Найти в Дзене
BFM.ru

Туристическая инфраструктура: «Внутри.РФ» — о том, что происходит внутри РФ

Форум в Кавминводах собрал профессионалов для обсуждения современного гостиничного строительства. Данная сфера — это много инвестиционного интереса и много государственного внимания, но минус-факторов и нерешенных проблем здесь, увы, не меньше

   Проект туристического комплекса «Новый Шерегеш».ind.studio
Проект туристического комплекса «Новый Шерегеш».ind.studio

Сегодня при грамотном подходе любой российский регион вправе претендовать на развитие туризма, любая локация может «выстрелить», любое место годится для строительства отелей — эти слова основателя и генерального директора компании DSS Consulting Services Дарьи Каневой прозвучали на состоявшемся в Кавминводах форуме «Внутри.РФ». Неужели действительно любой? Если да, то как эти «любые» используют свой теоретически абсолютный гостиничный потенциал и с какими проблемами сталкиваются по ходу дела? И научились ли инвесторы просчитывать инвестмодели так, чтобы сделать гостиницу безубыточной даже в отсутствие ласково плещущейся рядом морской волны, манящей горной вершины или достопримечательности из списка «обязательно к посещению»?

Сначала немного общих цифр. Согласно данным NF Group*, с января по август 2025 года в России были введены 5,9 тысячи качественных номеров, что на 31% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, когда были зарегистрированы 4,5 тысячи номеров. Таким образом, общероссийский номерной фонд на конец августа 2025 года составил 156 тысяч номеров. А к 2030 году он может вырасти еще примерно на 60-70 тысяч единиц, то есть увеличиться почти на 50% — как подчеркивают эксперты, за счет отелей, построенных как в рамках программы льготного кредитования, так и без ее участия, а также за счет апарт-отелей, рассчитанных на розничных инвесторов.

При этом пятерка регионов, лидирующих по объему качественного номерного фонда сегодня, и через пять лет останется неизменной: это Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Республика Крым. Правда, если сейчас совокупная рыночная доля этих регионов составляет 63%, то к 2030 году она обещает уменьшиться до 55%. К регионам, в которых ожидается наибольший прирост номерного фонда (помимо названных пяти), в NF Group относят Алтайский, Ставропольский, Приморский и Камчатский края, Нижегородскую и Тверскую области и Кабардино-Балкарскую Республику.

   Фото: пресс-служба Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края
Фото: пресс-служба Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края

«Среди объектов, планируемых к реализации до 2030 года, особое внимание заслуживают новые крупные туристические территории: «Долина Айна» в Сахалинской области (2,6 тысячи номеров), парк «Три вулкана» в Камчатском крае (1,4 тысячи), «Лагонаки» в Республике Адыгея (0,7 тысячи), «Новый Шерегеш» (2,5 тысячи) и другие проекты. К перспективным направлениям относятся и отели на горных курортах — как уже действующие и сложившиеся (например, «Архыз», горный кластер Сочи, «Горный воздух» в Сахалинской области), так и проекты в новых местах (в частности, «Лагонаки» в Республике Адыгея). Перспективными сегментами гостиничного рынка остаются также отели при винодельнях, загородные отели рядом с городами-миллионниками и объекты в сложившихся санаторно-курортных локациях. Спрос на них поддерживается растущим интересом к гастрономическому, wellness- и оздоровительному туризму, удобной доступностью для городских жителей, развитой инфраструктурой и господдержкой, включая льготное кредитование и субсидии, что снижает инвестиционные риски и позволяет быстро развивать новые проекты», — рассказывают в NF Group.

Словом, туристическое строительство — как сверхмасштабное, так и камерное — набирает обороты. И вроде бы действительно по всей или почти по всей стране. Но в кулуарах форума директор службы технического заказчика и объектов культурного наследия ГК «Спектрум» Егор Донцов рассказал Бизнес ФМ: «Ничего невозможного, конечно, нет, и на рынке присутствуют инвесторы, у которых стоит задача — не капитализация объекта, а диверсификация текущего инвестиционного набора. Вот они готовы вкладываться, скажем, в некий статусный объект, в более меценатские, чем инвестиционные истории. Но это не носит массового характера, поэтому создание коммерчески успешного отеля в любом регионе — теоретически да, но трудоемкость этого процесса просто титаническая, по-другому не сказать».

