Путешествуйте, даже если вас не могут или не хотят поддержать. Путешествуйте в любом возрасте. Интервью взято у обычного 30-летнего молодого человека, который несмотря на отсутствие спутников реализовал свою мечту.
— Сергей, почему Урал и почему один?
— Идея посетить эти края родилась давно, после рассказов ребят, побывавших там. И то, что я живу не так уж далеко от Урала, в отличии от Байкала или Камчатки. И то что я был ограничен по времени, у меня было всего две недели отпуска. Все это повлияло на мое решение. До этого я ездил на Кавказ (совершил там одиночное восхождение на Эльбрус), а еще до Кавказа совершил свой первый долгий и далекий от дома одиночный поход по Кольскому — после всех этих походов я для себя решил, что Север мне нравится больше. Поэтому в этом году выбрал Урал, и не просто Урал, а Приполярный Урал. Ну и еще добавлю, что мне очень нравится сказка Бажова «Хозяйка Медной горы». Да и по большому счету, каждый из туристов, наверное, мечтал бы побывать на Урале. Почему один? Да просто мои отпуска часто не совпадают с отпусками моих друзей. А иногда могут не совпадать желания и возможности.
— Исчерпывающе. Как проходили сборы и как добирался до места старта?
— Я примерно представлял на что подписался, потому что перерыл кучу информации об этом районе. Но заявление на посещение национального парка «Югыд ва» подал всего за неделю до выезда. Район находится под охраной и идти дикарём не очень рекомендуется, хотя за весь маршрут ни одного инспектора не встретил. Составил раскладку — в этот раз решил провести эксперимент, не беря мяса и рыбы, — но все равно получился увесистый рюкзак. В путь отправился 1 августа на поезде Москва–Воркута. Причем решил ехать в сидячем вагоне.
— Опиши свои ощущения в сидячем вагоне?
— Мне не очень понравилось. Отсидел пятую точку, но он дешевле в два раза плацкарта. Обратно я так решил не делать.
— Сколько часов так пришлось ехать?
— 36 часов. Вышел в Инте, чтобы получить разрешение на посещение нац. парка, оно не успело прийти на мою почту. Там ничего интересного нет. Некоторое время пришлось подождать. Чтобы не терять два часа времени впустую, сходил посмотрел главную достопримечательность города — водонапорную башню. А так Инта — это обычный промышленный городок, сохранивший советскую символику, живший за счет добычи угля, кварца и горного хрусталя. Некоторые шахты до сих пор работают.
— И сразу горы?
— Нет. От Инты до Уральских гор еще 130 км. Добирался необычно. Все добираются на вездеходах — «вахтовках». А я пешком. Прошел за два дня 70 км. Перед Кожимом проезжающая мимо вахтовка остановилась и водитель сказал: «Парень, ты тут не пройдёшь, воды по грудь». Пригласил переправить меня на тот берег. Узнав, что он едет на турбазу «Желанное» и готов меня отвезти туда за 1 тыс. рублей — расстояние около 50 км от Кожима — согласился. Экономлю на этом пару дней. В вахтовке ехала немецкая группа с русскими переводчиками. Угостили яблоком. Спросили, откуда я — это первый вопрос, который все задают, и потом уже «как сюда добрался?» — покрутили пальцем у виска, узнав что шёл пешком. Подумали, что псих. Ведь расстояние от Инты до Кожима 72 километра. Пока шел эти 72 километра ночевал прямо у дороги. Каждый день мимо проезжало, примерно, по 4 вахтовки. Я бы и дальше сам пошел, но надо было переправиться через реку, уровень воды в которой, к тому времени, поднялся. К тому же погода разгуливалась, а хорошей погодой надо дорожить. Есть окно, значит быстрее в путь!
— Значит тебя привезли прямо к месту старта?
— Верно. Можно сказать, что поход, настоящий поход в горы в этих места начинается с озера «Большое Балбанты», рядом с базой «Желанное». Туда нас и привезли. Там находится большая площадка для разбивки лагеря. Есть большой стол и костровое место. Правда с дровами туговато, но можно поискать в зарослях кустарника. Лесная зона осталась позади, за горой Еркусей.
— Что было дальше?
— Попрощался с водителем и ребятами, ехавшими со мной на вахтовке, и отправился в путь прямиком к самой высокой точке Урала, горе Народной. Отойдя метров на 200 от места старта, встал на обед с горелкой и среди камней спрятал лишние вещи и продукты — я еще вернусь сюда через несколько дней. Это уже был 4-й день моего похода. Урал, конечно не Кавказ, но есть ощущение, что находишься очень высоко. Все таки высота «Народной» — 1895 м. На вершине снег, а внизу цветы цветут. Если немного углубиться в историю, то в названии «Народная» изначально ударение ставилось на первый слог, потому что у подножия горы течет река На́рода. Ударение на «о» стали ставить в СССР.
— Кстати, почему ты выбрал именно август?
— Самое лучше время для посещения гор в Северном полушарии, и Урала в частности: мало комаров, пошла морошка, появляются другие ягоды и больше солнечных дней. Мечтал увидеть настоящих северных оленей. По дороге я набрел на одну юрту. Увидел возле нее нарты, а оленей нет. Все высматривал, и наконец-то увидел одного, неспеша бредущего к юрте.
Гора Народная
— Удалось восхождении на высочайшую точку Урала?
