Каждый день к полудню в Страсбурге на площади Собора Нотр-Дам собирается народ. Те, кто пришёл пораньше, успеют войти в число счастливчиков. Ежедневно происходит одна и та же церемония: центральные двери собора запирают, отворяется небольшой вход сбоку. Служитель впускает посетителей – строго определённое число. Этот ритуал повторяется каждый день уже почти семь веков. И всё это время находятся люди, желающие увидеть Чудо Страсбурга. Великие часы, что связали земной мир с миром небесных сфер.
Страсбург: тысячелетие европейского туризма
Страсбург – город, где с давних пор вершится европейская дипломатия. Город королей и принцев, ремесленников и военных. Лакомый кусочек для туристов.
Все достопримечательности Страсбурга за один визит не разглядишь. За века их накопилось много. Путешественники шли сюда издавна. С тех пор, как был заложен великий собор.
С одиннадцатого века сюда шли на поклон христиане. И город рос, с выгодой для себя принимая путников. Потом к святыне потянулись рыцари, паломники, те, кто вернулся из Святой земли и те, кто так туда и не доехал. Они оставляли на постоялых дворах Страсбурга плату, которой никогда не бывает много.
Постепенно собор стал чудом архитектуры, его украсили барельефами и скульптурами снаружи, витражами – внутри.
В город стали приезжать не только ревностные христиане, но и любители поглазеть на красоту. И они тоже приносили городу прибыль.
А над Европой уже всходила заря новой эпохи. В недрах сурового Средневековья вызревало Возрождение.
Предприимчивые старейшины города вольного города Страсбурга смекнули, что для получения прибыли с проезжающих надо привлекать в город людей передовых, просвещённых. Люди тогда были убеждены, что четырнадцатое столетие станет веком просвещения.
На центральной площади решено было установить городские часы, каких нет ещё нигде в мире. Центральная площадь была соборной – там возвышался Нотр-Дам, собор Страсбургской Богоматери.
Время вольного города: с миру по нитке – Страсбургу часы
Гильдия мастеров приняла заказ на изготовление механизма, равного которому ещё не было в мире. Заказ сложный и дорогой. Оплачивать его пришлось в складчину. Потребовались вложения богатейших людей того времени.
Старейшины вольного города желали, чтоб часы показывали время и ход небесных светил.
Страсбургский епископ желал, чтоб на часах отражались важнейшие символы Нотр-Дама: Богоматерь, которой поклоняются не только библейские волхвы, но и Три Короля, что считались покровителями Страсбурга: Хлодвиг и Дагоберт из рода Меровингов и Рудольф фон Габсбург.
Но собранных городом денег не хватило. Тогда старейшины вольного Страсбурга обратились к ближайшим соседям: Священной Римской империи и Франции. Ради Габсбурга германцы выделили средства. Но их не хватило. Французский король Филипп Красивый на словах оказался щедрее. Но пожелал, чтоб французских символов на часах было больше.
Гильдия мастеров добавила и собственные средства. У них был свой интерес – сделать уникальный механизм, который поразит воображение зевак и заставит их заказывать подобные чудеса. То есть решили использовать церковь и науку в рекламных целях.
Часы на Страсбургском соборе: Три Короля, Астрономия и галльский петух
В середине четырнадцатого века, году примерно в 1352-1354, в Страсбургском соборе появилось чудо, сотворённое людьми: Великие Астрономические часы.
Часы должны были не просто показывать время и громко возвещать полдень. Для людей образованных и просвещённых поместили дополнительные циферблаты: календарь и астролябию. Земное время соотнесли с небесным.
Чтоб разместить все необходимые механизмы, пришлось изготовить массивную конструкцию: больше семи метров в основании и 18 метров в высоту. В основании поставили фигуру Зодиакального Человека: модель совмещения тела земного с телами небесными. Простейшее пособие по средневековой медицине.
Венчала часы фигура Девы Марии с младенцем на коленях. И взгляд человека невольно поднимался от телесных недугов к духовным высотам.
Простым людям, неучёным, такой информации было недостаточно. Чтоб привлечь зевак, мастера изготовили движущиеся механизмы. За минуту до наступления полудня открывались створки, и появлялись фигурки Трёх Королей – Хлодвига, Дагоберта и Рудольфа. Они склонялись перед Богоматерью с младенцем.
А после звучал крик петуха.
С петухом вышла интересная история. Гильдия мастеров билась над часами долго. Не одно десятилетие. За это время на французском престоле сменилось несколько королей. Обещанные когда-то деньги они выделяли неохотно. Тем более, что их отвлекали другие нужды – началась Столетняя заваруха между Францией и Англией. Однако от требований своих короли не отступали. По-прежнему хотели, чтоб на Страсбургских часах было что-нибудь французское.
Тогда мастера, уставшие от проблемных заказчиков, поместили на часы петуха. Французов по старой памяти называли галлами, а по-латыни галлус – петух.
И ровно в полдень, после того как Три короля завершали свой путь, ниже открывались створки, из которых выскакивал позолоченный петух, взмахивал крылами, распускал перья, раскрывал клюв и кукарекал. И лишь после этого начинали бить соборные колокола.
Этот петух был чудом инженерной мысли и мастерства средневековой Гильдии. Поглазеть на него собирался люд со всей Европы и окрестностей.
И до сих пор собирается. Чтоб увидеть часы, надо занимать место у боковой двери собора с раннего утра. Хотя нынешние часы – совсем не те, что были изготовлены семь веков назад. И петух давно перелетел в другое место. Но про это – в следующий раз.
А звук колоколов тот же самый.