

-15

Место, о котором далее пойдет речь, самое новое в сегодняшней подборке. Появилось оно минувшим летом, а его открытие было приурочено ко Дню медицинского работника, отмечаемому в июне. Речь о сквере в исторической части НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, новое название которого, сквера, а не НИИ, – Сад Благодарности столичным врачам и врачебному делу. Возник он еще в начале XIX века, когда на средства графа Николая Шереметева был построен предшественник Склифа, Странноприимный дом, первый в России госпиталь, приютивший под крышей людей всех сословий: отставных офицеров, пожилых неимущих горожан, бывших торговцев, священников и чиновников. Автором проекта стал московский архитектор, ученик Баженова Елизвой Назаров, а дорабатывал чертежи сам Джакомо Кваренги, мастер классицизма и автор множества известнейших сооружений Санкт-Петербурга.

-16

Это торжественно-монументальное здание было выполнено в форме подковы, дабы ко главном входу было удобнее подвозить больных. А внутри подковы был организован небольшой полукруглый сквер, выходящий аккурат на Садовое кольцо. Территория его совсем невелика, однако она долгое время оставалась миниатюрным зеленым оазисом в двух шагах от одной из главных столичных автомагистралей. Но в какой-то момент, вероятно, в конце 1990-х, сквер лишился своей густой растительности, а его ворота оказались закрыты на замок. В таком виде он фактически простаивал без дела более четверти века. К счастью, летом 2025 года было принято решение превратить эту полукруглую территорию в современное общественное пространство и открыть для всех желающих, что в итоге и было сделано.

-17

Клумбы, лавочки, цветники, горшки с кустарниками, а еще розы сорта La Perla жемчужного оттенка, отсылающие нас к имени Прасковьи Жемчуговой, – сквер не просто получил новую жизнь и новое название, но и засиял новыми яркими красками. К украшению Сада Благодарности, что и говорить, подошли со всей серьезностью, чрезвычайно креативно и комплексно. Любопытно, что открыть новый сквер для всех желающих изначально обещали лишь до конца лета, но по состоянию на конец октября он оставался открытым. Так что, оказавшись в районе «Сухаревской» впервые за долгое время, я не смог отказать себе в удовольствие посетить историческую территорию Странноприимного дома.

-18

Более того, внезапно открытым со стороны сквера оказался даже больничный храм Троицы Живоначальной, восстановленный и освященный в 2014 году. Впрочем, попасть в него можно было и ранее, с той лишь разницей, что вход был открыт только со стороны института. Не знаю, как долго сквер будет оставаться доступным для посещения, но, если окажетесь рядом и увидите ворота открытыми, обязательно загляните внутрь. Надеюсь, что для вас это станет единственным, исключительно позитивным поводом побывать в Склифе.

7. Дом Вишневских

-19

Следующая малоизвестная достопримечательность Москвы также относительно новая или, правильнее будет сказать, обновленная. Но расположена она так, что, даже зная точный адрес и расположение, найти ее будет довольно непросто. Она находится в тихом, малолюдном Щетининском переулке, между Большой Полянкой и Большой Ордынкой. Здесь, в доме №10, расположен Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, который еще в советское время был передан коллекционеру и знатоку русской живописи Феликсу Вишневскому для организации постоянной экспозиции. А вот «в придачу» к главному дому, каменному особняку в классическом стиле, шел неприметный деревянный флигель, оказавшийся скрытым от глаз прохожих пятиэтажным многоквартирным домом.

-20

Посетить музей Тропинина можно совершенно свободно в часы его работы, тогда как для того, чтобы просто увидеть флигель, нужно обойти многоквартирный дом. Долгое время флигель, принадлежащий потомкам Феликса Вишневского, оставался жилым. Таких приземистых зданий, бывших усадеб, купеческих домов и просто ветхих, неказистых деревянных построек, еще в 1980-е годы в округе было немало. Не самым лучшим образом на архивных фотоснимках выглядел и флигель. Однако, он не только сохранился, но и несколько лет тому назад был масштабно отреставрирован. Причем восстановление коснулось не только внешнего вида здания. Его внутренние помещения также были отремонтированы и обустроены в духе дореволюционной Москвы. Облагородили даже небольшой садик вокруг дома.

