Найти в Дзене

Ваш автомобиль — шпион? Тайная жизнь машин, о которой вы не подозревали

Приветствую вас, владельцы четырёхколёсных (а иногда и трёхколёсных после вечеринки) друзей! Сегодня мы затронем тему, от которой у вас поднимется давление чаще, чем от вида пустой заправочной колонки с табличкой «АИ-95 нет». Мы поговорим о том, что ваша машина знает о вас абсолютно всё. Да-да, тот самый железный конь, который терпеливо ждёт вас у подъезда, на самом деле — копилка ваших секретов. Я сам долго не верил, пока не заглянул в её электронную душу. И знаете, что я там увидел? Не просто бездушные нули и единицы, а целый дневник моей жизни: от любви к чебурекам в три ночи до панических поисков парковки в пятницу вечером. Давайте же приоткроем завесу этой цифровой тайны и узнаем, чем на самом деле дышит (и помнит) ваш автомобиль. Глава 1: «Мозги» на колёсах — как ваш седан умнее суперкомпьютера 90-х Представьте себе: современный автомобиль среднего класса содержит в себе больше строк программного кода, чем целый пассажирский лайнер! Если в Boeing 737 Max около 15 миллионов строк,
Оглавление

Приветствую вас, владельцы четырёхколёсных (а иногда и трёхколёсных после вечеринки) друзей! Сегодня мы затронем тему, от которой у вас поднимется давление чаще, чем от вида пустой заправочной колонки с табличкой «АИ-95 нет». Мы поговорим о том, что ваша машина знает о вас абсолютно всё. Да-да, тот самый железный конь, который терпеливо ждёт вас у подъезда, на самом деле — копилка ваших секретов.

Я сам долго не верил, пока не заглянул в её электронную душу. И знаете, что я там увидел? Не просто бездушные нули и единицы, а целый дневник моей жизни: от любви к чебурекам в три ночи до панических поисков парковки в пятницу вечером. Давайте же приоткроем завесу этой цифровой тайны и узнаем, чем на самом деле дышит (и помнит) ваш автомобиль.
-2

Глава 1: «Мозги» на колёсах — как ваш седан умнее суперкомпьютера 90-х

Представьте себе: современный автомобиль среднего класса содержит в себе больше строк программного кода, чем целый пассажирский лайнер! Если в Boeing 737 Max около 15 миллионов строк, то в вашем, скажем, семейном хэтчбеке может быть до 100 миллионов . Цифра просто космическая! И ведь это не просто код, который включает дворники когда вы этого захотите. Нет. Это сложнейшая нейросеть, которая учится на ваших привычках.

Интересный факт: А вы знали, что миром автомобильной электроники по-прежнему правит язык C? Да-да, тот самый, с которого многие начинали свой путь в программировании. Он — как карбюратор в мире инжекторов: старый, проверенный и невероятно надёжный.

Каждый раз, когда вы плавно трогаетесь с места, не дожидаясь полного прогрева мотора (признавайтесь, кто так делает?), электронный блок управления (ЭБУ) заносит эту привычку в свой «чёрный ящик». Он знает, что вы любите крутить музыку на 45-й громкости, что вы всегда на 3 секунды отпускаете руль перед левым поворотом и что вы предпочитаете температуру в салоне ровно 21.5 градус. Ваш автомобиль — идеальный дворецкий, который молча запоминает все ваши причуды.

-3

Глава 2: CAN-шина — нервная система, которую можно взломать

Всё это море данных путешествует по машине по своеобразной «нервной системе» — CAN-шине. Это как общий чат для всех электронных систем автомобиля, где двигатель может написать тормозам: «Эй, парни, я работаю, притормозите!», а климат-контроль — подголовникам: «Приготовьтесь, щас будет прохладно».

Но у каждой медали есть обратная сторона. Этот «чат» ужасно небезопасен. Энтузиасты и не очень доброжелательные хакеры уже давно научились в него подключаться. Помните скандал, когда исследователи Чарли Миллер и Крис Валасек удалённо взяли под контроль Jeep Cherokee прямо на ходу? Журналист, находившийся за рулём, в прямом эфире рассказывал, как его машина сама собой включает кондиционер и рулит в кювет. После этого компания отозвала 1.4 миллиона автомобилей для срочного обновления прошивки.

