В разных городах России одна и та же сцена повторяется словно под копирку. И каждый раз пассажиры становятся свидетелями ситуации, когда приезжие демонстративно отказываются оплачивать проезд.
В Ростове женщина в хиджабе зашла в автобус и с порога заявила, что не станет оплачивать проезд, а на все претензии других пассажиров нагло ответила: «Нас много, и скоро мы все будем ездить в ваших автобусах бесплатно».
В Твери похожая ситуация развивалась иначе. Иностранка, уличенная в безбилетном проезде, стала доказывать, что русские якобы тоже не платят: «Все русские ездят бесплатно! А как же мы?»
А в Москве, в переполненном вечернем автобусе, произошёл куда более тревожный эпизод. Пойманный на безбилетном проезде иностранный «заяц», вместо кошелька, достал из кармана нож и, продемонстрировав его всем окружающим, произнес классическую фразу: «Нэт билэт!».
«А ты кто такой, чтобы меня учить?»
Москва. Обычный час пик. Переполненный автобус. В салоне теснота, усталые лица. Кто-то листает ленту новостей на телефоне, кто-то полусонно смотрит в окно, уткнувшись лбом в стекло. И вдруг привычный гул города прерывает резкий и чужой голос:
— Нэт билэт!
Сказано громко, нагло, без тени смущения. У входа стоит мужчина с явным акцентом и демонстративно заявляет: платить он не собирается. Водитель только пожимает плечами — подобных сцен он видел десятки. Для него это стало обыденностью. Но в этот раз всё пошло не по привычному сценарию. В салоне нашёлся человек, который не стал молчать. Обычный парень, ничем не выделяющийся среди других: спортивная куртка, усталый взгляд. Спокойно, без крика, он обратился к нарушителю:
— Мужчина, оплатите проезд. Вы ничем не лучше других.
Ответ последовал мгновенно. В голосе — издевка, в словах — оскорбления:
— А ты кто такой, чтобы меня учить? Мамка твоя будет учить!
А дальше — поток грязных слов, привычная грубая тирада в адрес матери в интимном контексте. Казалось бы, ситуация типичная: большинство пассажиров в такие моменты отворачиваются, стараясь не встревать. Но парень не отступил.
Нет, он не бросился в драку, не стал бить нахала по физиономии и не стал вызывать полицию, которая в лучшем случае приедет через час. Он выбрал другой путь — моральное давление. Его голос звучал уверенно и чётко, каждое слово было слышно всем в салоне:
— Если у тебя нет билета — значит, ты нарушаешь закон. К тому же ты ещё оскорбил пассажиров. И если ты сейчас достанешь из кармана что-то, кроме телефона или кошелька, знай: я запомню тебя. И весь автобус запомнит.
Однако «восточный заяц», видимо неправильно поняв риторику, выхватил из кармана нож — небольшой, складной, но достаточно блестящий и острый, чтобы вызвать панику. В салоне воцарилась тишина, люди инстинктивно отпрянули. Но парень проявил удивительное хладнокровие и бесстрашно посмотрел прямо в глаза оппоненту.
И тут нарушитель задергался. Его уверенность растаяла так же быстро, как пломбир в летнюю жару. Поняв, что его сейчас будут бить, и, возможно, даже ногами, он на следующей остановке пробкой выскочил из автобуса и забежал в ближайший магазин, пытаясь спрятаться. Однако парень вышел за ним и уже между стеллажей с товарами продолжил морально давить своего оппонента. Нож давно уже исчез в кармане иноземца, его крики стали бессвязными, а движения — суетливыми.
Кончилось всё бегством. Скандальный пассажир растворился в толпе, так и не оплатив поездку. Но главное было не в этом. Все, кто находился в автобусе, видели, что в этот раз кто-то нашёл в себе силы сказать «нет».
«Все русские не платят! Почему мы должны платить?»
Истории с наглыми безбилетниками всё чаще вспыхивают по всей стране, словно однотипный спектакль, который просто ставят на разных площадках. Совсем недавно подобный эпизод разыгрался в Твери.
На первый взгляд — ничего необычного. Обычный рейс автобуса №24, вечерний маршрут. Пассажиры заходят в салон, прикладывают проездные карты к валидаторам, спокойным шагом проходят к свободным местам. Всё идёт по уже ставшему привычным порядку. Но именно в этой рутине и проявилось исключение.
На одной из остановок в салон вошла семья иностранцев. В отличие от остальных пассажиров они не торопились оплачивать проезд. Валидатор они обошли стороной, заняли места и сделали вид, что ничего не происходит. Но вскоре в автобус зашли контролёры, и скрыться от их внимания не удалось.
— Ваши билеты, пожалуйста, — буднично попросили они.
И вот тут привычная тишина сменилась скандалом. Женщина, вместо того чтобы спокойно достать кошелёк или попытаться объяснить ситуацию, с места перешла на крик. Она даже не стала дослушивать работников транспорта, которые пытались объяснить, как пользоваться валидаторами или оплатить проезд через кассу.
