Найти в Дзене
Что К Чему 🧐

Культовая AIWA: что случилось с компанией

Про Aiwa я уже рассказывал, но недавно еще сильнее углубился в историю этой фирмы. И понял, что история Aiwa заслуживает дополнительной отдельной статьи. В 1960–70-е годы компания буквально шаг за шагом завоёвывала рынок аудиотехники. В 1964 Aiwa выпустила первый в Японии кассетный магнитофон, а уже в 1968 показала первую японскую портативную магнитолу — TPR-101. В 1980 появился CassetteBoy — первый в мире персональный стерео-рекордер с возможностью записи. То есть не просто слушать, как у конкурентов, а ещё и записывать. Начало 80-х стало для компании особенно ярким. Aiwa представила премиальный бумбокс CS-880 с уникальной системой Acoustic 3D. Для того времени набор функций выглядел впечатляюще: цифровой синтезированный тюнер, шумоподавление Dolby, поддержка кассет Metal и сенсорное управление (частично). Звучал аппарат мощно и чисто — неудивительно, что он стал популярным. Примерно тогда же появилась магнитола CA-W20 с программируемой записью, автореверсом и даже встроенным пассивн

Про Aiwa я уже рассказывал, но недавно еще сильнее углубился в историю этой фирмы. И понял, что история Aiwa заслуживает дополнительной отдельной статьи.

В 1960–70-е годы компания буквально шаг за шагом завоёвывала рынок аудиотехники. В 1964 Aiwa выпустила первый в Японии кассетный магнитофон, а уже в 1968 показала первую японскую портативную магнитолу — TPR-101.

Портативный магнитофон TPR-101
Портативный магнитофон TPR-101

В 1980 появился CassetteBoy — первый в мире персональный стерео-рекордер с возможностью записи. То есть не просто слушать, как у конкурентов, а ещё и записывать.

-2

Начало 80-х стало для компании особенно ярким. Aiwa представила премиальный бумбокс CS-880 с уникальной системой Acoustic 3D. Для того времени набор функций выглядел впечатляюще: цифровой синтезированный тюнер, шумоподавление Dolby, поддержка кассет Metal и сенсорное управление (частично). Звучал аппарат мощно и чисто — неудивительно, что он стал популярным. Примерно тогда же появилась магнитола CA-W20 с программируемой записью, автореверсом и даже встроенным пассивным сабвуфером.

Aiwa CS-880, премиальный переносной бумбокс с фирменной системой объемного звука
Aiwa CS-880, премиальный переносной бумбокс с фирменной системой объемного звука

В 80-е в ассортименте Aiwa было всё: кассетные плееры, мини-центры, наушники, автомагнитолы. Для меломанов название Aiwa стало символом надёжности.

Среди культовых моделей особенно выделяется кассетный плеер HS-PX100 — многие до сих пор называют его одним из лучших портативных кассетников по качеству звука.

Плеер HS-PX100 ценили за высокое качество звука
Плеер HS-PX100 ценили за высокое качество звука

Важно отметить: ещё в 1969 году Sony купила контрольный пакет акций Aiwa. Тем не менее бренд продолжал существовать отдельно и работал под собственным именем вплоть до начала 2000-х.

К концу 90-х начались серьёзные проблемы. Конкуренция с дешёвыми азиатскими производителями и падение спроса загнали Aiwa в убытки. В 2001 компания объявила масштабную реструктуризацию, но спасти ситуацию не удалось. В 2002 Sony окончательно поглотила Aiwa и сделала её своим подразделением.

В 90-е, несмотря на кризис, у Aiwa были интересные продукты. Например, музыкальный центр NSX-999. Он получил мощный усилитель, трёхдисковый CD-чейнджер, двойную кассетную деку и многополосный эквалайзер. Система BBE добавляла детализации, а режим T-Bass делал бас по-настоящему плотным. Для конца 90-х это был один из самых желанных музыкальных центров.

Система NSX-999 стала примером успешной продукции Aiwa, выпущенной в 90-е
Система NSX-999 стала примером успешной продукции Aiwa, выпущенной в 90-е

После поглощения бренд пытались использовать для выпуска бюджетной электроники. Но в 2008 Aiwa фактически исчезла.

Возрождение началось в 2015 году, когда предприниматель Джо Борн получил права на использование марки в США и выпустил Bluetooth-колонку Aiwa Exos-9. Она оказалась популярной, но к наследию компании имела слабое отношение.

Aiwa Exos-9
Aiwa Exos-9

В 2017 Towada Audio приобрела права на Aiwa в остальном мире и основала Aiwa Company Limited в Токио. Руководителем стал Кадзуоми Накамура — человек, работавший ещё в старой Aiwa. Параллельно в США действовала своя Aiwa Corporation, но в 2021 она обанкротилась и перешла к Sakar International. Таким образом, сегодня бренд фактически поделен: в Японии им управляет Towada Audio, а в Северной Америке — Sakar.

Структура владения получилась сложной. В разных странах действуют партнёры по лицензии: в Европе, Латинской Америке, Индии, Вьетнаме и других регионах. В итоге Aiwa превратилась в сетку компаний, использующих одно имя.

Современная продукция под маркой Aiwa включает телевизоры, наушники, Bluetooth-колонки и другую электронику. Иногда появляются попытки сыграть на ностальгии: кассетные магнитолы в ретро-стиле, виниловые проигрыватели, винтажные портативные колонки. Но в целом это уже не та Aiwa, которая определяла стандарты в 70–80-х.

Современная портативная колонка Aiwa, выпущенная для европейского рынка
Современная портативная колонка Aiwa, выпущенная для европейского рынка

Если подвести итог: главный наследник бренда сегодня — японская Aiwa под управлением Towada Audio. Американская ветка существует отдельно, но серьёзных успехов у неё нет. И хотя имя Aiwa продолжает жить на разных устройствах, от настоящего наследия остались лишь воспоминания. История компании — это яркий пример того, как легендарный бренд может взлететь, затем почти исчезнуть, а потом возродиться, но уже в совершенно иной форме.