Они прожили в браке почти четверть века, и ни у кого ни разу не возникло сомнений в том, что Ольга Остроумова и Валентин Гафт созданы друг для друга. Но на самом деле, к моменту встречи актёров у каждого была за плечами своя непростая история и свой тяжёлый груз ошибок. Они были взрослыми, состоявшимися людьми со своими достоинствами и недостатками, и им пришлось меняться, чтобы, наконец, обрести семью, о которой каждый мечтал.
«Нервный гений»
Валентин Гафт родился в очень простой семье, и даже сложно было себе представить, что он когда-то станет известным актёром. Его отец-юрист прошёл войну, был ранен, а после трудился по специальности, но зарабатывал крайне мало. Валентин носил перешитые отцовские вещи и питался солянкой в столовой Школы-студии МХАТ, деньги на которую ему давала тётка.
Впервые в театр он попал в четвёртом классе, когда их от школы привели на постановку. Юный Валентин был очень впечатлён и вскоре стал одним из самых активных участников самодеятельности. К моменту окончания школы он уже точно знал, куда будет поступать после получения аттестата.
Правда, программу для прослушиваний он читал с весьма характерными блатными интонациями, которые перенял от своих дворовых кумиров, многие из которых успели побывать в местах не столь отдалённых. Особым предметом гордости для него была золотая фикса, вставленная вместо зуба после очередной драки. Самое удивительное, что даже с таким «набором» он стал студентом Школы-студии МХАТ с первой же попытки.
В 1957 году, сразу после окончания института, он вышел на сцену Театра имени Моссовета, позже сотрудничал с разными театрами до тех пор, пока не пришёл в «Современник». Именно здесь он сыграл свои лучшие роли и дебютировал в качестве режиссёра. В этом театре он служил до конца своих дней. Параллельно актёр снимался в кино, дебютировав в 1956 году в эпизоде фильма Михаила Ромма «Убийство на улице Данте».
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Всего фильмография Валентина Гафта насчитывает больше 120 работ в кино и сериалах, а ещё он занимался озвучиванием, писал меткие острые эпиграммы и стал автором нескольких книг. Иногда коллеги обижались на актёра, уж больно злыми бывали порой его рифмы в их адрес. Он был вспыльчивым и ранимым, саркастичным и порой просто невыносимым.
Он всего себя посвящал искусству и долгие годы мечтал о крепкой семье. Но ждать исполнения своего желания о простом человеческом счастье ему пришлось долго. В первый раз Валентин Гафт женился на красавице-модели Елене Изергиной, но её увёл у актёра драматург и телеведущий Даль Орлов. Впрочем, даже в первом браке Гафт не был образцом верности и позволял себе увлечения на стороне, поэтому и обид на жену спустя годы у него не было.
Результатом бурного романа с художницей Еленой Никитиной стало рождение сына Вадима, о существовании которого актёр узнал далеко не сразу. А встретился с ним и вовсе, когда сыну было уже почти 40 лет. Вадим жил с матерью в Бразилии и с отцом почти не общался. Второй женой Валентина Гафта была балерина Инна Елисеева, дочь высокопоставленного советского чиновника. Семья второй жены была очень обеспеченной, и бедного актёра тесть и тёща ни во что не ставили, а во время обеда однажды прямым текстом заявили, что добавка ему не положена, дескать, слишком мало зарабатывает. В тот день Гафт ушёл из семьи и больше туда не возвращался.
В этом браке родилась дочь Ольга, которая впоследствии пошла по стопам своей матери и из-за её бесконечных придирок и истерик свела счёты с жизнью. Инна была сложным человеком, характер у неё был далеко не идеальный, и дочь просто не выдержала. До конца своих дней Валентин Гафт винил себя в том, что произошло с Ольгой.
После у него был роман с очаровательной узбекской певицей Эльмирой Уразбаевой, с которой он познакомился во время съёмок в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Влюблённые даже собирались пожениться, но в назначенный день актёр на бракосочетание не явился, то ли испугавшись, то ли осознав, что не сможет справиться с ответственностью. Этот факт был широко известен, а в 2019 году певица вдруг заявила, будто всё же была женой Гафта. Какая из этих версий правда, остаётся лишь гадать. Следующей женщиной, зацепившей его до глубины души, оказалась Ольга Остроумова.
