Найти в Дзене

Как ею быть?

❗️Сегодня, граждане, поделюсь мыслями, коие предназначены для тех, кто в скором времени собирается стать родителями, а также и тем, кто тащит за собой груз неудачных, драматичных, иногда трагичных и до ужаса болезненных событий, связанных со взаимодействием между собой-ребенком и первичным объектом, именуемым Мамой. ❗️А поделюсь я мыслями, возникшими после прочтения (давно) и освежения в памяти (недавно) блестящей, на мой взгляд, работы Дональда Винникотта «Маленькие дети и их матери». Итак. Дональд Вудс Винникотт, британский педиатр и психоаналитик, в этой своей работе , опубликованной вскоре после окончания Второй мировой войны (наверное тоже неслучайно), в 1949 году, совершил поистине героическую попытку объяснить взрослым, почему младенцы не могут самостоятельно справляться с жизнью, а матери — не всесильные божества (хотя иногда им этого очень хочется). ❗️Его книга стала своеобразным гимном здравому смыслу в психоанализе, который, как известно, не всегда отличался склонностью к э

❗️Сегодня, граждане, поделюсь мыслями, коие предназначены для тех, кто в скором времени собирается стать родителями, а также и тем, кто тащит за собой груз неудачных, драматичных, иногда трагичных и до ужаса болезненных событий, связанных со взаимодействием между собой-ребенком и первичным объектом, именуемым Мамой.

❗️А поделюсь я мыслями, возникшими после прочтения (давно) и освежения в памяти (недавно) блестящей, на мой взгляд, работы Дональда Винникотта «Маленькие дети и их матери».

Итак.

Дональд Вудс Винникотт, британский педиатр и психоаналитик, в этой своей работе , опубликованной вскоре после окончания Второй мировой войны (наверное тоже неслучайно), в 1949 году, совершил поистине героическую попытку объяснить взрослым, почему младенцы не могут самостоятельно справляться с жизнью, а матери — не всесильные божества (хотя иногда им этого очень хочется).

❗️Его книга стала своеобразным гимном здравому смыслу в психоанализе, который, как известно, не всегда отличался склонностью к эмпирическим проверкам и скромности выводов.

Винникотт вводит знаменитое понятие «достаточно хорошей матери» (good enough mother), которое можно считать революционным: оказывается, чтобы ребенок вырос психически здоровым, вовсе не обязательно быть идеальной матерью с безупречным инстаграмом и вечной улыбкой.

Достаточно просто не быть хронически равнодушной или откровенно вредоносной. Эти, кстати (ооооочень некстати!!!) аццкие характеристики материнского образа, на мой взгляд катастрофически ужаснее, чем то, когда мать активно истерит, орет на малыша, иногда его отхаживает ремнем и так далее, в ритме явно проявляемой агрессии. Понятно , что и тот и этот вариант ужасны и нужно ссылать таких матерей в ссылку на психотерапевтические (или мелиоративные) работы, но холодное безразличие в разы вреднее физиццких наказаний.

Так вот.

❗️В формировании пространства достаточно хорошей матери, происходит постепенное уменьшение мамами своих забот, позволяя ребенку сталкиваться с фрустрациями и учиться справляться с ними.

Иными словами, если младенец иногда плачет — это не катастрофа, а инвестиция в его будущую самостоятельность.

Вот вам и психоанализ: вместо поиска глубинных комплексов — рекомендация отпустить ситуацию.

❗️Важное место занимает концепция переходного объекта — того самого плюшевого мишки или одеяла, которое становится для ребенка мостиком между внутренним и внешним мирами. (Здесь, не путать с переходным пространством, ибо объект - это всегда объект, со своими границами и обликом).

Винникотт объясняет: если у вашего ребенка есть любимая грязная тряпочка, не спешите вызывать экзорциста или покупать новую — это нормально.

Переходный объект помогает малышу пережить неизбежное разочарование в матери как в источнике немедленного удовлетворения всех желаний.

К счастью, большинство детей перерастают этот этап без серьезных последствий для психики (и бюджета семьи).

❗️Винникотт также подчеркивает уникальную роль матери в формировании чувства «быть» у ребенка.

То есть.

Мать своим присутствием создает для младенца «удерживающую среду» (holding environment), где тот может безопасно исследовать мир и себя.

Если же мать хронически отсутствует — физически или эмоционально — ребенок рискует вырасти неуверенным невротиком или, что еще хуже, будущим недостаточно хорошим психоаналитиком.(дабы этого не произошло, избирающий сию профессию должен потратить мнооооого часов на непростую, драматичную, иногда изнуряющую личную психотерапию).

Не менее занимательна идея Винникотта о том, что младенец изначально не отличает себя от матери. Только постепенно, через череду разочарований и маленьких побед, он осознает свою отдельность.

По сути, автор предлагает матерям смириться: ваш малыш не всегда будет считать вас вселенной. Рано или поздно он предпочтет вам плюшевого медведя, друзей, какую-нибудь (так ее растак), девочку, если он мальчик или даже — страшно сказать! — собственную индивидуальность.

❗️В итоге работа Винникотта — это манифест против родительского перфекционизма и паники. Он призывает матерей быть живыми людьми с ошибками, а не роботами по уходу за младенцами.

Его подход отличается редким для психоанализа трезвомыслием: меньше вины, больше доверия к естественным процессам развития.

Возможно, если бы Фрейд прочитал Винникотта вовремя🫣 (ну...это я в порядке бреда, беря во внимание, что Фрейд умер в 1939 году, за 10 лет до выхода работы, однако...представим себе на минуту, что было бы, если...), он бы сам обзавелся переходным объектом и стал чуточку счастливее.

В заключение можно сказать, что «Маленькие дети и их матери» — это не только руководство по выживанию для родителей и детей, но и тонкая насмешка над излишней серьезностью психоаналитических догм.

Винникотт напоминает: иногда лучший способ помочь ребенку — просто быть рядом и вовремя уйти пить чай.

Засим, всего светлого, и да снизойдет к нам мудрость!