Взаимное доверие собаки с владельцем, иерархические отношения (кто в доме хозяин/вожак), избегание опасностей и запреты, взаимоотношения с другими собаками и людьми, поведение на прогулках (не подходы и т.д.), страхи всяких неожиданностей, громких звуков, выстрелов, громких компаний (салютов/праздников) и т.д. всё это лечится жизненным опытом собаки... или социализацией.
На мой взгляд социализации уделяется незаслуженно мало внимания.
Я раньше размещал несколько заметок как пример того, что бывает, когда собака попадает в какую то неожиданную экстремальную ситуацию.
Избегание подобных катастроф лечится простой командой "нельзя". Т.е прекрати делать то, что ты сейчас делаешь. Но пока собака не окажется в ситуации из которой она сама выбраться не в состоянии, любые Ваши команды пустой звук.
В заметке несколько ссылок на предыдущие статьи по теме, если кто то не читал можно по ситуации ознакомиться.
Ей/ему не обязательно для этого тонуть в болоте или в реке, достаточно и гораздо меньших стрессов.
Но когда я говорю своей собаке "нельзя", а потом он проваливается в болото, не может вылезти по отвесному обрыву или тонет под грудой веток в реке... в следующий раз, когда я говорю "нельзя" он уже не бежит сломя голову, а хорошо понимает моё предостережение что опасность есть, лучше поостеречься.
Казалось бы где ротвейлер, а где йорк???)))
И тот и другой, великан и карлик совершенно не приспособлены к тайге, как аборигенные собаки (лайки).
К слову лаек опытные люди с нескольких месяцев, маленькими щенками берут с собой в тайгу жить, чтобы они учились понимать лес и приспосабливались.
Если лайку со щенячества не знакомить с тайгой с неё взрослой в тайге толку не будет.
Но йорк тоже очень быстро учится избегать опасностей и ему два раза повторять про "нельзя" не надо. Однажды лоханувшись, он уже в следующий раз "дует на холодную воду."
К слову, где Дан в своё время спустившись с обрыва попал в западню и не мог выбраться... Тиша, к моменту когда осмелился не смотря на мой запрет спрыгнуть с обрыва (он же уже взрослый!) и всё таки сиганул вниз, уже хорошо за предыдущие походы знал берег... паниковал не долго - просто бегом убежал по кромке воды за пару сотен метров туда, где можно было подняться, спокойно поднялся и вернулся ко мне.
Т.е. при первых посещениях этого места мы с ним исходили весь берег реки, но приближаться к обрыву я ему категорически запрещал... хотя там где высокий берег переходил в болото он спокойно спрыгивал и спускался к реке.
А когда он сиганул с обрыва и понял что назад не выбраться... он запросто сложил два+два и убежал к месту, где сможет взобраться вверх без особых усилий.
Ротвейлер очень ориентирован на человека и ему нужно вылезти здесь и сейчас именно в этом месте, а не получается.
Йорк после нескольких попыток постоял, подумал... и уже хорошо зная местность сам пошёл в обход без подсказок человека, чем честно говоря порадовал. Места одни и те же, проблемы возникают похожие, но у терьера соображалка вынужден признать работает быстрее. Другой разговор, что я его с местностью знакомил уже зная все её особенности, учитывая предыдущий опыт.
Пошли по грибы с Тишей.
Тиша в то время на водоемах уже бывал многократно, но это были озера с открытыми берегами, без растительности.
Но хорошо плавать он уже умеет.
Я высматриваю грибы... а Тихон увидел воду речной протоки и ринулся к ней.
На берегу стеной растёт высокая, густая трава... которая склоняется над водой.
Тиша побежал в траву... и ухнул с высоты обрывчика в воду... так как земли под травой не было она росла под угом к воде.
Секундное замешательство, он выныривает, подплывает к берегу... а берег над водой козырьком и он не может за него даже зацепиться, берег где то под углом 45 градусов уходит вверх в сторону воды. В этой протоке такой берег на сотни метров. Т.е. вариантов куда-то отплыть, переплыть нет.
Фиксирую его командой на месте, типа подожди, ложусь на берег и рукой выхватываю малого из воды. Для меня не высоко, для йорка непреодолимое препятствие - выпрыгнуть высоко из глубокой воды не касаясь дна невозможно.
Никогда.
Больше никогда Тихон не бежит с разбега к воде)))
Добежит до травы, потом осторожно сует морду в заросли, рассматривая наличие/отсутствие тверди под ногами, только потом лезет к воде)))
Дрессировка, отработка команд, муштра это всё хорошо... Но в определённом смысле, без привязки к определённому контексту для собаки бессмысленно.