«Она же святая»
Решение стать актрисой пришло к Ольге Остроумовой в десять лет, после первого посещения театра, однако её мечта оставалась тайной для окружающих. В школьные годы она сознательно не принимала участие в самодеятельности и не посещала драматический кружок. Именно поэтому решение выпускницы о поступлении в ГИТИС стало неожиданностью даже для её родителей. Но они ни слова не сказали, простили, купили билет, напекли пирожков в дорогу и посадили дочь на поезд до Москвы.
Она была настроена решительно и вполне уверена в себе. Она даже не подумала о подаче документов в другие творческие вузы, да и знала выпускница из Куйбышева их всего два – ГИТИС и ВГИК, но последний не рассматривала, так как считала его подходящим исключительно для тех, кто рвался сниматься в кино, Ольга же видела себя исключительно на сцене. Но всесоюзную известность ей принёс всё же кинематограф.
Уже на втором курсе она выходила на сцену ТЮЗа, а на третьем получила предложение от Станислава Ростоцкого сняться в его фильме «Доживём до понедельника». Благодаря этому режиссёру Ольга Остроумова и обрела всесоюзную славу и любовь, а звёздным часом её стали съёмки в картине «А зори здесь тихие…». Правда, между этими двумя картинами в карьере Ольги Остроумовой были и творческие провалы, которые заставили начинающую актрису совершенно разочароваться в кино и даже дать слово никогда не сниматься. Но оглушительный успех военной драмы Ростоцкого заставил её усомниться в столь категоричном решении.
Однако именно театр она всегда считала главным в своей карьере. Актриса признавалась, что на сцене хочет быть первой, а в жизни стремится быть незаметной и никогда не поддерживает созданный на экране имидж. Всенародная известность тяготила её, и ей было приятнее слышать тактичную благодарность за театральные работы, чем сталкиваться с громкими обсуждениями своей внешности, которые порой перерастали для неё в нечто неприятное.
Когда-то в юности Ольга Остроумова молилась о том, чтобы Бог послал ей столько страданий, чтобы она стала хорошей актрисой. Тогда она и представить себе не могла, как это отразится на её жизни. А настрадалась актриса сполна. Первый брак с однокурсником Борисом был заключён не по любви, а из жалости и надежды, что чувства возникнут позже. Затем она встретила режиссёра Михаила Левитина, человека харизматичного и старше её, ради которого без раздумий ушла от мужа, а он ради неё развёлся с женой.
Остроумова и Левитин расписались, в семье родились дочь Оля и сын Миша. Ради семьи Остроумова даже была готова отказаться от карьеры, она всю себя посвящала заботам о доме и воспитанию детей. Она полностью доверяла мужу, верила в его талант и старалась сделать всё, чтобы его ничто не отвлекало от творчества. Их семья казалась идеальной.
Но за красивой картинкой благополучия скрывалась настоящая жизнь, и она была абсолютно не похожа на идеал. Михаил Левитин, как Ольга Остроумова поняла позже, вовсе не собирался себя ни в чём ограничивать, и тем более в вопросах своих взаимоотношений с женщинами. Его длительные творческие командировки и затянувшиеся далеко за полночь репетиции были лишь ширмой для его романтических увлечений.
Ольга долго не хотела верить очевидному, но в результате поняла, что жизнь во лжи разрушает её, и подала на развод после двадцати с лишним лет брака. А потом судьба свела её с Валентином Гафтом. Причём, когда они стали встречаться, Александр Ширвиндт, увидев актёров вместе, удивлённо спросил у Валентина Иосифовича: «Вы что, встречаетесь? Она же святая!»
Позднее счастье
Развод стал для Ольги Остроумовой тяжёлым испытанием, но самые трудные годы ждали её впереди. В девяностые кино не снимали, театры пустовали, и некогда востребованная артистка вдруг оказалась без работы, с двумя детьми на руках и практически без средств к существованию. Денег не хватало даже на необходимое, и тогда появилась мысль оставить профессию, которой она жила долгие годы, и заняться любым делом, лишь бы прокормить семью. В какой-то момент казалось неважным, будет это уборка помещений или работа на рынке.
