Найти в Дзене
Музей МХАТ

Пять историй об Олеге Табакове

В Музее МХАТ этой осенью открыты сразу две выставки, в центре которых – уникальная личность Олега Павловича Табакова (1935 – 2018). Они приурочены к 90-летию со дня рождения великого артиста, художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, создателя «Табакерки». Экспозиция «Олег Табаков: “Мое дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского рассказывает об его актерской ипостаси. На выставке «Играть! Антракт!», посвященной постановкам «Кабалы святош» на сцене Художественного театра, можно узнать о том, как Табаков играл в этой пьесе Михаила Булгакова Бутона (в спектакле Адольфа Шапиро 1988 года) и Мольера (в постановке этого же режиссера 2001 года). Об Олеге Павловиче можно вспоминать и рассказывать бесконечно. И сегодня мы хотим предложить вам пять небольших, совершенно разных, емких и очень живых историй из книги «Художественный театр. Время Табакова», которая увидела свет в 2015 году. В этом издании об Олеге Павловиче пишут друзья, сподвижники, коллеги, ученики. Константин Райк

В Музее МХАТ этой осенью открыты сразу две выставки, в центре которых – уникальная личность Олега Павловича Табакова (1935 – 2018). Они приурочены к 90-летию со дня рождения великого артиста, художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, создателя «Табакерки». Экспозиция «Олег Табаков: “Мое дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского рассказывает об его актерской ипостаси. На выставке «Играть! Антракт!», посвященной постановкам «Кабалы святош» на сцене Художественного театра, можно узнать о том, как Табаков играл в этой пьесе Михаила Булгакова Бутона (в спектакле Адольфа Шапиро 1988 года) и Мольера (в постановке этого же режиссера 2001 года).

Олег Табаков в гримерной перед спектаклем «Кабала святош». 1989. Фото Андрея Соловьева/ТАСС
Олег Табаков в гримерной перед спектаклем «Кабала святош». 1989. Фото Андрея Соловьева/ТАСС

Об Олеге Павловиче можно вспоминать и рассказывать бесконечно. И сегодня мы хотим предложить вам пять небольших, совершенно разных, емких и очень живых историй из книги «Художественный театр. Время Табакова», которая увидела свет в 2015 году. В этом издании об Олеге Павловиче пишут друзья, сподвижники, коллеги, ученики.

Олег Табаков – Александр Адуев и Михаил Козаков – Адуев-старший. «Обыкновенная история», театр «Современник». 1966 г.
Олег Табаков – Александр Адуев и Михаил Козаков – Адуев-старший. «Обыкновенная история», театр «Современник». 1966 г.

Константин Райкин

«У меня было, естественно, первое впечатление от Олега Табакова – живое зрительское впечатление, не в кино, а в зале театра “Современник”. Это Олег Табаков в “Обыкновенной истории”. Может быть, это был даже премьерный спектакль, родители меня взяли с собой. Мне тогда было 16 лет, и я уже поступил в театральный институт – в Щукинское училище. Родители пошли за кулисы поздравить артистов. Я не смог пойти, не мог себе представить, как буду разговаривать с этим человеком. Ну вот оглоушивающее впечатление. Табаков меня тогда пронзил, довел до слез, а потом этот поворот в конце, когда лицо превращается в “рыло”, во что-то свиноподобное. “Я хочу быть таким же артистом, как он. А таким я никогда не буду”. Вот суть этого впечатления».

Олег Табаков со студентами. На первом плане Марина Шиманская, Игорь Нефедов. 1979 г. Фото Валерия Кристофорова/ТАСС
Олег Табаков со студентами. На первом плане Марина Шиманская, Игорь Нефедов. 1979 г. Фото Валерия Кристофорова/ТАСС

Сергей Юрский

«Только однажды за всю нашу параллельную жизнь, только однажды открылось для меня его скрытое лицо. Это было случайно, в гостинице “Ореанда” в Ялте, когда уже закончились съемки фильма “Король-олень”. И по поводу какой-то досъемки или какого-то “доозвучания” мы оказались в этой самой Ялте в зимнее время, в плохую погоду и провели вечер в номере в домашнем застолье. Это был, видимо, его переломный год, может быть, 70-й, когда Ефремов ушел из “Современника”. И вот там, в ялтинской гостинице, не заботясь обо мне, да и не были мы с ним так близки, чтобы открывать душу, но именно там он свою душу приоткрыл. Вообще Олег Павлович совершенно не склонен к излияниям, типа “выпил и наговорил”. Просто сочетание погоды, необязательности наших общений, бог знает что еще, но он при мне вслух, за рюмкой водки за полчаса открыл план своей жизни. Вернее, не мне открыл, а просто произнес его вслух при мне. Он рассказал все то, что случилось потом. Буквально все. Он сказал, что более всего его влечет педагогика, что ему все время хочется быть с молодыми. Он сказал, что не хочет просто взять и руководить театром. “Я хочу этот театр родить”. И он назвал своих учеников тогда, по именам. Что хочет с ними делать театр, чтобы они жили, а он был бы с ними.