Недавно размещал заметку
Одного нападения лаек для Тихона хватило, чтобы понять, что меня из поля зрения лучше не терять. Чисто из практических соображений. Уже два года весной, всё лето и осень я спокойно беру его с собой в тайгу на целый день. Парень встрял в несколько неприятностей... но проявляет просто чудеса приспособляемости. В маленьком тельце декоративной собачки помещена нормальная собака, соображалке которой большие собаки позавидуют)))
По мере роста он пытается проявлять в тайге самостоятельность. Хорошо зная места и понимая где он в теории потеряться не может... когда он начинает "терять берега" и не подбегает на первый зов... просто тихо прячусь.
"Прячусь" это не стать за деревом в знакомом парке возле дома, где он всё сто раз видел и знает. А это мы приехали машиной в место и ушли на несколько километров в дебри.
Я занимаюсь своими делами (к примеру ищу грибы), Тиша носится по лесу, но так или иначе следует за мной. А тут он исчез из вида и на зов не откликается.
Становлюсь в какие то заросли и замираю.
Поняв, что он остался один... Тиша начинает судорожно метаться... но убегать там особо некуда - с одной стороны река с другой болото, топь. И вот когда он серьёзно запаникует... появляюсь я.
Не ору, не ругаюсь. Он выводы сделает сам.
Пошли за боровиками. Идём уже к машине. Тиша гасится где то в сосняке ягельного бора.
Зову - не приходит. Ну он же большой и взрослый!?
Сажусь в машину, завожу и уезжаю. На самом деле я уезжаю за поворот просеки. И... машину глушу. Тиши нет. Минуту, две, три... пять.
Завожу машину, разворачиваюсь и медленно еду по просеке назад.
Мой растерянный йорк сидит на обочине лесной дороги и глазами ищет меня.
Я проезжаю мимо.
Он никак не реагирует. Он просто никогда не видел как я проезжаю мимо потому, что всегда он был внутри машины))) Останавливаюсь.
Наблюдаю в зеркала. Шарит глазами вокруг.
Когда включаю заднюю... мелкий соображает, что это я и несётся к машине.
Никогда.
Больше никогда он не отстаёт от меня, когда я говорю ему, что иду к машине))).
Ротвейлера учил следить за мной точно так же. У ротвейлеров независимость прёт из всех щелей.
Дану года полтора.
Приехали на Окунёво озеро. Оно далеко от города. Находится в сосновом бору, т.е. берега хорошо просматриваются.
Поздний вечер в период белых ночей. На озере мы одни. Дан бегает, купается, наслаждается жизнью.
Я зову его... а он неожиданно не подходит. Я за ним и так и сяк... он только уходит дальше от меня по берегу. Мне его бегом не догнать.
Ну ладно.
Я разозлился и закусился.
Сел в машину у него на глазах, подождал несколько минут, но он не подходит... я взял и уехал. Рядом с озером технологическая дорога нефтяников, обочина дороги поросшая молодым хвойником (сосны, кедры). Отъехал чуть дальше, заглушил машину... вернулся, зашел в подлесок, а озеро у меня как на ладони.
Мой молодой ротвейлер какое-то время бегал, резвился, потом видно умаялся и вспомнил обо мне... а меня нет.
Упс.
Начинает метаться вдоль берега туда-сюда, паникует... а меня нет. Мы туда прямо на берег приехали на машине. Он бы наверное куда то побежал, если бы мы пришли пешком, но дорогу он не знает.
Я наслаждаюсь его паникой, стоя в сосняке. Он побегал туда сюда и на месте сел.... и тут выезжаю я)))
Радости собаки не было предела - я нашелся!
После этого случая если мы были где то вместе (а мы постоянно везде выезжали машиной) Жардан если видел, что я направляюсь к машине, или я говорил, что пойдём к машине (он что означает слово хорошо понимал), всегда несся к машине впереди меня.
Т.е. на озере он по настоящему испугался, что потерялся. Он именно прочувствовал это.
Мои записки это не советы, мол бросайте свою собаку в лесу и уезжайте. Нет.
Это информация к размышлению.
Мои собаки к моменту когда происходили подобные события сотни раз были со мной в лесах. И всегда не задумываясь следовали за мной.
А вот когда они оказывались в ситуации, что (типа) можно обойтись без меня, когда решение нужно принимать самому... они оказывались к этому не готовы.
И благоразумно начинали не терять меня из поля зрения. Потому, что городская собака, приехавшая в лес из города на машине в жизни в город самостоятельно не вернётся - она не знает дорогу.
К примеру из леса к месту, где оставили машину... собака рано или поздно выйдет. А вот если машины в этом месте не окажется (случаи рассказал и с Даном и с Тишей) наступает паника.
