В Музее МХАТ этой осенью открыты сразу две выставки, в центре которых – уникальная личность Олега Павловича Табакова (1935 – 2018). Они приурочены к 90-летию со дня рождения великого артиста, художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, создателя «Табакерки». Экспозиция «Олег Табаков: “Мое дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского рассказывает об его актерской ипостаси. На выставке «Играть! Антракт!», посвященной постановкам «Кабалы святош» на сцене Художественного театра, можно узнать о том, как Табаков играл в этой пьесе Михаила Булгакова Бутона (в спектакле Адольфа Шапиро 1988 года) и Мольера (в постановке этого же режиссера 2001 года).
Об Олеге Павловиче можно вспоминать и рассказывать бесконечно. И сегодня мы хотим предложить вам пять небольших, совершенно разных, емких и очень живых историй из книги «Художественный театр. Время Табакова», которая увидела свет в 2015 году. В этом издании об Олеге Павловиче пишут друзья, сподвижники, коллеги, ученики.
Константин Райкин
«У меня было, естественно, первое впечатление от Олега Табакова – живое зрительское впечатление, не в кино, а в зале театра “Современник”. Это Олег Табаков в “Обыкновенной истории”. Может быть, это был даже премьерный спектакль, родители меня взяли с собой. Мне тогда было 16 лет, и я уже поступил в театральный институт – в Щукинское училище. Родители пошли за кулисы поздравить артистов. Я не смог пойти, не мог себе представить, как буду разговаривать с этим человеком. Ну вот оглоушивающее впечатление. Табаков меня тогда пронзил, довел до слез, а потом этот поворот в конце, когда лицо превращается в “рыло”, во что-то свиноподобное. “Я хочу быть таким же артистом, как он. А таким я никогда не буду”. Вот суть этого впечатления».
Сергей Юрский
«Только однажды за всю нашу параллельную жизнь, только однажды открылось для меня его скрытое лицо. Это было случайно, в гостинице “Ореанда” в Ялте, когда уже закончились съемки фильма “Король-олень”. И по поводу какой-то досъемки или какого-то “доозвучания” мы оказались в этой самой Ялте в зимнее время, в плохую погоду и провели вечер в номере в домашнем застолье. Это был, видимо, его переломный год, может быть, 70-й, когда Ефремов ушел из “Современника”. И вот там, в ялтинской гостинице, не заботясь обо мне, да и не были мы с ним так близки, чтобы открывать душу, но именно там он свою душу приоткрыл. Вообще Олег Павлович совершенно не склонен к излияниям, типа “выпил и наговорил”. Просто сочетание погоды, необязательности наших общений, бог знает что еще, но он при мне вслух, за рюмкой водки за полчаса открыл план своей жизни. Вернее, не мне открыл, а просто произнес его вслух при мне. Он рассказал все то, что случилось потом. Буквально все. Он сказал, что более всего его влечет педагогика, что ему все время хочется быть с молодыми. Он сказал, что не хочет просто взять и руководить театром. “Я хочу этот театр родить”. И он назвал своих учеников тогда, по именам. Что хочет с ними делать театр, чтобы они жили, а он был бы с ними.
Он говорил о своей функции руководителя в особом роде, как и случилось потом в “Табакерке” и как это в МХТ потом случилось. Меня тогда это очень удивило, потому что мы ровесники и мне представлялось, что строительство самого себя ему важнее всего. А он видел свою жизнь в строительстве вне себя, в других людях, в других актерах, которых он вырастит».
Евгения Добровольская
«У нас случалось так, что мы в один вечер играли “Кабалу святош”, назавтра – “Амадея”, а на следующий день выходили в “Горе от ума”… Первая сцена, мой монолог Лизы, появляется Фамусов, я пугаюсь, а он – тихонько так – мне говорит: “Женюра, ты сегодня кто?” Он любит меня Женюрой называть. В “Амадее”, когда я выходила Констанцией, он каждый раз говорил: “Женюра, ты пришла!” Потом я шла на выход и в спину слышала: “Женюра, ты ушла!” Он по актерским “расколам” – чемпион. В “Амадее” это было беспрерывно».
Константин Богомолов
«Ни одной проблемы с Табаковым как с артистом у меня никогда не было и, в общем, даже ни одного конфликта не могу вспомнить. Олег Павлович выдающийся артист, у которого диапазон гигантский: от коммерческих антреприз до мощных драм, от легкого жанра до очень серьезного. Он человек мудрый. И если с чем-то не соглашается, то все равно внимательно слушает, примеривается, дает тебе право на ошибку, право на пробу, даже если в главной роли столь “ошибочного” спектакля занят он сам.
Это в нем удивительным образом сочетается. Есть мелкие примеры, которые встречаешь в процессе репетиций, когда режиссер говорит:
– Олег Павлович, давайте эту сцену подсократим. Обойдемся без таких-то и таких-то реплик.
И он легко соглашается:
– Давай, сократим.
А я понимаю, что он уже давно готов к этому, но ждет, когда режиссер сам предложит столь очевидное решение».
Евгений Писарев
«Моего “Конька-Горбунка” он смотрел бесконечно. Сначала прикрывался маленькими детьми. Потом, когда стало понятно, что Павел и Маша ходить на спектакль уже не хотят, стал ходить сам. И это было каким-то испытанием, поскольку раз за разом он менял мизансцены, корректировал стихи, давал советы артистам, которые, в общем-то, уже привыкли к определенным рамкам игры.
По воскресеньям “Конек-Горбунок” шел утром и вечером. Олег Павлович приезжал на утренний показ, потом собирал артистов на сцене и целый час разбирал с ними роли… Причем разбор прерывался чтением наизусть Ершова. Огромными кусками!
Дальше Олег Павлович строго указывал на ошибки – просил к следующему спектаклю непременно что-то подсократить или поменять и воодушевленный предстоящими переменами, отправлялся домой. Я провожал его к машине.
– Олег Павлович, спасибо за то, что нашли время! Спасибо за подробеный разбор! Желаю хорошо провести выходной… Вечером я вам позвоню – скажу, как все прошло…<…>
Перед вечерним спектаклем захожу в зрительный зал и вдруг натыкаюсь на Табакова, который сидит на своем месте, ожидая начала спектакля. Я растерялся.
– Олег Павлович!
– Да вот, Жень, ты понимаешь, какое дело. Приехал я домой и думаю: ну с какой стати я буду сидеть в четырех стенах, когда сегодня “Конек-Горбунок”. Вызвал водителя: “Вези меня назад!”».
Выставка «Олег Табаков: “Мое дело – играть!”» в Доме-музее К.С. Станиславского открыта до 19 ноября
Выставка «Играть! Антракт!» в Зеленом фойе Музея МХАТ открыта до 26 октября