Он говорил о своей функции руководителя в особом роде, как и случилось потом в “Табакерке” и как это в МХТ потом случилось. Меня тогда это очень удивило, потому что мы ровесники и мне представлялось, что строительство самого себя ему важнее всего. А он видел свою жизнь в строительстве вне себя, в других людях, в других актерах, которых он вырастит».

Олег Табаков – Сальери, Михаил Ефремов – Моцарт и Евгения Добровольская – Констанция. «Амадей», МХАТ, 1994 г. Фото Игоря Александрова
Олег Табаков – Сальери, Михаил Ефремов – Моцарт и Евгения Добровольская – Констанция. «Амадей», МХАТ, 1994 г. Фото Игоря Александрова

Евгения Добровольская

«У нас случалось так, что мы в один вечер играли “Кабалу святош”, назавтра – “Амадея”, а на следующий день выходили в “Горе от ума”… Первая сцена, мой монолог Лизы, появляется Фамусов, я пугаюсь, а он – тихонько так – мне говорит: “Женюра, ты сегодня кто?” Он любит меня Женюрой называть. В “Амадее”, когда я выходила Констанцией, он каждый раз говорил: “Женюра, ты пришла!” Потом я шла на выход и в спину слышала: “Женюра, ты ушла!” Он по актерским “расколам” – чемпион. В “Амадее” это было беспрерывно».

Олега Табаков в спектакле Константина Богомолова «Юбилей ювелира». 2015 г. Фото Владимира Майорова
Олега Табаков в спектакле Константина Богомолова «Юбилей ювелира». 2015 г. Фото Владимира Майорова

Константин Богомолов

«Ни одной проблемы с Табаковым как с артистом у меня никогда не было и, в общем, даже ни одного конфликта не могу вспомнить. Олег Павлович выдающийся артист, у которого диапазон гигантский: от коммерческих антреприз до мощных драм, от легкого жанра до очень серьезного. Он человек мудрый. И если с чем-то не соглашается, то все равно внимательно слушает, примеривается, дает тебе право на ошибку, право на пробу, даже если в главной роли столь “ошибочного” спектакля занят он сам.

Это в нем удивительным образом сочетается. Есть мелкие примеры, которые встречаешь в процессе репетиций, когда режиссер говорит:

– Олег Павлович, давайте эту сцену подсократим. Обойдемся без таких-то и таких-то реплик.

И он легко соглашается:

– Давай, сократим.

А я понимаю, что он уже давно готов к этому, но ждет, когда режиссер сам предложит столь очевидное решение».

Олег Табаков на мхатовской сцене (за его спиной Игорь Золотовицкий). Фото Екатерины Цветковой
Олег Табаков на мхатовской сцене (за его спиной Игорь Золотовицкий). Фото Екатерины Цветковой

Евгений Писарев

«Моего “Конька-Горбунка” он смотрел бесконечно. Сначала прикрывался маленькими детьми. Потом, когда стало понятно, что Павел и Маша ходить на спектакль уже не хотят, стал ходить сам. И это было каким-то испытанием, поскольку раз за разом он менял мизансцены, корректировал стихи, давал советы артистам, которые, в общем-то, уже привыкли к определенным рамкам игры.

По воскресеньям “Конек-Горбунок” шел утром и вечером. Олег Павлович приезжал на утренний показ, потом собирал артистов на сцене и целый час разбирал с ними роли… Причем разбор прерывался чтением наизусть Ершова. Огромными кусками!

Дальше Олег Павлович строго указывал на ошибки – просил к следующему спектаклю непременно что-то подсократить или поменять и воодушевленный предстоящими переменами, отправлялся домой. Я провожал его к машине.

– Олег Павлович, спасибо за то, что нашли время! Спасибо за подробеный разбор! Желаю хорошо провести выходной… Вечером я вам позвоню – скажу, как все прошло…<…>

Перед вечерним спектаклем захожу в зрительный зал и вдруг натыкаюсь на Табакова, который сидит на своем месте, ожидая начала спектакля. Я растерялся.

– Олег Павлович!

– Да вот, Жень, ты понимаешь, какое дело. Приехал я домой и думаю: ну с какой стати я буду сидеть в четырех стенах, когда сегодня “Конек-Горбунок”. Вызвал водителя: “Вези меня назад!”».

Выставка «Олег Табаков: “Мое дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского открыта до 19 ноября

Выставка «Играть! Антракт!» в Зеленом фойе Музея МХАТ открыта до 26 октября