Ещё мысль. Если собака обладает маленьким жизненным опытом (всю жизнь условно живёт на поводке) то, оказавшись на свободе, она вряд ли сумеет понять что она потерялась.
Наоборот. Унесётся "волосы назад" куда глаза глядят и сможет понять что потерялась только тогда, когда набегается, опьянение от свободы пройдёт, захочет кушать и т.д. и только тогда сможет осознать что в её жизни что то изменилось. Даже если она при этом не попадёт под машину или не окажется ещё в какой то критической ситуации человеку найти её будет проблематично.
Ещё одна мысль (исходя уже из комментариев). При отсутствии крепкой эмоциональной связи с хозяином, когда каждый сам по себе (хотя человек может и не догадывается, что это так) собака запросто с радостью сбежит от навязчивых команд человека и не будет при этом испытывать какого то дискомфорта или тревоги.
Мне подобные фокусы с собаками позволяет делать то, что мы живём по сути в глухомани. В густонаселённых местах даже просто найти место, где не встретишь людей проблема.
Ладно ротвейлер, служебник, с ним всё понятно он сильно ориентирован на человека, хотя и склонен к доминированию.
Йорк всячески демонстрирует свою независимость. Но именно жизненный опыт позволяет мелкому не выбегать на проезжую часть и т.д.
Со щенячества команда "дорога", всегда при приближении дороги обязательно усаживается и ждёт... а сейчас у нас единственная трасса которая идёт мимо города - федеральная. Там грузопоток идёт приличный и много технологического транспорта нефтяников передвигается. Где бы я не остановился, чтобы идти в тайгу - мимо несутся грузовики потоком.
Тиша выпрыгивает из машины... но остается ждать меня со стороны обочины и мы идём от дороги в лес, но у Тишки не возникает мысль выйти на проезжую часть.
Многие владельцы заморачиваются быть для собаки вожаком.
На обычных прогулках в городе, на поводке вокруг дома у собаки не возникает желания проявлять уважение к хозяину или считаться как то с ним, как со старшим.
Постоянно попадая в экстремальные ситуации на прогулках в незнакомых местах собака, не зависимо от размера, начинает по неволе держать человека/хозяина в поле зрения. Привыкает при любых неприятностях самостоятельно подбегать к владельцу и т.д.
Вот эти вещи и формируют твой авторитет в глазах твоей собаки.
Но это только при условии, что человек может (в состоянии) и готов прийти на помощь питомцу.
Выпуская пар в дальних походах в городе собака ведёт себя спокойно и адекватно. Т.к. жизненный опыт, получаемый в таких походах, даёт ей возможность спокойно реагировать на любые угрозы в городе, не нервничать без повода, не убегать сломя голову как только окажется на свободе и т.д.
В предыдущих заметках в комментариях люди писали, что я необдуманно подвергаю свою собаку рискам в тайге, что я полностью отвечаю за её здоровье и т.д. и неоправданно рискую её жизнью.
Любая домашняя собака по сути это не взрослеющий до старости щенок. Она очень зависима от человека и при этом имеет минимальный жизненный опыт.
Если её всю жизнь не спускают с поводка... то она не осознает рисков вокруг - движение автомобилей по шоссе и т.д.
Я не бросаю своих собак на произвол судьбы. Я всегда рядом и начеку.
Но обладаю знанием, что по мере взросления я имею рядом в походах не беззащитную глупую игрушку... а вполне разумного и опытного компаньона.
Плюс к этому подавляющее большинство собак привязаны к месту проживания и будут нервничать если кто то оказывается рядом с их "логовом" у квартиры, в подъезде, около подъезда, возле дома и т.д.
У того же ротвейлера нормальной реакцией на незнакомых людей является недоверчивое поведение. Но чем дальше собака от дома... тем меньше поводов у неё проявлять территориальную агрессию, как, собственно, и другие виды агрессии.
В комментах писали, что такая собака как ротвейлер обязана и в лесу быть в наморднике и на поводке. Кобель понимает, что если мы где то встречаем человека, то я обязательно подзову его командой. Очень быстро он соображает - видишь или слышишь человека - иди к хозяину... или тебя всё равно позовут.
И вот мы в какой то глухомани, каждый занимается своими делами. Вдруг Жардан бежит ко мне и садится рядом. С очень высокой вероятностью он учуял, услышал или увидел человека.... которого я пока не вижу.
В тайге у ротвейлера нет ни одной причины вступать с незнакомцами в конфликт. Люди, выходя на нас, видят, что кобель полностью адекватен спокойно проходят мимо, занимаясь своими делами.
