Найти в Дзене
МЧС.медиа

Токио в огне или Великое землетрясение Канто

102 года назад на Японию обрушилась целая серия различных природных катаклизмов, едва не уничтоживших ее столицу Подземный удар В 11.58 1 сентября 1923 года произошло землетрясение в районе долины Канто на главном японском острове Хонсю, с эпицентром примерно в 60 км от Токио. По разным оценкам, его магнитуда составила 7,9–8,2. – Земля тряслась взад и вперед, казалось, секунд 15, после чего последовали сильные вертикальные толчки, которые сбили людей с ног, – вспоминал очевидец, инженер Мононобэ Нагао. Землетрясения такой мощности происходили как до, так и после описываемых событий, но ни одно из них не имело настолько разрушительного смертоносного характера, что было связано как с близостью столицы, так и со сравнительно небольшой глубиной его очага. Помимо Токио, серьезно пострадали города Иокогама, Тиба и Сидзуока. Подземные толчки привели к образованию цунами. В различных регионах страны высота обрушившейся на берег волны составляла от 3 до 12 м. Следом за прибрежными регионами по

102 года назад на Японию обрушилась целая серия различных природных катаклизмов, едва не уничтоживших ее столицу

Подземный удар

В 11.58 1 сентября 1923 года произошло землетрясение в районе долины Канто на главном японском острове Хонсю, с эпицентром примерно в 60 км от Токио. По разным оценкам, его магнитуда составила 7,9–8,2.

– Земля тряслась взад и вперед, казалось, секунд 15, после чего последовали сильные вертикальные толчки, которые сбили людей с ног, – вспоминал очевидец, инженер Мононобэ Нагао.

Землетрясения такой мощности происходили как до, так и после описываемых событий, но ни одно из них не имело настолько разрушительного смертоносного характера, что было связано как с близостью столицы, так и со сравнительно небольшой глубиной его очага. Помимо Токио, серьезно пострадали города Иокогама, Тиба и Сидзуока.

Подземные толчки привели к образованию цунами. В различных регионах страны высота обрушившейся на берег волны составляла от 3 до 12 м.

Следом за прибрежными регионами пострадали и горные. Сотрясения земной коры привели к многочисленным оползням и проседаниям почвы.

Обрушения зданий, вызванные землетрясением, привели к гибели 1400 человек, причем большая их часть пришлась на районы города со слабой почвой, расположенные к востоку от реки Сумида.

Японцы, издавна привыкшие к жизни в условиях постоянной сейсмической опасности, выработали особую конструкцию домов с облегченными стенами и потолочными перекрытиями. Они складывались, словно карточный домик, почти не создавая при этом массивных обломков, так что из-под подобных завалов можно было выбраться даже без посторонней помощи. Благодаря этому большинству жителей разрушенных домов, пусть и с различными травмами, удалось выжить.

Однако всем пострадавшим грозила новая опасность – огонь!

-2

Непредвиденные обстоятельства

Согласно закону от 1873 года, задачи пожарной охраны возлагались на муниципалитеты, при которых создавались различные добровольные и полупрофессиональные формирования. Впрочем, были и исключения. Крупнейшие города, такие как Токио, Йокогама, Осака, все же обзавелись профессиональными пожарными командами.

Токийский пожарный гарнизон считался лучшим в стране, как по подготовке личного состава, так и по техническому оснащению. Так, несмотря на то, что в начале 20-х годов прошлого века автомобили в Японии еще были дорогой импортной диковинкой, на вооружении 824 пожарных находилось 38 автомобилей и мотоциклов с мотопомпами и еще 17 рукавных автомобилей. В городе было 4940 пожарных гидрантов, а также множество пожарных резервуаров. Для помощи пожарным могли быть задействованы как войска столичного гарнизона, так и многочисленные добровольческие организации, например молодежные группы Сэйнэндан.

Одним словом, считалось, что японская столица надежно защищена от различных катаклизмов. Увы, вскоре этим заблуждениям суждено было развеяться.

