В Петрозаводске есть один необычный музей - "Полярный Одиссей". Он расположен на окраине города (ул. Ригачина, 37Б), туда немногие туристы доезжают, а некоторые местные вообще про него не слышали. Музей посвящен истории отечественного судостроения и мореплавания, возрождению традиций парусного флота. Это не просто музей, это действующий клуб, центр судостроения. Там не только общение по интересам, там реальные дела: они строят ТОЧНЫЕ КОПИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СУДОВ (!!!), они ходят под парусом, обучают детей, участвуют в международных мероприятиях и экспедициях, показывая себя очень достойно!
Мы приехали в этот музей к вечеру, когда дождь немного поутих. И тут важно угадать момент: большая часть экскурсии идет на улице, в дождь это малоприятно (если вообще состоится), нужно позвонить заранее, записаться (не потому, что не хватит мест, а из-за того, что если не будет записи и музейщики не будут знать, что кто-то вообще собирается приехать, то могут запросто уйти домой на часик пораньше).
Подъезжая, мы проезжали мимо модного яхт-клуба - там статные и аккуратные белые яхты выстроились в ряд, дружно салютуя мачтами. И вот навигатор объявляет завершение маршрута, что же видим мы: нищета и разруха, практически фильм про постапокалипсис.
Ладно, допустим, я немного преувеличила: то, что на фото, технически относится к музею, но туда туристов не водят. Но лучше от этого не становится. Начало экскурсии проходит в небольшом помещении, сарайчике, где из отопления - дровяная печка (и даже в августе, когда мы были, ее уже топили, что же там зимой??? Как они там работают, бедняги?!). На экране включают видеоряд кадров из морских экспедиций, и старый морской волк начинает рассказывать, как все начиналось. После небольшого эксурса в историю мы переходим в другое помещение - уже более симпатичное, наполненное морской атрибутикой, отчетами о победах в регатах.
Здесь экскурсия пошла живее и интереснее, особенно детям - тут можно все трогать - пушки, ядра, якоря и компасы, можно звонить в рынду и даже примерить старинный водолазный шлем!
На столе лежит книга-шкатулка. Открываешь ее, а там лежит рукописная благодарность от Б.Н.Ельцина, президента России! Он был здесь, он признавал уникальность этого музея и необходимость достойных инвестиций, но что-то пошло не по плану, видимо...
Детям устроили небольшой интерактив с "качелями"
После этого снова выходим на улицу. Нас ведут к варяжской ладье "Рюрик". Она максимально выгодно стоит у причала (остальные суда рассматривали уже на берегу в ремонтных мастерских), можно разглядеть со всех сторон, подняться на борт. Детей усадили на весла, предложили грести, чтоб прочувствовать на себе все тягости мореплавания.
Дальше проходим мимо ... я не запомнила что это, но выглядит печально(
И оставшиеся корабли смотрим в ангарах. Это, конечно, существенно снижает градус восприятия, так как невозможно оценить ни его внешний вид толком, ни красоту, так как в ограниченном пространстве видим только часть корпуса. Поэтому дальше фото будут "кусочками".
Ботик Петра I - очень небольшое судно, около 6 метров в длину. Это копия того самого первого судна, которое впоследствии станет известно как "дедушка русского флота". К сожалению, в экскурсии ни разу не прозвучало, что первые корабли, потешный флот, строился на Плещеевом озере в Переславле-Залесском (в этот момент стало немного обидно за Переславль), выходило, что флот сразу образовался на Балтике. Тут очень спорно, но опустим детали: корабль действительно небольшой, но ладный! Он был построен к 300-летию морского флота и сейчас является постоянным участником всех городских мероприятий и праздников на воде.
Дальше нас встречает гафельный шлюп "Гонец". Он уже в разы больше петровского ботика, и оттого его сложнее рассмотреть в тесном ангаре. Можно подняться по лестнице у борта судна, посмотреть на палубу (но ничего трогать нельзя, залезать на палубу тем более).
И напоследок нас ведут на поморскую лодью "Святитель Николай". На палубе этого корабля побывали сотни туристов со всего света, именно с его борта рыбачил первый президент России Б.Н.Ельцин. Так же на борту парусника гостили многие знаменитости: князь Николай Оболенский, солист группы Deep Purple Ян Гиллан, известные путешественники Юрий Сенкевич и Федор Конюхов и другие известные деятели.
Здесь можно подняться прямо на борт! На палубу! Можно трогать снасти, залезть в трюм и посмотреть, как там жили, ели, спали моряки. Это круто. Дети пищали от восторга. Да что дети! 40-летние мальчики (отцы) наперегонки полезли все исследовать и прицокивать языком)
Как я поняла, уже 8 лет это судно стоит на берегу в ожидании финансирования и реконструкции. Наверно, для корабля это грустно, но еще грустнее для тех, кто его строил, вкладывал силы и душу. То, что все это уникальные образцы кораблестроения - несомненно. "Мы должны сохранять и преумножать наши традиции, культурное наследие!" - важно рассказывают нам всякие официальные лица. "Выделите, пожалуйста, денег на исследования, реконструкцию, научную деятельность" - говорят им музейщики (кстати, это касается музеев в широком смысле, по всей России). "Денег нет, но вы держитесь!" - отвечают им.
Вот так и держатся - как могут. В "Полярном Одиссее" проводят экскурсии, ведут занятия в "Поморской школе традиционного судостроения и мореходства", участвуют в экспедициях и городских праздниках, съемках фильмов. Новые проекты тоже есть, но о них на экскурсии не рассказывали. Лейтмотивом стали воспоминания о прошлом, и так мало о планах на будущее.
И ведь это реально вопрос финансовых вложений и раскрутки! Ведь про гору Сампо (о ней я рассказывала в одной из предыдущих статей) никто не знал, кроме местных, до 60-х годов, и даже названия у нее не было. А потом там сняли фильм "Сампо", название закрепилось само собой, поехали туристы и сейчас для развития массового туризма там обустроили все с максимальным комфортом, сделав из обычного холма достопримечательность. Так почему же не взять уже готовый уникальный музей и вписать его в туризм и популяризацию региона?! Вопрос риторический в нашем случае, но я очень надеюсь, что у "Полярного Одиссея" откроется второе дыхание, будет достойное финансирование и попутный ветер!