Егор Донцов директор службы технического заказчика и объектов культурного наследия ГК «Спектрум»

«Например, у нашей компании за последние годы есть опыт получения разрешений на строительство минимум в 11 субъектах Федерации (особо позиционирую РНС, поскольку это своеобразный «билет в стройку» — к открытию финансирования строительно-монтажных работ, это точка, после которой ты переходишь к другому объему инвестиций, на новый уровень, с которого спрыгнуть будет уже гораздо сложнее и больнее). Так вот, для меня простота получения РНС — это показатель инвестиционной привлекательности региона. И если в одном из черноморских регионов, как гласит местная административная статистика, из 2,7 тысячи заявлений на выдачу РНС за год выдано 140, из них около половины — на ИЖС, если мы, имея все документы и согласования, выходим на получение РНС с дистанцией более десяти месяцев, то о какой инвестпривлекательности тут можно говорить?»

Однако же обозначенная экспертом проблема сбивает на взлете явно не все гостиничные замыслы. Причем, по оценкам Егора Донцова, «на старте 99% тех инвесторов, кто приходит в гостиничный сегмент, — они сугубо про деньги. А вот расклад на этапе, когда проект пошел в реализацию, — уже примерно 40% на 60%. Первые готовы в том или ином виде «оставить след в истории», вторые жестко хотят иметь работающий бизнес, который будет генерить кеш и обеспечит возврат инвестиций».

Кстати, в ближайшее время может (именно не должен, но может) заметно вырасти объем вложений в гостиничные номера под управлением специализированных УК. Согласно расчетам, которые привел на форуме заместитель генерального директора по экономике и инвестициям АО «Корпорация Туризм РФ» Максим Кулабухов, лоты в составе гостиниц способны обеспечить доход в размере 7-12% при стабильности на уровне выше среднего, имеют максимальную защиту от инфляции и высокие перспективы роста, связанные с общим развитием инфраструктуры, поэтому с точки зрения инвестиционной привлекательности выигрывают и у классической недвижимости (как коммерческой, так и жилой), и у дешевеющих в ситуации падающего «ключа» банковских вкладов — настоящее окно возможностей для частных инвесторов.

   Фото: пресс-служба Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края
Фото: пресс-служба Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края

Хотя, как признает Максим Кулабухов, есть факторы, которые отпугивают инвесторов, — история рынка все-таки научила их осторожности. К «болевым точкам» относятся нередко завышенные прогнозы доходности, неквалифицированное управление гостиничными объектами, непрозрачные юридические конструкции. Об этой же проблеме говорил в своем выступлении и основатель МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре», член экспертного совета при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ Никита Филиппов.

Никита Филиппов основатель МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре», член экспертного совета при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ

«Скажем, инвесторы приобрели помещение в будущем апарт-отеле, а проект почему-то «не полетел». Поскольку это коммерческая недвижимость, в базовом сценарии закон о защите прав потребителей работать здесь не будет. Соответственно, инвесторы-«физики», начинающие, по сути, гостинично-предпринимательскую деятельность, сейчас абсолютно не защищены от подобного рода потерь. Жестких требований к операторам, которые учитывали бы реальные особенности этого вида деятельности, практически нет, и не проработан механизм замены оператора. Объекты начинают эксплуатироваться и в какой-то момент требовать ремонта (а устаревание номерного фонда — это достаточно быстрый процесс), но отсутствует проработанный и нормативно закрепленный механизм дальнейших инвестиций сособственников, так что непонятно, каким образом их можно принудить к такому дополнительному инвестированию. Этот список можно продолжать и продолжать. Впрочем, в обозримом будущем если не все, то подавляющее большинство вопросов наверняка будут сняты».

Одно из решений, предложенное «Корпорацией Туризм РФ», — разработать для данного сегмента четкий, единый для всех инвестиционный стандарт. Его ключевые принципы, которые называет Максим Кулабухов, — прозрачность (полное раскрытие информации на всех этапах), надежность (работа только с проверенными партнерами), защищенность (юридические и финансовые гарантии) и целый ряд других.

Максим Кулабухов заместитель генерального директора по экономике и инвестициям АО «Корпорация Туризм РФ»

«Итоговый профиль всей инвестиционной схемы должен выглядеть для частного инвестора так: застройщик — надежная девелоперская компания, выступающая соинвестором проекта, оператор — крупная структура с подтвержденным опытом управления, финансирование — 100% расчетов через счета эскроу, доходность — гарантированный финансовый доход, договор с оператором — договор аренды, где все риски по эксплуатации несет оператор, а инвестор получает стабильные арендные выплаты. Создание инвестиционного стандарта — это именно тот подход, который гарантирует баланс интересов всех заинтересованных сторон, минимизирует риски и превращает спекулятивную покупку в осмысленное вложение».