Так как на момент землетрясения приближалось время обеда, в большинстве жилых домов на кухнях горел огонь, а поскольку почти все они строились из дерева и бумаги, то вскоре запылали многочисленные пожары.

Все системы связи были полностью выведены из строя, поэтому не могло быть и речи о скоординированной работе и маневре силами – каждая пожарная часть действовала самостоятельно, не зная, что творится у соседей. Не было связи и с военными.

Приближавшийся тайфун усугубил ситуацию. Ветер скоростью до 22 м в секунду раздувал огонь, причем его направление все время менялось, что еще больше усложняло работу пожарных.

-3

В огненном кольце

Первоначально пожары охватили восточный берег реки Сумида. Это были бедняцкие районы, застраивавшиеся как попало, и у пожарных почти не было шансов справиться с десятками очагов возгораний, возникших одновременно. Местные жители бросились искать спасения на западном берегу, причем большинство из них тащили тележки, набитые различным скарбом, который они надеялись спасти от пламени.

Следует отметить, что в былые времена подобное поведение считалось недопустимым. Согласно кодексу Эдо, отмененному семьюдесятью годами ранее, в случае городского пожара категорически запрещалась переноска домашних вещей. Таким образом старались пресечь мародерство, а главное – избежать загромождения улиц.

Но именно это и произошло. Толпы перепуганных людей с тележками наглухо закупорили узкие улицы, поэтому пожарные просто не могли добраться до очагов возгорания.

Огненный фронт двинулся в сторону реки, и десятки тысяч людей бросились к мосту Рёгоку. Пытаясь хоть как-то обуздать этот хаос, полицейские запретили проход по мосту с грузовыми тележками.

Те, кто не желал расставаться со своим добром (а для большинства пострадавших содержимое тележки было всем их имуществом), бросились искать спасения на пустыре Хифукусё. Ранее там располагалась швейная фабрика, занимавшаяся пошивом военной формы, но затем она разорилась и оставшиеся без присмотра фабричные корпуса постепенно превратились в заброшенные развалины.

Как ни парадоксально, беженцы сами принесли с собой свою смерть. Вскоре огненный шторм достиг пустыря. Хотя кирпичные корпуса могли противостоять огню, от нестерпимого жара начали загораться вещи прятавшихся в них людей, а бежать от пожара уже было некуда. Таким образом, бывшая фабрика стала братской могилой для четырех тысяч человек.

Впрочем, и те, кто сумел перебраться на западный берег реки, подвергались не меньшей опасности. Из-за изменения направления ветра пожар начал разгораться в остальных, ранее не затронутых огнем районах города. Из них также бросились толпы людей с различным имуществом.

Около сорока тысяч человек собрались на площади Такемура. Это довольно обширный район без какой-либо застройки, поэтому люди были уверены в собственной безопасности. Сохранились фотографии, на которых видно, что беженцы, столпившиеся на площади, не чувствовали никакой угрозы и вели себя довольно спокойно. Вскоре там же появились продавцы напитков и разной нехитрой снеди…

Примерно к 14.00 эта благодушная картина исчезла – к площади приблизился фронт огня. Как и на швейной фабрике, хотя языки пламени не дотягивались до людей, из-за высокой температуры начали вспыхивать их вещи. А бежать некуда – площадь была окружена огненным кольцом…

Спустя два часа, когда огненный фронт передвинулся дальше, пожарные сумели прорваться к площади. Перед ними открылась страшная картина – из 40 тысяч человек удалось выжить только двум тысячам.

-4

36 часов ада

Пожарные делали все, что было в их силах. Вот только силы эти оказались довольно ограниченными.

Помимо отсутствия связи и проблем с передвижением по разрушенным или забитым испуганными людьми улицам, возникла еще одна проблема – отсутствие воды. В результате землетрясения не просто прекратилась подача воды в систему водоснабжения, но часто были разрушены и сами трубы.

Запасы воды в противопожарных прудах быстро исчерпались, а недостаточная мощность насосов и большой перепад высот не позволяли организовать прямую подачу из реки. Поэтому пришлось собирать каскады из нескольких пожарных насосов. Любопытно, что подобный прием был позже применен в аналогичной ситуации в городе Кобе в 1995 году. Тогда для подачи воды из моря к очагам пожаров был собран каскад из семи пожарных насосов.

