Спектаклем «Таблетка от депрессии» 4 октября театр «Живая вода», с которым наша обитель давно и тепло дружит и сотрудничает, открывает свой 22-й театральный сезон. О премьере и давно полюбившихся спектаклях, о важных темах и новых актерах говорим с художественным руководителем театра Ларисой Никулиной.
– Лариса Ивановна, новый сезон совсем скоро… С каким настроением, с какими новыми идеями вступает в него театр «Живая вода»?
– Да, буквально несколько дней до открытия нового театрального сезона, и мы готовим премьеру на очень серьезную тему – тему боли, крови, слез. В основе – поэма «Бутовский реквием» монахини Амвросии (Хромовой). Поэма очень талантливая, а ее автор – настоящий большой поэт. Монахиня Амвросия закончила Калининградский университет, филологическое отделение. Премьера «Бутовского реквиема» должна состояться 12 октября в 19:00 в Государственном музее Владимира Высоцкого у метро «Таганская». Это новая для нас сцена, и мы этому очень рады.
– Почему для премьеры была выбрана тема новомучеников?
– Во-первых, это талантливо, глубоко написано. Пронзительное проникновение в эту тему нас сразу очень затронуло. Действительно, монахиня Амвросия владеет мощным словом. На первой читке многим было очень сложно, потому что дыхание перехватывало, было трудно читать. А во-вторых, тема новомучеников меня всегда волнует. В Москве есть «русская Голгофа» – это Бутовский полигон, где 13 рвов безвинно расстрелянных людей. За два года – с 1937 по 1938 годы – было расстреляно 20 762 человека. Эта цифра поражает! Каждый, конечно, делает свой выбор, но мы выбрали этот спектакль для того, чтобы поделиться нашей болью. Мы должны знать свои «русские Голгофы». Мы никому ни в коем случае не навязываем свое мнение, но мы должны пропитаться этой болью, мы должны сопережить эту боль, которая выпала безвинным людям. Спектакль нужен, чтобы как можно больше людей об этой трагедии знали.
Сотрудники «Живой воды» решили провести внутренний опрос. И наша коллега, на канале которой около пяти тысяч подписчиков, спросила, кто знает о Бутовском полигоне. И оказалось, что историю Бутовского полигона не знает никто. Аудитория канала при этом очень разная. Другой наш актер провел свой соцопрос, и оказалось, что из 10 человек про Бутовский полигон знает только один. Нам очень хочется, и мы ставим для себя такую сверхзадачу, чтобы как можно больше людей об этой горькой странице истории узнали. Мы должны пропустить через себя эту боль, пропитаться и жить с ней. И когда совершаются какие-то дни памяти на Бутовском полигоне, чтобы мы тоже были причастны к этой трагедии.
– На какую аудиторию рассчитан спектакль?
– От 14 лет и старше.
– Насколько тяжело об этой трагедии говорить со сцены? Да, безусловно, нужно, но очень сложно. Вы упомянули, что даже читать было сложно. И вообще невозможна в таких темах фальшь. Ты не можешь переиграть или недодать эмоций. Очень сложная перед актером стоит задача…
– Да, Вы совершенно правильно говорите. Мы сейчас на репетициях ищем нужный тон. Еще раз скажу, что мы столкнулись с проникновенным, насыщенным мощной правдой словом монахини Амвросии (Хромовой). Мы уже 22-й год существуем, и у нас всегда есть стремление, чтобы наш театр был подлинным, чтобы избегать всяческой театральной фальши.
– А кто режиссер спектакля? Вы сами ставите или кого-то приглашали?
– Да, стараюсь сама. Ассистент режиссера – Артем Глухов, он очень помогает.
– Давайте поговорим про любимые спектакли, без которых, мне кажется, театр невозможно представить. «Он и Она» – один из самых пронзительных, трогательных… Он как-то обновился?