— Русские все бесплатно ездят! Все русские не платят! Почему мы должны платить?! — кричала она с сильным акцентом.
При этом очевидцы отмечали, что русский язык женщина знала плохо, зато с нецензурной лексикой явно была знакома не понаслышке.
Рядом сидевший супруг выглядел менее агрессивным. Он не вступал в перепалку, но, понизив голос, пробормотал что-то про «плохие тверские автобусы», в которых «не работают валидаторы». Получалось странно: способ оплаты ему явно был знаком, но вместо того, чтобы воспользоваться им, он предпочёл делать вид, будто столкнулся с «техническими трудностями».
В итоге весь салон стал свидетелем очередной безобразной сцены, где вместо уважения к общим правилам прозвучал крик и попытка выставить себя жертвой.
«Нас много, и скоро мы все будем ездить бесплатно!»
Ростов-на-Дону, конец рабочего дня. Автобус движется привычным маршрутом: одни пассажиры молча уткнулись в телефоны, другие устало следят за улицами за окном. В салоне тишина, где-то слышно только скрип тормозов и ровный гул двигателя. Казалось бы — самая обыденная картина большого города.
Но после остановки «Театральная» этот будничный вечер неожиданно превратился в спектакль. В салон зашла женщина в хиджабе. Сразу по выражению лица и по жестам было понятно — платить она не собирается.
Кондуктор вежливо, привычным тоном произнесла стандартную фразу:
— Оплатите, пожалуйста, проезд.
И тут же получила в ответ резкое и категоричное «нет». Без ссылок на забытый кошелёк, без оправданий про сломанный телефон. Просто откровенный отказ. Когда кондуктор попыталась объяснить последствия, пассажирка не только не смутилась, но наоборот — пошла в наступление. На весь автобус разнеслось:
— Это не твоя земля! Нас много, и скоро мы все будем ездить бесплатно! За нас будут платить кафиры (неверные — прим. автора)!
Эти слова вызвали шум в салоне: кто-то замер, кто-то достал телефон и начал снимать происходящее. Женщина заметила камеры и с ещё большим раздражением выкрикнула:
— Убери телефон! Ответишь за съёмку! Я всё тебе припомню!
Дальше версии очевидцев расходятся. В одних рассказах фигурирует рабочий по имени Олег. Терпение у него в какой-то момент кончилось, и он спокойно взял женщину под локоть и выпроводил её из автобуса прямо к ближайшему посту транспортной полиции. Согласно другой версии, ситуация развивалась иначе: на следующей остановке дама сама выскочила из салона, а вместо неё в автобус заскочил её супруг, который поджидал её на остановке. Он ворвался внутрь, пытаясь запугать кондуктора, пассажиров и того самого Олега. Но быстро понял, что поддержки в салоне ему не найти. Итог был один — позорное бегство.
Что дальше?
Дело не в одном конкретном инциденте — в Москве, Твери или Ростове. И даже не в безбилетном проезде как таковом. Настоящий вопрос звучит иначе: почему эти люди, приехавшие в нашу страну в качестве гостей и находящиеся по большому счету здесь на птичьих правах, чувствуют себя хозяевами положения? Почему контролёры предпочитают не связываться, водители отмахиваются, а большинство пассажиров отводит глаза и делает вид, будто ничего не происходит?
Мы привыкли считать, что оплата проезда — мелочь. Но именно из мелочей и складывается уважение к закону. Если сегодня позволить демонстративно пренебречь билетом, завтра можно столкнуться уже с куда более серьёзными проблемами. Да они, в принципе, уже начались. Например, вчера в Москве толпа иноземцев зашла в продуктовый магазин и просто взяла с полок понравившийся им товар. На требования сотрудников оплатить товар, один из бандитов вытащил пистолет и открыл стрельбу. В принципе, это вполне себе вписывается в концепцию «пускай за нас платят русские».
Когда соблюдение правил начинают измерять национальностью, акцентом или цветом кожи — это перестаёт быть проблемой автобуса. Это сигнал о куда более глубоком процессе — о социальном расколе. О том, что часть общества вдруг решила: «для нас законы не писаны».
И пока государство закрывает глаза, каждый пассажир, каждый очевидец оказывается перед личным выбором: оставаться сторонним наблюдателем или всё-таки произнести твёрдое «Стоп». Смысл этого слова прост: «Здесь есть правила. Их соблюдают все. Хочешь ехать — плати. Нет желания — выходи».
Можно сколько угодно говорить, что это «мелочь» на фоне роста тяжких преступлений или разросшейся до космических масштабов коррупции. Но на деле именно в таких «мелочах» формируется ощущение справедливости. Когда кто-то может встать посреди автобуса и нагло заявить: «Нэт билэт», — а ему никто не возражает, значит, система молчаливо признаёт: одни равнее других.
А с этого, как показывает история, всегда начинаются очень большие проблемы.