Инвесторам, имеющим целью не покупку отдельных лотов, а создание отелей, единый инвестстандарт, наверное, не нужен (они и так зарегулированы достаточно), но там своих проблем хватает. Например, если за проектом стоят профильные инвесторы или грамотные консультанты (а в идеале те и другие вместе), которые опираются на свой теоретический и практический опыт строительства и эксплуатации гостиничных активов, то все расчеты и базовые обоснования выполняются на высоком уровне, отмечает партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма компании CMWP Марина Мережко. Беда в том, что так бывает далеко не всегда.

Марина Мережко партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма компании CMWP

«Наиболее слабы (с точки зрения моделирования бизнес-процессов и обоснования предпосылок) финмодели, которые непрофильные инвесторы готовят самостоятельно. А поле для ошибок обширно, начиная с того, какие макроэкономические показатели использовать для долгосрочных прогнозов, и заканчивая такими «тонкими» вопросами, как структура выручки и расходов, алгоритмы прогнозирования объемов потребления по видам услуг, алгоритмы прогнозирования расходов инвестиционного периода и формирования денежных потоков в период обслуживания кредитных линий. Ошибки в прогнозах, как правило, приводят к существенному недоучету величины собственного капитала, который потребуется как на инвестиционной фазе, так и в первые годы эксплуатации. Некорректный учет темпа выхода на стабилизированные показатели и особенностей фактора сезонности приводят к искажению потоков и некорректному учету величины кассовых разрывов. Самые же существенные ошибки — это некорректный учет инвестиционного бюджета и слишком оптимистичные сроки реализации. Когда дело доходит до защиты модели перед банком, нередко происходит переоценка готовности инвестора входить в проект. В лучшем случае следует реконцепция и переработка ключевых вводных, в худшем — отказ от реализации, что, опять же, возвращает нас к необходимости привлечения профильного консультанта: это поможет сохранить и время, и деньги».

«Любой гостиничный проект начинается с детальной проработки продукта, а его в свою очередь формируют аналитики-консультанты на основании глубокого многолетнего анализа конкретного сегмента, возможных ТЭПов и прочих параметров, влияющих на инвестиционный результат», — соглашается с коллегой Дарья Канева. И сокрушается, что «сейчас, к сожалению, распространенной стала практика, когда девелоперы, особенно региональные, с этим запросом стали обращаться к маркетологам или архитекторам».

Дарья Канева основатель и генеральный директор компании DSS Consulting Services

«Маркетинговые агентства выстраивают стратегию продвижения, а архитекторы планируют пространство, исходя из возможностей участка и пожеланий заказчика. Если пропускать стадию аналитики и разработки концепции, то профессиональные маркетологи, не являясь специалистами в этих вопросах, будут «отлично» упаковывать продукт со всеми исходными проблемами, которые только усугубятся, когда продажи встанут или придет время управлять проектом. С архитектурой аналогично: грамотно спроектировать пространство для его последующей эффективной эксплуатации, минуя упомянутую выше стадию, не получится. Разработка проекта и продукта — самый важный этап, который будет определять дальнейшую судьбу актива. Имея дело с продуктами в недвижимости, в том числе с гостиничными, важно двигаться step by step и привлекать определенных специалистов ровно на тех стадиях, где они могут принести пользу, а не вред. Формат, площадь, концепция проекта и количество инфраструктуры в нем определяются на основании ряда критериев. Универсального формата, который был бы успешен в любой локации, нет. У каждого проекта свой уникальный рецепт. Сегодняшние инвесторы — это чаще всего профессиональные, но не профильные игроки рынка: застройщики жилья, крупные компании из реального сектора, которые не понимают, как зарабатывать на отелях. И это непонимание усугубляется тем, что они массово идут к таким же мало разбирающимся в сегменте консультантам, маркетологам и УК, создающим заведомо убыточные проекты. К сожалению, переубедить их или рассмотреть альтернативную экспертизу в процессе реализации проекта, как правило, трудно. Они стремительно реализуют убытки, а за помощью к профессионалам начинают обращаться тогда, когда деньги заканчиваются, встают продажи или необходимо продать объект как нерентабельный. Между тем корректировать проект в процессе его реализации можно и нужно. Конечно, чем раньше это сделать, тем лучше эффект. Но и на завершающих этапах можно внести корректировки, которые способны спасти ситуацию».