Многие, видя что кобель адекватный, начинают беседу сами, рассказывают как они или их близкие держали служебников, какие они умные и т.д. Т.е. ротвейлер в тайге не вызывает у незнакомых людей страх, а наоборот положительные воспоминания.
Справедливости ради нужно сказать... что мы с Даном очень редко встречали людей там, где проходили наши походы. Может в среднем одна встреча на десяток походов. Т.е. очень редко.
К слову агрессивное поведение ротвейлеров в любой ситуации не более чем стереотип. Трудно представить охотника в тайге с собакой на поводке и в наморднике)))
Конечно абсолютно все ситуации предусмотреть нельзя, иногда случаются какие-то непредвиденные вещи, типа как в рассказке ниже - мы сталкиваемся с людьми у лифта, в дверях подъезда или неожиданно на прогулке в непогоду... но кобель, обладая большим жизненным опытом, не проявляет к людям при случайных столкновениях никакой агрессии, ничего кроме любопытства.
Ротвейлер понимает, что случайно столкнуться с человеком, когда это не нападение и человек не проявляет агрессии это нормально. Т.е. не нужно кого то, кто в тесноте лифта случайно к тебе прикоснулся убивать на месте.
Жизненный опыт позволяет собаке классифицировать события по степени угроз... и большинство из этих событий в городе опасности для собаки и для владельца не представляют.
Неожиданно позже я понимаю, что кобель ротвейлера стал настолько адекватен, что я могу рискнуть ехать с ним в отпуск на машине на огромные расстояния к большому количеству людей... и это не станет нервотрёпкой или чередой конфликтов - он меня не подведёт.
Я могу без страха посадить абсолютно незнакомого человека в машину... и мой ротвейлер, сидя на одном сидении с незнакомцем, его не тронет, понимая, что человек оказался в беде и его нужно выручить.
В дальних поездках мы неоднократно с Даном подвозили чужих людей, попавших в аварию или просто голосующих на трассе в сильную непогоду (морозы и т.д.)
Мы "закатывались" в гости к родственникам или друзьям у которых большие семьи, и куча своих питомцев... и кобель ни разу не подвёл - никого не испугал, никого не укусил и т.д.
С каждым путешествием, с каждым приключением собаки становятся всё опытнее, спокойнее, всё реже попадают в передряги и т.д.
А в результате серьёзно облегчается жизнь владельцу человеку.
Потому, что примерно 12 лет жизни молосса ты вынужден быть привязан к месту так как 50-60 кг собака это тот ещё потенциальный источник неприятностей в дальних приключениях.
К слову привычки из леса собака автоматически переносит в город.
Если в тайге, увидев человека, нужно бежать к хозяину... то в городе или рядом с городом на прогулках правило автоматически то же. Дан видит, что в нашу сторону кто то идёт, подбегает ко мне и садится у ноги и тут в зависимости от ситуации или я беру его на поводок или просто он находится рядом, пока человек не уйдёт достаточно далеко.
Йорк в тайге никому не угрожает))) наоборот для него в лесу масса рисков. Но если я теряю малого из поля зрения или просто на автомате зову для контроля
- Тиша!
.... Тихон знает, что нужно прибежать и показаться мне на глаза. Процедура проста - я понимаю, что он нигде не отстал, а шарится где то неподалёку и продолжаю заниматься своими делами... а йорк своими. Но если он в тайге взлаял значит этому есть реальная причина.
В городе молодые йорки гавкучие, шумные без царя в голове.
Тиша возле своего подъезда не исключение. Выйдя из дверей он облает обязательно всех встречных и это лечится с трудом, говорят что с возрастом станет степеннее.
В тайге же Тихон подает голос если только кого то засечёт - зайца, белку, лису, бурундука, рябчика, тетерева, бывает его троллят (дразнят) кедровки (врановые птицы). На помёт медведей Тиша реагирует на удивление спокойно.
Но на самого зверя естественно голос подает.
На фото с Тишей проверяем фотоловушки, поставленные на медведей))).
Резюме)))
Пока я делал упор только на обучение собаки командам и многократное выполнение этих команд в любых ситуациях... тот же ротвейлер не видел особо смысла в этой муштре и слушался так или иначе от случая к случаю. Кто держал ротвейлеров знают, что систематически выключать слух это один из характерных признаков породы - проверять хозяина на прочность - может можно не отзываться, не слушаться?
Когда же мы научились проводить время в долгих походах... то собаке даже говорить ничего не надо было, он по контексту ситуации сам понимал что нужно делать, молча, без команд.
Суть мысли))).
Собаки не примитивные роботы, которые программируются десятком команд.
Когда у них накапливается большой жизненный опыт, они получают хорошие знания об окружающей среде ... жизнь с ними становится интереснее и безопаснее и для собаки и для владельца.