Впрочем, в конце ХХ века японские огнеборцы располагали гораздо большим числом различной автотехники, а в 1923 году им приходилось восполнять ее нехватку собственным мужеством.

Из 134 очагов возгорания в течение часа им удалось ликвидировать 57, а с остальными пожарами удалось справиться лишь спустя 36 ч. За это пришлось заплатить жизнями 23 огнеборцев (в том числе и начальника одной из пожарных частей). Еще 124 бойца получили ранения и ожоги.

Не менее острая ситуация сложилась и в Йокогаме. Однако там удалось довольно быстро взять ситуацию под контроль и организовать эвакуацию населения из опасной зоны, благодаря чему удалось избежать гибели большого количества людей, от пожаров погибло около ста человек. Однако город отстоять не смогли, и он почти полностью выгорел.

Помимо огня, жителям города угрожал и океан. В порту обрушился таможенный пирс, и множество людей оказались в воде.

-5

Пожар и погром

Пока Токио продолжал пылать, по стране стали разлетаться самые дикие и нелепые слухи. Потрясенные происходящим, люди принялись искать виновников своих бед. Ими были объявлены... корейцы.

В 1910 году Корея в качестве колонии была присоединена к Японии. После этого там появилось множество корейских гастарбайтеров. Правящая верхушка презирала их, считая людьми второго сорта, а простой люд еще и ненавидел, обвиняя их в том, что они отнимают заработки у японцев.

Впрочем, довольно долго дальше скрытого недовольства дело не доходило. И тут в одно мгновение оно выплеснулось наружу. По всему региону Канто поползли слухи о том, что банды корейцев устраивали пожары, грабили магазины и дома, отравляли колодцы, убивали женщин и детей и даже организовывали штурм оставшейся части столицы.

Незамедлительно начали возникать стихийно создаваемые отряды самообороны. Но так как обороняться было не от кого, то они сами перешли к нападению. Несчастных корейцев отлавливали и убивали. Причем власти не только не вмешивались, но нередко сами провоцировали подобные погромы. Как вспоминали очевидцы, полицейские бегали по улицам и кричали: «Если вы видите корейца, ведущего себя агрессивно, можете на месте забить его до смерти!»

– Когда мы готовили обед, произошел сильный толчок. Как будто демон начал танцевать… Мы забежали в комнату, и я увидела, что мой младший брат перекатывается в кроватке во все стороны. Мама потянула его к себе. Я до сих пор помню эту сцену. Я цеплялась за маму, но отец сказал, чтобы мы выходили из дома. Было уже поздно: огонь окружал нас со всех сторон. Мы присоединились к людям на площади. Все были бледны… Толчки продолжались до тех пор, пока не село солнце. К счастью, наш дом не рухнул. Но это было небезопасно, мы не могли вернуться домой. Мы сели в укрытии. Кто-то крикнул: «Корейцы!». Мы с мамой пошли посмотреть, что происходит, и я увидела на другом берегу реки беженцев. Кто-то неподалеку начал скандировать: «Да здравствует император», я обернулась и увидела труп корейца. Увидев его, я тоже закричала: «Да здравствует император», – вспоминала позже одна из свидетельниц этих погромов, Ясита Тонэ из Йокогамы.
-6

Городу – быть!

Природные катаклизмы и бесчинства толпы наложились на политические трудности. За неделю до этого умер премьер-министр страны, а новый еще не был назначен, так что кабинет министров находился в процессе формирования. 2 сентября император назначил премьером адмирала Ямамото Гонбэя, и тот незамедлительно ввел военное положение в стране. Со всей Японии в Токио спешно перебрасывались войска, которые должны были не только утихомирить разбушевавшуюся толпу, но и помочь с восстановлением города. С этой же целью вскоре было образовано Агентство по восстановлению императорской столицы.

Масштаб задач впечатлял – половина всей городской застройки превратилась в руины, а большинству уцелевших зданий требовался серьезный ремонт. Возникли даже сомнения – есть ли вообще смысл восстанавливать Токио или разумнее будет перенести столицу в другой город?