«Сколько в современной гостиничной практике кейсов, в которых все начинается хорошо, а заканчивается никак! И отчасти всему виной слепая гонка, которая появилась на гостиничном рынке России в последние три года: давай, давай, главное начать, потом разберемся… Нет, потом вы не разберетесь, потом вы просто потратите деньги. Такие инвесторы-заказчики по большому счету опасны для самих себя. Еще и потому, что категорически не желают следовать советам профессионалов. А самый надежный рецепт провала — это когда и сам не знаешь, и другим не веришь», — добавляет директор по развитию компании PADHOD Architects Бориша Чорович, еще один участник форума «Внутри.РФ».

«Наиболее простое всегда кажется чем-то неинтересным, при этом денег в этой простоте подчас больше, чем в «пятерках», которые все так любят строить, не понимая затрат. На моей памяти самый неочевидный туристический замысел, который в итоге сработал, как говорится, на все 200%, — загородные арендные поселки и отели в составе загородных жилых поселков. 12 тысяч ADR при запуске такого небольшого отеля в пригороде Липецка мы получили в 2023 году», — вспоминает Дарья Канева.

В разговоре о гостиничных инвестициях не стоит сбрасывать со счетов тот очевидный факт, что сегодня самый влиятельный игрок этого рынка — государство. И от его позиции и решений во многом зависит позиция и решения инвесторов, девелоперов, операторов и всех остальных.

   Здравница «Лагонаки». Фото: lagonaki.com
Здравница «Лагонаки». Фото: lagonaki.com

«Безусловно, льготное финансирование — один из самых эффективных инструментов поддержки для инвесторов. Снижение доступности заемного капитала напрямую влияет на интерес инвесторов, но даже с льготным кредитом гостиничные проекты нередко показывают сроки окупаемости свыше 12-15 лет. Однако, учитывая высокий спрос и дефицит качественного номерного фонда, новые проекты будут пользоваться спросом, а значит, если завтра государство почему-либо откажется от грантовых программ и льготного финансирования гостиничной отрасли, инвесторы будут искать альтернативные варианты финансирования. Сейчас все активнее рассматриваются инструменты финансирования создания гостиниц через схемы долевого участия и прочие инструменты, которые позволят привлекать капитал непрофильных мелких инвесторов в строительство полноценной туристской инфраструктуры, которая будет отвечать и текущим, и перспективным задачам развития отрасли, а значит, не потеряет своей актуальности», — уверена Марина Мережко.

«Если государство сократит свою поддержку, то интерес к гостиничному сегменту, безусловно, спадет, именно по той причине, что уже упомянутые мною профессиональные, но не профильные игроки уверены: раз деньги дешевле, то и проект полетит. А это не так. Субсидии работают, если вы планируете КОТ, огромный туристический кластер или гектары жилья по соседству в составе гостиничного проекта. В любых других случаях наивно полагать, что они вам отобьются. Между тем субсидии берут те, кому они нужны и не нужны. А ведь всегда важно трезво оценивать, то есть детально просчитывать, насколько в рамках конкретно вашего проекта эти льготы целесообразны», — настаивает Дарья Канева.

При этом «государство очевидно принимает меры к тому, чтобы взять всю деятельность в сфере создания и эксплуатации мест размещения под тотальный контроль: нужно понимать, что в течение ближайших двух-трех лет это будет сделано, как это уже было сделано в других отраслях. Свободную рекламу в интернете всего, чего угодно, под видом гостиниц ограничат, размещение туристов без соблюдения необходимых требований будет наказываться и так далее», — подчеркивает Никита Филиппов.

Подтверждением его слов может служить и только что внесенный в Госдуму законопроект о госрегулировании деятельности туристских агрегаторов и их владельцев, который, в частности, разграничивает деятельность турагрегаторов, туроператоров и турагентов и запрещает первым заниматься работой вторых и третьих без включения в соответствующие реестры, и реформа классификации средств размещения, включающая эксперимент по самооценке гостевых домов (по данным Ростуризма, на данный момент в реестре значится 25 491 средство размещения, из них около 15 тысяч ранее имели классификацию, а примерно 10 тысяч — новые объекты; средний показатель прохождения самооценки по стране — 85%, однако работа продолжается) и еще целый ряд инициатив. Так что Никита Филиппов прав: скорее всего, в течение двух-трех лет практически не останется нормативно-правовых «дырок» в сфере туризма в целом и в сегменте строительства и эксплуатации отелей в частности.

А как сами регионы оценивают нынешнюю ситуацию с заинтересованностью инвесторов в развитии туризма и создании новых или реконструкции «уставших» объектов размещения? Что считают своими козырями и какие факторы называют тормозящими процесс? На какие проекты делают особую ставку? Продолжим.

* Есть в распоряжении Бизнес ФМ

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»