А вот ещё забавный и одновременно пугающий факт: оказывается, некоторые модели автомобилей Land Rover имели баг в софте, который приводил к самопроизвольному отпиранию дверей . Представьте себе лицо владельца, который утром обнаруживает свою машину с распахнутыми дверями, хотя накануне точно её закрыл. Электроника, она такая, может и пошутить.

-4

Глава 3: Большие данные с большого дивана — как производители используют вашу информацию

Вы думаете, вся эта информация остаётся в пределах вашего автомобиля? Как бы не так! По данным Международной ассоциации автопроизводителей (OICA), на дорогах мира уже сейчас эксплуатируется почти 1.3 миллиарда автомобилей. А к 2050 году, по прогнозам Всемирного банка, эта цифра удвоится . Это армия в 2.6 миллиарда колёсных шпионов, которые ежесекундно генерируют терабайты данных.

Зачем это производителям? Всё просто:

  • Прогноз поломок: Машина сама может сообщить дилеру, что у неё скоро выйдет из строя турбина, и записаться вас на сервис до того, как вы услышите подозрительный свист.
  • Страхование: Уже существуют программы страхования, где стоимость полиса рассчитывается исходя из вашего стиля вождения. Резко стартуете и любите поздно тормозить? Готовьтесь платить больше.
  • Маркетинг: Ваш навигатор знает, что вы каждую субботу ездите в один и тот же торговый центр. Не удивляйтесь, если в следующий раз он предложит вам скидку на кофе в кафе на втором этаже.

Ваш автомобиль становится частью гигантской сети Интернета Вещей. И он знает о вас даже такие мелочи, о которых вы, возможно, забыли. Например, что ровно год назад вы ездили в цветочный магазин за день до годовщины свадьбы. Романтика, скажете вы? Скорее, хорошо структурированные данные.

-5

Глава 4: Право на ремонт, или Почему фермеры взламывают свои тракторы

Эта история лучше любого голливудского блокбастера иллюстрирует, к чему может привести тотальный контроль производителя. Речь о компании John Deere, которая законодательно запретила фермерам самостоятельно ремонтировать свои же тракторы . Сломалась сложная электроника? Добро пожаловать к официальному дилеру, где счёт за ремонт может достигать стоимости небольшого нового автомобиля.

Что сделали американские аграрии? Они пошли путём настоящих хакеров. Фермеры стали массово заказывать пиратские прошивки из… Украины, чтобы обойти блокировки и починить свою технику самим . Борьба за право починить свой собственный трактор привела к судебным разбирательствам и стала символом движения «Right to Repair». Так что, если вы когда-нибудь столкнётесь с тем, что не можете поменять лампочку в фарах без посещения дилерского центра, помните — вы не одиноки в этой борьбе.

-6

Глава 5: Будущее уже здесь — что нас ждёт завтра?

А что же дальше? А дальше — ещё интереснее. С развитием беспилотных технологий машина будет знать о вас ещё больше. Знаменитый эксперимент «Moral Machine» от MIT наглядно показал, что беспилотным автомобилям придётся решать сложнейшие этические дилеммы: кого спасти в безвыходной ситуации — пешехода или пассажира? Эти решения будут закладываться в алгоритмы, и кто будет нести за них ответственность — до сих пор открытый вопрос.

Компания Tesla уже много лет учит свой автопилот на данных, собранных с миллионов автомобилей по всему миру . Каждый поворот руля, каждое торможение, каждая опасная ситуация — всё это становится пищей для искусственного интеллекта. Ваша манера вождения, пусть и анонимно, помогает строить будущее, в котором машины будут ездить безопаснее людей.

-7

Эпилог: Дружить или бояться?

Так что же делать? Обернуть машину в фольгу и ездить только на лошадях? Вряд ли это решение. Осознание — это уже половина дела. Современный автомобиль — это не просто средство передвижения. Это сложнейшее электронно-вычислительное устройство, которое делает нашу жизнь комфортнее, а порой и безопаснее.

Цифровой след — это плата за технологии. Наша задача — быть грамотными пользователями. Интересоваться, какие данные собирает наш автомобиль, читать пользовательские соглашения (да, те самые длинные и скучные) и поддерживать законодательные инициативы, защищающие наше право на приватность.

А пока в следующий раз, садясь за руль, бросьте взгляд на панель приборов. Помните: за этими красивыми цифрами и иконками бьётся цифровое сердце, которое знает вас очень и очень хорошо. Дружите с ним. Или хотя бы делайте вид.

А что вы думаете на данную тему? Пишите в комментариях!