Тем не менее император принял решение столицу не переносить, хотя полноценно она смогла функционировать лишь несколько лет спустя. Фактической столицей на этот период стала Осака, куда перебралось большинство беженцев.

От стихии пострадали и другие регионы. Всего от землетрясения и вызванных им оползней, цунами и пожаров погибли более 140 тыс. человек (половина из них – в Токио), еще полтора миллиона остались без крыши над головой. Огромный ущерб был нанесен промышленным предприятиям, железным дорогам и различной транспортной инфраструктуре (мостам, тоннелям, шоссейным дорогам).

На ликвидацию последствий этих бедствий расходовались огромные средства, что вскоре привело к острейшему экономическому кризису.

В память об этих событиях, некогда потрясших всю страну, 1 сентября в Японии ежегодно отмечается День предотвращения стихийных бедствий.

-7

Глазами специалиста

Масаюки Такемура, профессор Центра совместных исследований по смягчению последствий стихийных бедствий при Университете Нагоя, давно занимающийся историей Великого землетрясения Канто, сделал из него следующие выводы:

– К сожалению, современная сейсмология не может предсказывать будущее. Однако теперь мы можем очень быстро и точно определить тип произошедшего землетрясения. После Великого восточно-японского землетрясения (землетрясение 2011 года, приведшее к аварии на АЭС «Фукусима». – Примеч. ред.) появилась тенденция предполагать более сильные землетрясения в целях предотвращения стихийных бедствий. Но если мы не будем до конца понимать, какая ситуация сложится в каждом регионе в случае повторного землетрясения, подобного Великому землетрясению Канто, мы не сможем сделать первый шаг к предотвращению стихийных бедствий.

В результате Великого землетрясения Хансин-Авадзи (1995) погибло более 6 тыс. человек. В районах с сейсмической интенсивностью 7 баллов общий уровень разрушений составил около 10 %. Землетрясение в Фукуи (1948 г.), имевшее схожую магнитуду, имело показатель 30 %. При той же магнитуде общий уровень разрушений сократился до одной трети.

Через год после Великого землетрясения Канто Япония установила стандарты сейсмостойкости, которые в то время были редкостью во всем мире. Конечно, в то время компьютеров не было. Был разработан метод, названный методом сейсмической интенсивности, который предполагает приложение к зданию со стороны статической силы, эквивалентной силе землетрясения, и проектирование каждой части здания с учетом допустимой прочности. Некоторые тогда стали утверждать, что это ненаучно. В ответ профессор Токийского университета Тосикадзу Сано, основатель архитектурной структурной науки, заявил: «Господа, архитектурная технология — это не наука об объяснении явлений землетрясений. Независимо от того, ясны или неясны принципы этих явлений, ключ к успеху — практические навыки, необходимые для противодействия им. Архитектурный мир не может позволить себе ждать сто лет, пока река очистится». Другими словами, он утверждал, что сейсмостойкость не может ждать, пока теория землетрясений и колебаний зданий будет научно обоснована.

В 1940-х и 2000-х годах было много крупных землетрясений, и они были схожими по частоте и масштабу. Однако число погибших сократилось до менее чем одной сотой от того, что было тогда.

Однако эти успехи породили чувство ложной безопасности. Как говорил профессор Ётаро Хатамура: «Нет никого более беззащитного, чем человек, чувствующий себя в безопасности». Великое восточно-японское землетрясение заставило нас остро осознать непредвиденные обстоятельства. Так, 97 % погибших во время цунами выжили бы, если бы немедленно эвакуировались. По-видимому, некоторые люди посчитали, что им не нужно эвакуироваться, поскольку первоначальное предупреждение о цунами гласило о трехметровой волне, так что ее должны были задержать пятиметровые дамбы (фактическая высота волны в ряде регионов превысила 6 м. – Примеч. ред.). Это показывает, насколько опасно полагаться исключительно на других, веря в то, что средства предотвращения стихийных бедствий идеальны.

Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №36,2025