-21

В целом тот факт, что это старинное здание получило новую жизнь, конечно же, не может не радовать. Не так уж много в самом центре столицы, в пределах Садового кольца, сохранилось исторических деревянных строений. Вот только общедоступным этот усадебный флигель, превращенный в атмосферный купеческий особняк, увы, не стал. Его внутренние помещения теперь сдаются в аренду для проведения мероприятий. Выглядят они, судя по фотографиям на официальном сайте, практически безупречно, в духе старой Москвы. Но соответствующий и ценник: шестизначная сумма за 5-часовую аренду одного этажа здания. Во столько же обойдется и ночь в отеле, одном-единственном номере, обустроенном внутри. Позволить себе такое, что и говорить, может не каждый. Но с другой стороны, лучше уж так, чем если бы это старинное здание снесли и построили на его месте элитный ЖК или офисный центр.

8. Доходный дом Солодовникова

-22

Следующий объект в сегодняшнем списке расположен в самом центре столицы. Подумать только, ведь расстояние от него до Московского Кремля не превышает полутора сотен метров. Речь о доходном доме Солодовникова, вытянувшемся в полдлины Лебяжьего переулка, который в свою очередь расположен напротив южной оконечности Александровского сада, на другой стороне Боровицкой площади. Данная территория неоднократно меняла владельцев и подвергалась перестройке. Одно время на этом месте (буквально под стенами Кремля!) даже располагался водочный завод. Но в 1911 году участок приобрел Петр Солодовников, член совета директоров банка и потомственный промышленник, который распорядился перестроить складские помещения в жилой дом, сначала трехэтажный, который спустя год надстроили на один этаж и оборудовали лифтами.

-23

Здание до сих пор остается частично жилым, что делает его одним из самых близких к Кремлю жилых домов. Красная площадь из его окон пусть и не видна, но до Боровицкой и Водовзводной башен Кремля от дома Солодовникова подать рукой. И при этом, попадая в его дворик, решительно невозможно поверить в то, что находишься в самом центре города, настолько здесь тихо. Сам дом, к слову, сложно причислить к архитектурным шедеврам, и тем не менее одна деталь внешнего декора ставит его особняком и выделяет на общем фоне. Речь о керамических панно, расположенных под самой кровлей дома Солодовникова, благодаря которым он даже получил свое второе, неофициальное название – Дом с майоликами.

-24

Всего на доме размещены пять панно с былинно-батальными сценами и едва различимыми цитатами из баллады Алексея Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…». Подлинное авторство панно, увы, не установлено. По одним данным их мог создать Михаил Врубель, по другим – панно создавались учениками Врубеля по его эскизам. Но как бы там ни было смотрятся они настоящим украшением этого в общем-то заурядного здания.

-25

Дом Солодовникова в Лебяжьем переулке (кстати, его официальный адрес – Кремлевская набережная, дом 1/9, строение 9) служит прекрасным доказательством того, что любопытные, подчас совсем неприметные городские детали Москвы окружают нас повсеместно. Увидеть их можно и в самом центре столицы, под стенами Кремля, и далеко на окраинах.

9. Арка Мосфильма

-26

Далее мы переносимся на северо-восток столицы, на улицу Вильгельма Пика, где, как известно, расположен ВГИК, один из главных кинематографических вузов страны. Впрочем, есть здесь и еще один примечательный объект, непосредственным образом связанный с отечественным кинематографом, пусть и несколько символическим образом. Речь об арке Мосфильма, увенчанной уменьшенной копией скульптуры «Рабочий и колхозница», которая еще в 1948 году стала официальным символом советской киностудии. Расположена она (внезапно!) на территории Российского государственного социального университета, причем в самом дальнем ее конце, если идти со стороны ВДНХ. Арка пребывает далеко не в самом лучшем состоянии, более того, оно еще и продолжает ухудшаться, что, впрочем, вполне объяснимо: арка бутафорская, выполнена из фанеры и гипсокартона.