В тот самый период отчаяния поступило неожиданное предложение — выступить на корпоративном вечере. Сначала Остроумова всерьёз размышляла об отказе, считая подобное занятие унизительным для актрисы её уровня, но решающим стало известие, что на этом мероприятии будет Валентин Гафт. Они познакомились и общались на съёмках фильма «Гараж», и мысль о том, что рядом окажется человек, к которому она испытывает уважение и симпатию, помогла принять решение.
Позже выяснилось, что и самого Гафта пригласили на тот вечер почти теми же словами — его заманили известием о присутствии Остроумовой. Оказалось, что ещё во время их первой совместной работы он испытывал к ней глубокие чувства, но не решался их выразить, так как оба тогда были не свободны.
После выступления Валентин пригласил Ольгу на свидание. Волнение выдавало его растерянные попытки казаться уверенным — он даже предлагал ей полюбоваться своими мышцами. Актрисе был симпатичен этот человек с печальными глазами, но развитие отношений застопорилось: Гафт внезапно исчез на четыре месяца.
Когда спустя время он вновь появился, объяснил это тем, что не мог без неё жить. Однако и тогда сомнения не оставляли его в покое. Разница в возрасте, финансовые трудности Ольги, двое детей — всё это заставляло его колебаться. Лишь настойчивые слова друзей, уверявших, что ему повстречалась достойная женщина, помогли сделать шаг навстречу чувствам.
Они стали проводить много времени вместе, узнавая друг друга всё глубже, но узаконили отношения только через несколько лет, прямо в больничной палате, где актёр восстанавливался после тяжёлой операции. Никакого торжественного зала, пышных нарядов и долгих приготовлений — только пижама жениха и белый халат невесты. Этот день запомнился обоим навсегда, а сам Гафт позже говорил, что именно после свадьбы стал стремительно поправляться, словно новая жизнь давала силы.
Он подружился с детьми Остроумовой, искренне считал их своими и был с ними близок. Когда родная дочь Валентина покончила с собой, актёр долго винил себя за то, что не заметил беды и не уберёг её от разрушительных отношений с матерью. Ольга и её дети в тот период стали его опорой, помогли справиться с отчаянием и вернуться к жизни.
Они прожили вместе почти четверть века. И жизнь их вмещала радости, трудности, споры и примирения. Остроумова откровенно говорила, что их союз не был безоблачным: Гафт часто сомневался, не доверял женщинам, не верил, что рядом с ним может быть человек, преданный и искренний. Чувства Ольги тоже развивались не сразу. Сначала это была не любовь, а скорее симпатия и желание досадить бывшему мужу. Постепенно всё изменилось, и между ними возникло то, что нельзя назвать влюблённостью — глубокая привязанность, уважение и любовь.
Под влиянием жены Гафт сильно изменился. Он стал спокойнее, избавился от нервного тика, перестал грубо выражаться и научился доверять. Ольга Михайловна рассказывала, что в период начала их отношений Гафт ругался так, что у неё «уши вяли от его нецензурных выражений». Постепенно она вообще перестала слышать от него грубые слова.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
С особой теплотой актёр относился к сыну Ольги Мише, и тот отвечал ему взаимностью. Бывали и кризисные периоды, когда Валентин, поддавшись сомнениям, заявлял о желании расстаться. Сначала Ольга реагировала с тревогой и недоумением, но в какой-то момент поставила точку в этих разговорах, пригрозив действительно уйти. С тех пор слова о расставании больше не звучали.
В 2019 году Валентин Гафт пережил инсульт, после которого так и не смог полностью восстановиться. Через полтора года его не стало — актёр ушёл из жизни в 85 лет. Ольга Остроумова продолжает играть в Театре Моссовета, снимается в сериалах и не боится возрастных ролей. Главной ценностью для актрисы остаются дети и внуки, которые никогда не называли её по имени. Слово «бабушка» для неё стало не менее дорогим, чем звание народной артистки.
Вместе с Валентином Гафтом ушла целая эпоха в театре, кино, на телевидении. Не зря Михаил Казаков написал когда-то строки: «Про Гафта рифмовать? Зачем? Гафт не рифмуется ни с чем...»
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011025/65687/