Найти в Дзене
Кленовый лист

Ленка. Рассказ основан на реальных событиях. Часть первая. Унижение

Ленка собиралась к отцу в больницу. Не то, чтобы он лежал со сломанными ногами или руками. У него был инфаркт. В прошлый раз, когда она к нему ходила, он просто лежал на кровати и улыбался. Выглядел он хорошо, бодренько. Впрочем, всегда, когда он выписывался из больницы, он выглядел отдохнувшим и весёлым. Может потому, что он там не пил? Спал, лежал, его кормили по расписанию... В жизни, будучи на пенсии, он всё равно работал и пил. Почему родители, выйдя на пенсию продолжали работать, Ленка не знала. И не спрашивала. Думала, что наверно, денег не хватает. Хотя, как можно работать, когда можно не работать, потому что есть пенсия - она не знала. Да и знать не хотела. Всё, что она хотела - это быстрее начать зарабатывать свои деньги. Поэтому, скрипя зубами училась и ждала, когда наконец, получив диплом, сможет устроиться на работу и тогда сама будет покупать всё, что ей хочется! И не нужно будет просить ни у кого денег! А сейчас... Что сейчас? Сейчас, она не знала, как можно просить у ма

Ленка собиралась к отцу в больницу. Не то, чтобы он лежал со сломанными ногами или руками. У него был инфаркт. В прошлый раз, когда она к нему ходила, он просто лежал на кровати и улыбался. Выглядел он хорошо, бодренько. Впрочем, всегда, когда он выписывался из больницы, он выглядел отдохнувшим и весёлым. Может потому, что он там не пил? Спал, лежал, его кормили по расписанию... В жизни, будучи на пенсии, он всё равно работал и пил.

Почему родители, выйдя на пенсию продолжали работать, Ленка не знала. И не спрашивала. Думала, что наверно, денег не хватает. Хотя, как можно работать, когда можно не работать, потому что есть пенсия - она не знала. Да и знать не хотела. Всё, что она хотела - это быстрее начать зарабатывать свои деньги.

Поэтому, скрипя зубами училась и ждала, когда наконец, получив диплом, сможет устроиться на работу и тогда сама будет покупать всё, что ей хочется! И не нужно будет просить ни у кого денег!

А сейчас... Что сейчас? Сейчас, она не знала, как можно просить у матери деньги на одежду. Как к ней подойти, и сказать: "Мама, дай денег, пожалуйста, я хочу купить вон ту юбку"! Или платье. Или брюки.

Она придумывала разные слова, подбирала интонации, но всё равно, даже в мыслях, у неё ничего не получалось. В душе она кричала: -Разве ты не видишь, что мне нечего надеть?

Всю жизнь, она донашивала платья за своей старшей сестрой. Наверно, исключение составляла школьная форма. Это шерстяное платье, мама покупала ей к 1 сентября и нужно было, все шесть дней в неделю, весь учебный год, ходить в нём. В одном и том же платье! Каждый день! С осени и до весны. До самых майских дней, когда уже было на улице жарко, а в классе ещё и душно. Но! Форма есть форма и в школе все так ходили. Правила были одни для всех. Мальчишки хоть могли надеть рубашку. А тут, платье, да ещё и шерстяное, из какой-то колючей ткани.

Первый раз, себе (именно себе), Ленка смогла купить платье, кажется на первом курсе колледжа, куда поступила после 8-го класса. Купила, потому что, к этому возрасту, она вытянулась и стала ростом, как сестра. Вот было радости! Радости, что теперь не нужно донашивать одежду сестры, а покупать себе новое! У неё даже фотография есть, где они с сестрой, в одинаковых платьях, только разного цвета. Она, Ленка, с тёмными волосами, купила себе платье потемнее расцветкой, а сестра, обесцветив волосы - посветлее.

***

Вот и сейчас, собираясь в больницу к отцу, она думала: что надеть?

Вроде бы, больница, это не весёлое заведение. Надо что-то потемнее, поскучнее и выражение лица сделать погрустнее. С другой стороны, она не понимала, почему в больницу несут цветы, а ещё в фильмах показывают, апельсины и фрукты? Ну, фрукты, понятно - это витамины. А цветы зачем? Разве это такое радостное событие? Может, для того, чтобы больному поднять настроение?

Перебрав немногочисленный гардероб, она что-то выбрала, надела и пошла.

