Найти в Дзене
Жилой комплекс "Заря"

Чебаксинская художественная ковка: уникальные орнаменты и неповторимая техника

Представьте себе металл, который не гнется, а струится, не скреплен сваркой, а сплетен, как ветви дерева. Таковы работы кузнецов из Чебаксы, в которых застыли ромашки и дубовые листья, желуди и хмель. Почему же это уникальное искусство пришло в упадок, и какие дома в Казани по сей день хранят его творения – в нашем материале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани! Объемные, почти живые растительные орнаменты из металла, которые даже суровой зимой напоминают о теплом лете: ромашки, дубовые листья с желудями, завитки хмеля, изображения петушков и солнца. В фирменной ковке мастеров из села Чебакса, который находится неподалеку от Казани, вы не найдете ни одной прямой линии – только плавные, естественные формы. Визитная карточка чебаксинских кузнецов, изделия которых особенно распространились в Казани после пожара в 1842 году – шишечка спиралевидной формы. Но главное отличие от современной ковки – бессварочное крепление деталей. Металл
Оглавление

Представьте себе металл, который не гнется, а струится, не скреплен сваркой, а сплетен, как ветви дерева. Таковы работы кузнецов из Чебаксы, в которых застыли ромашки и дубовые листья, желуди и хмель. Почему же это уникальное искусство пришло в упадок, и какие дома в Казани по сей день хранят его творения – в нашем материале.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани!

Особенности чебаксинской ковки

Объемные, почти живые растительные орнаменты из металла, которые даже суровой зимой напоминают о теплом лете: ромашки, дубовые листья с желудями, завитки хмеля, изображения петушков и солнца. В фирменной ковке мастеров из села Чебакса, который находится неподалеку от Казани, вы не найдете ни одной прямой линии – только плавные, естественные формы.

Объемные, почти живые растительные орнаменты из металла, которые даже суровой зимой напоминают о теплом лете.
Объемные, почти живые растительные орнаменты из металла, которые даже суровой зимой напоминают о теплом лете.

Визитная карточка чебаксинских кузнецов, изделия которых особенно распространились в Казани после пожара в 1842 году – шишечка спиралевидной формы. Но главное отличие от современной ковки – бессварочное крепление деталей. Металл особым образом скручивали и проковывали, создавая прочные и изящные соединения.

Прикоснуться к истории можно и сегодня. Шедевры чебаксинских мастеров сохранились на улицах Казани:

  • Дом Аносова на ул. Ульянова-Ленина, неподалеку от строящегося жилого комплекса «Заря»;
  • Усадьба Ушковой на Кремлевской;
  • Дом Союза писателей на ул. Муштари;
  • Усадьба Сандецкого, более известная как ГМИИ РТ на ул. Карла Маркса

К сожалению, многие другие кованые ограды и балконы утрачены или заменены на современные, сильно упрощенные аналоги.

Чебаксинские умельцы особым образом скручивали и проковывали металл, создавая прочные и изящные соединения.
Чебаксинские умельцы особым образом скручивали и проковывали металл, создавая прочные и изящные соединения.

История села и развитие промысла

Село Чебакса под Казанью основано в 1557 году. Его название, по версии лингвистов, происходит от татарских слов «чебак» (рыбка) и «су» (вода).

Кузнечный промысел здесь зародился в XVIII веке. По легенде, местные мастера делали колеса для кареты самой императрицы Екатерины II.

Со временем ремесло развивалось от простых предметов быта к настоящему искусству. В Чебаксе, как на большой мануфактуре, появилась узкая специализация: были кроватники, каретники, решетники, мастера по изготовлению крестов и скобяных изделий. Десять кузниц занимались исключительно художественной ковкой, которая и прославила село.

Кузнечный промысел в селе Чебакса под Казанью зародился в XVIII веке.
Кузнечный промысел в селе Чебакса под Казанью зародился в XVIII веке.

Работали целые династии – Масловы, Новожиловы, Никешины и, конечно, Кузнецовы (носители типичной для этого рода занятий фамилии). К началу XX века в маленьком селе насчитывалось 120 кузниц! Располагались они у реки Киндерки – на всякий пожарный, а точнее противопожарный случай.

Упадок уникального искусства

В конце XIX века для кузнецов открыли ремесленные классы, выписывали альбомы с орнаментами из Вены. В 1909 году в селе начала работать уникальная ремесленная мастерская художественной ковки. Но в XX веке уникальное искусство стало угасать. Причины – широкая индустриализация и многочисленные военные, гражданские потрясения в стране.

В начале прошлого века искусство художественной ковки чебаксинских кузнецов сошло на нет.
В начале прошлого века искусство художественной ковки чебаксинских кузнецов сошло на нет.

Есть легенда о мастере Гребенщикове, который во время Гражданской войны закопал свои штампы для кованых листьев, чтобы спасти секреты мастерства. К слову, «клад» до сих пор не найден.

Многие кузнецы не вернулись с войн. После Великой Отечественной промысел почти исчез: кузницы перепрофилировали под завод, а в училище стали готовить трактористов. Так закончилась эпоха знаменитой чебаксинской ковки.