-27

Арка была создана ко Дню города в 2017 году. Во время праздника она успела постоять на перекрытой Тверской улице и порадовать москвичей и гостей столицы, а после пропала. Чтобы вскоре появиться вновь на территории РГСУ. Помимо арки Мосфильма, которой в действительности в Москве никогда не было, в качестве праздничных декораций также была представлена копия реально существующей арки главного входа в Парк Горького (на фото ниже). Ее я показывал еще четыре года тому назад, в одной из прошлых публикаций, посвященной малоизвестным достопримечательностям Москвы. С тех пор состояние арки также существенно ухудшилось. Но что самое печальное, рядом с аркой Парка Горького тогда еще располагались макеты Семи сталинских высоток Москвы. С тех пор миниатюрные высотки окончательно пришли в негодность, частично разрушились сами и в итоге были демонтированы.

-28

Есть предчувствие, что схожая участь ожидает и две оставшиеся фанерные арки. Пролетят они как фанера на Москвой, оглянуться не успеем. Но и это еще не все. В глубине территории РГСУ расположена еще одна бутафорская постройка, классическая беседка-ротонда. Была ли она также частью праздничной экспозиции на День города или использовалась для съемок какого-то кинофильма, история умалчивает. По крайней мере я подтверждений тому не нашел. Быть может, подскажет кто-то из уважаемых читателей.

-29

Но есть на территории РГСУ и еще одно интересное сооружение, на сей раз не бутафорское, а вполне себе капитальное. Речь о Домовом храме Феодоровской иконы Божией Матери, построенном в 2006 году на территории университета, в окружении корпусов вуза. Храм совсем небольшой, даже миниатюрный, но смотрится весьма изящно.

-30

Что до фанерных построек на вузовской территории, то хотелось бы верить, что их минует судьба макетов высоток, хотя надежд, если честно, мало. Материалы недолговечные и под открытым небом быстро приходят в негодность. Так что, как говорится, спешите увидеть.

10. Китайский парк

-31

И в завершение, пожалуй, самое известное и многолюдное место среди всех в сегодняшней подборке, расположенное буквально в 10 минутах ходьбы от предыдущего. Речь о парке, созданном по всем канонам китайского садового искусства и носящем звучное название Хуамин. В переводе на русский это означает «лучшее из Китая». Создатели парка обещали воссоздать здесь атмосферу древнего Востока, продемонстрировать уникальность китайской культуры, обустроить уголок гармонии и спокойствия и, пожалуй, со своей задачей в целом справились. Парк, пусть и является новоделом, действительно стал весьма стоящим местом для прогулок и наверняка перетянул львиную долю посетителей из Японского сада, расположенного неподалеку. Тем более что тот является платным, а парк Хуамин открыт для свободного посещения.

-32

Идея создания парка в качестве символа дружеских отношений России и Китая возникла еще в 2001 году, а первый камень был заложен лишь шесть лет спустя. Но Китай, как известно во многих вопросах не спешит и не форсирует события. Так и здесь: бо́льшая часть материалов и природных элементов была доставлена из Поднебесной, а к проектированию были привлечены китайские мастера ландшафтного искусства. Да, вероятно, те, кто прежде бывали в традиционных садах китайских императорских дворцов, не слишком впечатлятся увиденным. Но безотносительно исторических садов Китая парк Хуамин действительно выглядит неплохо. Одни только названия здешних объектов чего стоят: Арка пурпурного облака, Пруд утонченности, Беседка полной луны, Мост восьми небожителей, Павильон традиционного вкуса...

-33

Сегодня рядом с парком расположен китайский деловой центр с конгресс-центром, апартаментами и отелем, в котором во время своего визита в Москву останавливался Си Цзиньпин. А вот первым объектом на территории будущего парка еще в 2008 году стала статуя Конфуция, китайского философа и мыслителя. Тогда вокруг не было ни парка, ни делового центра. Один большой пустырь на окраине Ботанического сада, в двух шагах от одноименной станции метро, посреди которого величаво возвышался Конфуций. Мне тогда удалось уговорить охранника пропустить меня внутрь, сделать фотографию с бронзовым философом. Теперь же памятник является одним из самых популярных объектов парка.

-34

На этом наша прогулку по осенней Москве подошла к завершению. Столица в очередной раз порадовал десятью новыми и хорошо забытыми старыми достопримечательностями, памятниками архитектуры и точками притяжения. К счастью, их количество в лучшем городе Земли столь велико, что хватит еще не на одну прогулку. Так что в скором времени обязательно продолжим!

-35

И на этом о малоизвестных достопримечательностях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Другие подборки интересных мест Москвы

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!