Найти в Дзене

Ты его знаешь. Преподаватели ВолгГТУ

Кандидат технических наук, доцент и заведующий кафедрой автоматизации производственных процессов ФАСТиВ Алексей Михайлович Макаров работает в ВолгГТУ уже 15 лет. За это время он прошел путь от инженера до руководителя кафедры, читает дисциплины на стыке инженерии и цифровых технологий – от гидропневмоавтоматики до управления проектами цифровых производств. Его профессиональная жизнь – постоянное движение вперед: руководство международными сетевыми программами, создание центра прототипирования и развитие центра робототехники. Главным источником вдохновения для него остаются студенты, а педагогический подход основан на диалоге и совместном поиске решений. В данном интервью Алексей Михайлович делится своими достижениями, рассказывает о масштабных проектах и о том, как воспитывает востребованных инженеров будущего.

1. Какими профессиональными достижениями Вы гордитесь?

Прежде всего, ценю достижения, которые имеют практическую отдачу для науки, образования и региона. Особую значимость для меня имеет победа в конкурсе на грант Президента для поддержки молодых российских ученых —это была важная веха в начале научной карьеры. Как научный руководитель за последние пять лет я курировал более 25 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов по грантам и договорам с предприятиями. Работа экспертом в научных фондах также позволяет быть в курсе самых актуальных тенденций.Не менее дороги и признания за вклад в образование и развитие отрасли — почетные грамоты от Министерства науки и высшего образования РФ и от Союза машиностроителей России. Но главная гордость, конечно, не в самих наградах, а в реальных делах, которые за ними стоят.

-2

2. Главные личные достижения?

Если говорить о личных достижениях, то, следуя классической поговорке, можно сказать: дом построил, дерево посадил... Но если без шуток, то моя главная гордость и самый важный проект – мои сыновья. Воспитание двух замечательных ребят, помощь им в становлении как личностей – это то, что наполняет жизнь особым смыслом.

3. Как Вы поддерживаете свою мотивацию и интерес к преподаванию? Что вдохновляет Вас каждый день?

Мой главный источник вдохновения – это, безусловно, студенты. Живое общение с молодым поколением, их энергия и интерес – мощнейший стимул не останавливаться в собственном развитии. Бывает, что они задают такой вопрос или предлагают решение, которое заставляет и меня по-новому взглянуть на привычные вещи. Это постоянный взаимообмен, а не просто передача знаний в одну сторону. Меня искренне радует их нестандартное мышление, готовность экспериментировать и та активная жизненная позиция, которую они приносят с собой в аудиторию. Это и есть лучшая мотивация.

4. Какие проекты Вы сейчас реализуете в вузе или планируете?

Сейчас в университете активно развивается несколько крупных направлений, и мне посчастливилось быть в них непосредственным участником.

  1. Одним из проектов является сетевая международная программа бакалавриата по автоматизации с Университетом Вэньчжоу (КНР). Я руковожу данной программой со стороны ВолгГТУ. Преподаватели нашего вуза каждый семестр выезжают в Китай, чтобы читать курсы на английском языке, а выпускники получают два диплома – российский и китайский.
  2. Центр прототипирования. Как научный руководитель данного центра, я вижу его как «точку сборки» для студентов, преподавателей и промышленных партнеров. Площадка оснащена современным оборудованием для проектирования и быстрого изготовления прототипов, позволяя превращать идеи в реальные образцы.
  3. Вместе с компанией «Stereotech» (созданной нашими же выпускниками) мы открыли базовую кафедру и запустили сетевые программы совместно с Волгоградским колледжем управления и новых технологий им. Ю. А. Гагарина. В новых лабораториях студенты осваивают полный цикл работы с 3D- и 5D- принтерами – от проектирования до эксплуатации.
  4. Мы планомерно создаем в регионе центр компетенций по робототехнике: уже присутствует профиль в бакалавриате, магистратура, аспирантура и диссовет. Параллельно развиваем направление беспилотных авиационных систем (БАС), по которому ведем научные исследования по гранту РНФ, обучаем пилотированию, создаем лабораторию и интегрируем курсы по БАС в учебные планы. Оба направления – взгляд в будущее, и наша задача – быть в его авангарде.
-3

5. Ваше хобби?

Моё главное увлечение – путешествия. Я не могу долго сидеть на одном месте, постоянно тянет узнавать что-то новое, открывать для себя интересные места, знакомиться с их историей и культурой. Россия – невероятная страна, в которой огромное количество уникальных мест, не имеющих аналогов в мире. И мне хочется увидеть как можно больше из этого богатства.

6. Какая Ваша «фишка преподавания»?

Я не сторонник поиска каких-то особых «фишек». Для меня важнее живое взаимодействие. Стараюсь выстраивать занятия как диалог, где мы вместе со студентами разбираемся в новой теме, часто в интерактивной форме. Я давно отошел от классического формата лекции, когда преподаватель диктует, а студенты записывают. В современном мире, где любая информация находится за пару кликов, это теряет смысл. Моя задача – выделить ключевые моменты, научить студентов ориентироваться в информационном потоке, показать, где и как искать решения, и помочь усвоить принципы, а не просто факты. Фокус смещается с заучивания на понимание и умение применять знания.

7. Как Вы стали преподавателем?

Будучи студентом магистратуры, я уже работал на кафедре автоматизации производственных процессов в должности инженера. И однажды заведующий кафедрой попросил подменить заболевшего преподавателя и провести лабораторную работу по одной из дисциплин. Мне понравилось и это было первым шагом к преподавательской деятельности.

8. Что Вы обещаете себе начать с понедельника?

Начать писать научную статью в хороший высокорейтинговый журнал. В связи с большим объемом административной работы не всегда остается на это время.

9. Какими качествами или навыками должен обладать студент, чтобы успешно освоить Ваши предметы?

Главное качество для студента, которое я выделил бы, – искренний интерес к выбранной профессии и желание учиться. Именно стремление лежит в основе всех будущих успехов. Безусловно, важна и усидчивость, особенно когда приходится осваивать сложные темы. Не менее критичны и другие навыки, такие как умение воспринимать и анализировать большие объемы информации, вычленяя главное из второстепенного, а также творческий подход. Без творчества современному инженеру просто не обойтись. Хочу также подчеркнуть, что в университете нет неважных предметов. Учебные планы выстроены так, чтобы сформировать у будущего специалиста целостную систему знаний и дать глубокие инженерные компетенции. Всё это в итоге позволит стать востребованным специалистом и работать именно в той области, которая по-настоящему интересна.

-4

10. Как приобретённые навыки могут помочь не только в профессиональной жизни?

Практически любые навыки, приобретенные в нашей профессии, находят неожиданное применение в быту. Если задуматься, то даже гуманитарные дисциплины развивают критически важные soft-skills – коммуникативные способности, умение вести деловые переговоры, творческое мышление и широту кругозора. Также понимание физических и химических законов, свойств материалов, основ теоретической механики, электротехники и электроники помогает анализировать и понимать работу окружающих нас устройств и систем, от простого бытового прибора до сложного механизма. И даже узкопрофессиональные дисциплины, чья главная задача сформировать специальные компетенции, часто дают знания, которые можно применить в самых обыденных ситуациях. В итоге оказывается, что инженерное образование – не просто подготовка к профессии, а развитие целостного системного подхода к решению самых разных жизненных задач.