Новые ставки утилизационного сбора на импортные автомобили для физических лиц рискуют сделать многие популярные модели недоступными для широкого круга покупателей. Изменение правил, инициированное правительством в интересах российских автопроизводителей, может подавить конкуренцию, что в конечном итоге негативно скажется на потребителях.
Согласно новым правилам, методика расчета утильсбора претерпевает существенные изменения. Базовая ставка останется без изменений, но итоговый платеж теперь будет зависеть от прогрессивного коэффициента, связанного с мощностью двигателя. Минпромторг объясняет эту реформу тем, что существующая система тарифов, основывающаяся на объеме двигателя и годе выпуска, более не соответствует действительности из-за роста популярности мощных автомобилей.
Новые правила отменяют льготный утильсбор для физических лиц на автомобили с моторами мощнее 160 л.с. Это коснется таких популярных моделей, как Geely Monjaro, Toyota Camry и Changan UNI-S. Вместо символической суммы в 3-5 тысяч рублей, жителям Новосибирска придется платить полную коммерческую ставку. Например, утильсбор для Geely Monjaro вырастет с 3,4 тыс. до 952 тыс. рублей, а для гибрида Lixiang L7 – до 1,8 млн рублей. Наибольший удар придется по автомобилям премиум-сегмента, таким как Mercedes и BMW, для которых надбавка может составить до 2,5 млн рублей.
Денис Пронин, руководитель холдинга «Ай-Би-Эм», предупреждает: «Цены на все автомобили, включая новые, могут вырасти на 15-20%. Импорт из Китая, где из-за перепроизводства остаются нераспроданными миллионы машин, может стать частичным решением, но даже китайские скидки вряд ли полностью компенсируют значительный рост утилизационного сбора для потребителя».
Новые правила предусматривают дальнейшее увеличение тарифов до 2030 года. К этому времени утильсбор за автомобиль с двигателем мощностью более 500 л.с. может достичь 10 млн рублей, что сравнимо со стоимостью самого автомобиля.
Руководитель новосибирского представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков опасается, что автомобиль станет еще менее доступным для населения. Средний возраст автомобилей в России превысил 15 лет и продолжает расти, что усугубляет ситуацию.
По мнению экспертов, вместо введения запретительных мер необходим комплексный подход, поддерживающий как отечественных производителей, так и здоровую конкуренцию, сохраняя при этом право выбора для граждан.