***

Больница расположена не далеко. Можно дойти пешком.

Надев белый халат, накинув больничные, огромные тапки, она быстро поднялась по лестнице, прошла по длинному коридору и зашла в палату.

Палата огромная! С одной стороны 5 кроватей и с другой, тоже пять. В палате одни мужчины. Все лежат. Кровать отца, возле окна. Через большие окна, с размахом, светит солнце. И за окном - золотая осень. Красота! Может поэтому, люди ледащие в палате, кажутся такими несчастными. Они лежат, не видят, что за окном и осень для них, пройдёт мимо. Возможно, когда они выйдут из больницы, на улице уже будет лежать снег или будет слякоть и они не увидят этой красивой, золотой осени.

Отец улыбается! На соседней кровати, мужчина присел и что-то весёлое рассказывает отцу. Они смеются.

Ленка тоже присела на край кровати. Она не знала что говорить. Слова поддержки? Но какая тут поддержка? Врачи лечат. Пройдёт время и отца выпишут. Ноги, руки - целы. Всё будет хорошо. Надо просто подождать, когда закончится лечение. Отца выпишут и всё будет, как прежде. Так она думала про себя и от этого становилось легче. Думать о плохом совершенно не хотелось и она гнала печальные мысли от себя подальше.

Рассказывать о себе, о своей учёбе? Об этом её никто и никогда не спрашивал. Ни отец, ни мать. Учится и учится. И мотивировать на это её не надо. Учиться ей нравилось. Она только считала, сколько лет ей осталось и, чем меньше лет оставалось, тем радостнее становилось на душе и тем легче было учиться.

Вот так, глупо улыбаясь и смотря на отца, она и сидела на краешке кровати, а в душе думала о том, как бы быстрее уйти из больницы. Больница - это не то место, где хочется находится.

***

И тут отец сказал: -Вынеси утку.

Ленка опешила. Она не ожидала такого. Какую утку? Она даже не поняла, что отец имел ввиду. Оказывается, так называется судно для лежачих больных. Она заглянула под кровать. Там лежало огромное металлической судно, почти полное мочи.

Ленка покраснела.

-Ну зачем так унижать? - воскликнул рядом сидящий мужчина. - Придёт санитарочка и вынесет!

-Ничё, ничё, пусть привыкает - сказал отец.

Ленка не могла не выполнить то, что сказал отец. Она вытянула металлическое приспособление из-под кровати и стараясь, не расплескать содержимое, пошла в туалет.

Запах ужасный. Да надо ещё постараться не разлить ничего. Возникло чувство омерзения. Руки сразу показались грязными и липкими. Хотелось всё бросить тут же и бежать.

Она вылила всё и держа это за край тонкими пальчиками, пошла обратно.

Настроение было испорчено окончательно.

"Привыкает"! Эти слова окончательно выбили Ленку из равновесия.

Она не понимала, почему они так больно ударили по сознанию. От такого шока, она уже ничего не слышала и не видела. Ей хотелось быстрей встать, выбежать из больницы и вдохнуть свежего воздуха, а не дышать этим всем: больницей, безнадегой и этим: привыкай!

Она уже не помнила, что было потом.

Уже дома, позже, она поняла, что совершенно не хочет больше идти в больницу. Никогда! И снова это делать. И привыкать к этому тоже не хочет.

Много лет она думала о том, что просто не хочет делать это и привыкать к этому, тоже не хочет.

Слова того мужчины, который сказал, про унижение, она вспомнила много лет спустя. Уже тогда, когда отца не было в живых.

Получается, что он её унизил? Зачем?

Значит, дело было не в том, что выносить утку не приятно, а в унижении?

Наверно, сознание забыло это слово, чтобы не расстраивать Ленку. Чтобы не думать о том, что родной отец может унизить.

Глубоко в душе, Ленка забыла об этом слове. Всё, что она хотела, это просто выучиться, устроиться на работу и начать хорошо зарабатывать.

И много-много лет спустя, когда она начала интересоваться психологией, она вспомнила и этот случай и слова этого мужчины, про унижение и поняла, что и денег она хотела зарабатывать много, чтобы иметь возможность платить санитарочке за уход, а не сидеть возле больного/умирающего отца и выносить за ним судно.

Элизабет Ерихау-Бауманн, раненый датский солдат (1865)
Элизабет Ерихау-Бауманн, раненый датский солдат (1865)