Продолжение публикации, посвящённой Международному дню музыки. Поём, слушаем, возможно, даже танцуем. Читаем стихи о музыке и музыкальных инструментах.
Скрипка.
Изящная и утонченная, окутанная легендами и тайнами, с чарующим трепетным голосом, то мягким и бархатистым, то звонким и серебристым. Волшебная и инфернальная, с историей, переполненной мрачными преданиями о скрипачах-виртуозах Джузеппе Тартини и Никколо Паганини, и неразгаданными секретами кремонских скрипичных мастеров Амати, Гварнери и Страдивари. "Пленительно похожая своим строением на фигуру нагой, совершенно сложённой женщины, с её маленькой головкой, длинной, тонкой шеей, покатыми плечиками и гармоничным переходом нежной талии в плавные мощные бёдра"*, и потому отождествляемая художниками и поэтами с женщиной.
*(Александр Куприн "Скрипка Паганини").
"Тело скрипки делается из ели, которую выдерживают гораздо дольше, чем живет тот, кто ее срубил. Дно и обод тела изготовлены из явора. Головку вырезают из мягкого и сладкого дерева вишни, а гриф из эбенового дерева прикрепляют к шейке скрипки. Внутри каждой скрипки находится «душка» — палочка-распорка, сделанная из еловой ветки и отделяющая верхнюю деку от нижней. От этой распорки зависит диапазон звука инструмента. Так что у скрипки душа женская. Смычок делают из прута розы, выросшей на ветру, а смазывают его смолой хвойных деревьев",- так, смешивая реальность и фантазию, описывает в романе "Внутренняя сторона ветра" процесс изготовления скрипки Милорад Павич.
Скрипка может смеяться, как весёлая и озорная девчонка.
Л. Андерсен "Пустячок" исп. Оркестр "Виртуозы Москвы" (В. Спиваков). Художник Константин Разумов.
Может петь, как нежная и романтичная девушка.
А. Дворжак "Славянский танец №2". исп. Ансамбль скрипачей "Nota Artistica". Художник Йожеф Карпати.
А в другой раз- она кокетливая и обольстительная дама.
К. Гардель. Танго "Por una cabeza". Художник Зоя Чернакова.
И, как любая тонко чувствующая женщина, скрипка может разрыдаться, заставляя слушателей сопереживать ей.
А.Зацепин "Бepeг мopя" (из к/ф "Красная палатка") исп. Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР. Художник Франсиско Санчис Кортес.
Владимир Маяковский
Скрипка и немножко нервно
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»
Завораживающий голос скрипки без слов рисует внутреннему взору слушателя красочные реалистичные картины или, напротив, уносит нас в фантастические миры: "каждым ударом смычка Паганини вызывал передо мной зримые образы и картины, каждым звуковым иероглифом рассказывал мне яркие новеллы, рисовал красочную игру теней... О, эти мелодии! Так соловей поет в предвечерних сумерках, когда аромат розы пьянит его сердце сладостным предчувствием весны. То было томительно-нежное, испепеляющее страстью блаженство. Звуки трепетали в поцелуе, потом, поспорив друг с другом, стремились врозь, а потом переплетались между собой и, наконец, сливались воедино в хмельном упоении! Да, звуки вели веселую игру, как мотыльки, когда один, дразня, ускользнет от другого, скроется за венчиком цветка, потом, попавшись в плен, беспечный и счастливый, вместе с другом вспорхнет в золотом солнечном свете." (Генрих Гейне "Флорентийские ночи")
Н. Паганини "Кантабиле и вальс" исп. Л. Коган, В. Ямпольский. Художник Костас Ригула- Цигрис.
Несмотря на то что сегодня этот благородный инструмент-аристократ гордо именуется королевой оркестра, во времена своей юности скрипка считалась простонародным инструментом: крестьяне и бродячие артисты играли на ней в кабаках и придорожных трактирах, на ярмарках и народных праздниках, на свадьбах и похоронах. Наверное, поэтому каждый может услышать в звуках скрипки что-то близкое, и её чарующий голос затрагивает самые тонкие и потаённые струны души любого слушателя.
Композитор К. Свобода, поэт З. Боровец (пер. А. Вознесенского) "Скрипка Паганини" исп. Карел Готт. Художник Андрей Атрошенко.
P. S. А ещё скрипка- это шмель)))
"Полёт шмеля" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" исп. Ансамбль скрипачей Большого театра. Художник Дмитрий Кустанович
Начало здесь:
Продолжение здесь:
Ко дню музыки: