Найти в Дзене
Жилой комплекс "Заря"

Что связывает пулитцеровского лауреата, голод в Поволжье и казанский особняк? История дома Аносова

Этот дом видел блеск светских приемов, слышал споры первых руководителей ТАССР и помнит звонкий смех детей. Его стены хранят тайну разговора хозяина с американскими благотворителями и образ пулитцеровского лауреата, писавшего здесь о голоде и первых шагах молодого государства. История особняка Аносова в центре Казани – в нашем материале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани! Начало 1910-х годов. Казань. На Первой горе умиротворенно – не то что на шумной Рыбнорядской, где торговля на базаре, кажется, не умолкает даже ночью. По булыжной мостовой неторопливо проезжают редкие конные повозки и легкие грузовички. Неподалеку – лучшие городские парки … Именно это место для обустройства семейного гнезда выбрал местный помещик и инженер Илья Аносов. В 1913 году, накануне Первой мировой войны, он выкупил участок за 2700 рублей. Прежними владельцами деревянного домика были дочери Эраста Янишевского – профессора Казанского университета и город
Оглавление

Этот дом видел блеск светских приемов, слышал споры первых руководителей ТАССР и помнит звонкий смех детей. Его стены хранят тайну разговора хозяина с американскими благотворителями и образ пулитцеровского лауреата, писавшего здесь о голоде и первых шагах молодого государства. История особняка Аносова в центре Казани – в нашем материале.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани!

Усадьба инженера: особняк на Первой горе

Начало 1910-х годов. Казань. На Первой горе умиротворенно – не то что на шумной Рыбнорядской, где торговля на базаре, кажется, не умолкает даже ночью. По булыжной мостовой неторопливо проезжают редкие конные повозки и легкие грузовички. Неподалеку – лучшие городские парки …

Именно это место для обустройства семейного гнезда выбрал местный помещик и инженер Илья Аносов. В 1913 году, накануне Первой мировой войны, он выкупил участок за 2700 рублей. Прежними владельцами деревянного домика были дочери Эраста Янишевского – профессора Казанского университета и городского головы.

Уже в 1915 году здесь по проекту известного казанского архитектора Павла Голышева возводят одноэтажный каменный особняк. Интересно, что записывают его на супругу помещика Надежду Аносову.

Дом выделялся необычной планировкой. В высоком цокольном этаже расположились кухня, подсобки и комнаты для прислуги. На первом этаже – парадный зал с высокими арочными окнами и жилые комнаты. Со двора к дому примыкали одно- и двухэтажные флигели хозяйственного назначения. Здание имело сложную форму: прямоугольная уличная часть с выступающим ризалитом в центре переходила в криволинейные выступы во дворе.

Дом Аносова стал одним из самых ярких строений Первой горы!
Дом Аносова стал одним из самых ярких строений Первой горы!

Особняк украсили элементы псевдоампира: ризалит с портиком из двух полуколонн, наличники с лепным растительным орнаментом. А венчал портик аттик с геральдическими щитами. Это было одно из самых ярких строений Первой горы!

Вихрь революции: дом на службе у государства

Но усадьба недолго радовала семью Аносовых. После революции просторный дом национализировали.

В 1920-е годы здесь разместился Центральный исполнительный комитет ТАССР – высший орган власти республики. О том времени напоминает мемориальная доска на фасаде.

Особняк украсили элементы псевдоампира: ризалит с портиком из двух полуколонн, наличники с лепным растительным орнаментом.
Особняк украсили элементы псевдоампира: ризалит с портиком из двух полуколонн, наличники с лепным растительным орнаментом.

В 1921-1922 годах в доме Аносова работала штаб-квартира «Американской администрации помощи» (ARA), боровшейся с голодом в Поволжье. Благотворители доставляли в регион муку, крупы, сало, молоко, кукурузу и рожь, занимались строительством дорог и мостов.

Помощь ARA предназначалась только для детей. Им выдавали специальные карточки — пропуск в столовую, где в строго отведенное время можно было получить горячий обед. Одна из таких столовых работала во внутреннем дворе дома Аносова.

Во дворе дома Аносова располагалась столовая, в которой бесплатно кормили детей.
Во дворе дома Аносова располагалась столовая, в которой бесплатно кормили детей.

Будущий пулицеровский лауреат и бывший хозяин

Возможно, что кроме депутатов и американских благотворителей, в эти годы в особняке побывал и будущий пулитцеровский лауреат Уолтер Дюранти (он получит престижную премию в 1932 году за очерки о первой пятилетке). Об этом, в частности, упоминает краевед и автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев.

Будучи главой московского бюро «The New York Times», он приехал в Казань в 1921 году. После в своем репортаже он написал:

Журналист «The New York Times» видел Илью Аносова.
Журналист «The New York Times» видел Илью Аносова.
«…Грузовики промчались по главной улице города и въехали на улицу Ленина, где находится штаб Американской администрации (…) В просторном дворе находились тридцать шесть солдат и старик в потрепанной одежде. Он был бывшим владельцем, инженером по имени Амосов. Некоторое время он наблюдал за разгрузкой с невыразительным лицом. Затем, подойдя к мистеру Чайлдсу, который отвечает за казанскую деятельность администрации, он робко спросил, можно ли ему сохранить две небольшие комнаты в подвале, где он жил со своей женой и дочерью. Он сказал, что это убежище – все, что было оставлено ему в собственности. Успокоенный ответом американца, он поспешил рассказать женщинам хорошие новости».

Дальнейшая судьба семьи Аносовых неизвестна.

От детского сада до ожидания реставрации

С 1930-х годов в здании работал детский сад. Говорят, он был одним из самых уютных в городе. В нем занимались 70 ребятишек, за которыми присматривали пять воспитателей.

Сегодня особняк Аносова ожидает реставрацию.
Сегодня особняк Аносова ожидает реставрацию.

В июле 1987 года постановлением Совмина ТАССР особняк Аносова был официально признан памятником истории и культуры. К сожалению, этот статус не спас его от запустения: капитального или даже косметического ремонта там никогда не было.

В начале 2020-х малышей из аварийного здания перевели в другое место. Теперь бывший особняк с богатой историей пустует и ждет реставрацию.