– Спектакль «Он и Она» идет уже 14-й год, что для нас невероятно ценно, ведь это большой срок даже для больших театров, которые живут, получая государственную дотацию, при этом многие спектакли уходят из репертуара раньше. Наш спектакль настолько отточился за эти годы, что сейчас ни убавить, ни прибавить. Люди часто даже обращаются с просьбами, чтобы спектакль почаще показывали. Мы играем его 5 октября на замечательной сцене в центре оперного пения Галины Вишневской, в 19:30. Мы особенно в этот раз приглашаем зрителей на спектакль «Он и Она», поскольку именно в этот день будут решаться очень важные вопросы для театра «Живая вода». И тех людей, которые нас любят, уважают наше дело, мы просим именно в этот день поддержать нас своим присутствием.
– Не могу не спросить про новых актеров: есть ли пополнение в труппе?
– Да, есть. И мы так радуемся, когда каждый год приходят новые актеры. Потому те, кто к нам приходит, понимают, что в нашем театре основная задача – служить животрепещущим, кровоточащим темам. У нас требуется именно это желание служить темам, а не себя показывать и выставлять как актера. И очень радуемся, когда такие люди приходят в наш коллектив.
– А как актеры в «Живую воду» приходят? Как к вам попасть?
– Очень разными способами приходят. Иногда актеры, которые у нас уже работают, начинают рекомендовать своим знакомым актерам наш театр. Иногда в Интернете о нас узнают, кто-то иногда посмотрел спектакль, кто-то участвовал – очень по-разному. А иногда какие-то знакомые вдруг нам кого-то рекомендуют.
– Господь приводит разными путями, главное, что приводит.
– Да, ощущение, как будто Господь отбирает для нас людей.
– Театр необычный, и актер, который не исповедует христианство, не готов говорить на очень важные и глубокие темы, вряд ли станет частью трупы. Тут невозможно быть фальшивым.
– Да, они не смогут, им трудно будет в нашем деле. Важно, чтобы наши задачи были близки.
– Чего Вы ждете от нового сезона как руководитель и как человек, который сердцем принадлежит этому театру? Может быть, есть какие-то особенные ожидания? Или каждый сезон всегда начинается и волнительно, и трепетно, и всегда в предвкушении находишься?
– Мне бы очень хотелось, чтобы освещались те темы, которые мы выбираем, и решались задачи, которые мы перед собой ставим. Мне бы очень хотелось, чтобы нас посещало все больше и больше людей, потому что мы работаем не на себя любимых, а на то, чтобы зритель мог максимально включиться в наши спектакли. Как говорил Владимир Высоцкий, играет на разрыв аорты. Чтобы после нашего спектакля зрители уходили наполненные, чтобы какая-то тема пронзила бы их, и у них продолжились какие-то очень важные, серьезные, глубокие размышления о жизни. Это наша задача. Чем больше нас будет посещать людей, тем больше людей будет направлять своих детей, подростков к нам.
Мы не устаем говорить, что мы работаем не только для православных и верующих людей. Мы хотим, чтобы к нам приходили вообще все. Мы затрагиваем в наших спектаклях тему сохранении семьи, патриотические темы, исторические темы, говорим о святых. У нас есть программа и против абортов, мы говорим о сохранении жизни, о создании семьи. Это же всех касается, поэтому хотелось бы, чтобы находились люди, которые приходили к нам на спектакли.
– Вы так много отдаете зрителю! Получаете ли от него ровно столько же, сколько и вложили?
– Скажу без ложной скромности, что у нас в каждом спектакле так, слава Богу, происходит. Люди обязательно уходят от нас наполненные, иногда со слезами. Эта отдача для нас самая главная. Значит, люди очень глубинно что-то прочувствовали, мы их глубинно задели, затронули. Часто бывает, люди в наше время очень спешат. А у нас многие остаются, хотят поговорить, что-то сказать, отзывов много пишут. Это тоже нас радует.
Беседовала Наталья Рязанцева