— Да, это было 6 августа. Где-то к 8 утра подошёл к озеру «Бублик» — место классического, самого простого восхождения — бросаю рюкзак, беру дождевик, небольшой запас еды и воды и иду на штурм вершины. Начало идёт через ущелье, слева от озера. В ущелье расположен снежник — август на дворе, а ты в царстве зимы. Подъём довольно крут, но налегке приятен. Красный снег на склонах меня не удивил, потому что я уже знал, что такое бывает. Он красный благодаря содержащимся в нем пресноводным водорослям. Не буду углубляться в эту тему, кому интересно почитает в интернете. Далее я вышел с ущелья на предвершиное плато. Отсюда путь отмечен турами, чтобы не сбиться в облаках. На обратном пути это очень пригодилось. Через каждые 10-15 метров стоят пирамидки с покрашенными красной краской камнями. Один из главных ориентиров на пути к вершине Народной горы — поклонный крест, установленный в 1998 году. И вот я дошел и уже стою на самой высокой точке Урала — эмоции захлестывают! На вершине хорошо — погружаешься в совсем другой мир. Правильно поется: «Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь и десятой доли таких красот и чудес».
— Каков был план после Народной?
— На следующий, пятый день, я собрался на Манарагу — второй по известности горе, жемчужине Приполярного Урала. Она хорошо известна своей зубчатой вершиной и благодаря такой форме даже изображена на эмблеме национального парка «Югыд ва». Высота самого высокого зубца 1662 м. Много красивых фотографий этой горы сделано и будет делаться любителями и профессиональными фотографами. А я просто хотел увидеть ее в живую и забраться на самый высокий зуб.
— Расскажи подробнее?
— Когда спустился в свой лагерь с «Народной», я был очень уставший, но довольный. Главная цель моего путешествия достигнута — побывал на самой высокой вершине Урала. В лагере сильный ветер. Весело одному ставить палатку, чуть не взлетаешь. Пообедал и спать. На следующий день, это было уже 7 августа, облачность и сильный ветер пропали. И меня ждет путь к «Манараге». Он лежит от озера «Бублик», через перевал «Кар-Кар» в долину реки «Манараги». Погода хорошая, дует небольшой ветерок, небольшая облачность. Под вечер я уже был на месте и готовил лагерь. «Манарага» закрыта облаками, но позже она все таки дала посмотреть на свою зубчатую вершину. Завтра предстоит восхождение на её правый зуб, где установлена пирамида.
— Было ли тебе как опытному туристу тяжело?
— Сейчас все расскажу по порядку. В устье ручья, текущего со стороны Студенческого перевала, многие ставят базовый лагерь перед восхождением на «Манарагу». Вдоль него проходит отличная тропа до самого перевала. Утром 8 августа погода была пасмурная, но надежда подняться на вершину, вернее, на правый зуб горы, оставалась. Я хорошо позавтракал и по нахоженной тропинке пошел вдоль ручья к Студенческому перевалу. Перевал затянут облаками. Решил подождать полчаса — вдруг с погодой повезёт. И не прогадал — через 15 минут путь освободился от облаков и я пошел дальше вверх. Перед седловиной перевала слева начинается гребень, вдоль которого идёт промаркированная турами тропинка к правому зубу Манараги. Прошел метров 200 вдоль этого гребня, а потом и по нему. Не везде тропа хорошая, кое-где и по камушкам приходится полазать. Прошел гребень. Вся вершина накрыта как-будто пеленой. Лезешь, как ёжик в тумане — словно попал в другой мир — необычно. Дошёл до начала правого зуба. Осталось немного. Впереди самый крутой и сложный участок восхождения. Небольшой шкуродерчик, еще немного лазанья и вот долгожданная вершина «Манараги»! Напротив самый высокий зуб, но на него без спец. снаряжения не забраться. Идёт дождь со снегом. Я весь насквозь сырой, но довольный. При спуске обратно, в тумане не сразу сообразил с какой стороны нужно слезать. Чуть не запаниковал. К счастью быстро сориентировался. И предельно аккуратно стал спускаться дальше, силы уже не те. В лесной зоне первым делом развел костёр, чтобы обсохнуть и согреться. А потом уже добрался до родного лагеря. Обедаю и иду спать после трудного восхождения. Силы она изрядно отняла. Но впечатлений оставила много. «Манарага» еще славится тем, что стоит немного в стороне от больших гор и хорошо этим выделяется.
— После восхождения хотелось отдохнуть денек?
— Наоборот, на следующий день решил пройтись вниз по течению реки «Манараги». На всё отвёл полдня. Сначала дошел до балока «Манарага» — многих путников он укрыл от непогоды. Внутри чисто, приятно зайти. Тут же лежит журнал посещений — приятно посмотреть, кто тут побывал. В 100 метрах выше по течению от балка находятся информационные стенды национального парка. Вдали виден загадочный Пик Свердловских туристов (Колокольня южная). Когда дошел до ручья «Моренный», повернул обратно в лагерь. В общем в этот день разведал подходы к «Колокольне».
Горный хрусталь
— Что было потом?
— Утром 10 августа горы затянуло облаками, пошел небольшой дождь. Прождал до обеда, прежде чем штурмовать перевал «Зиг-Заг». Подъём к перевалу идёт вдоль истоков реки «Манараги». По пути попадались небольшие водопады. Уже в темноте добрался до седловины перевала «Валдик». Привязал палатку к камням и ближайшим кустарникам — обязательное условие — это тебе не в лесу ночевать. На следующий день дошел до озера «Большое Балбанты». Ночевал в палатке рядом с базой. На самой базе есть дома с удобствами для всех желающих: душ, баня. На следующий день запланировал сходить к заброшенным шахтам за горным хрусталём.
— Набрал?
— Набрал и привез друзьям. Ещё дома, планируя маршрут, узнал об красивом каньоне реки «Сюразьрузь» и о заброшенных шахтах по добыче горного хрусталя рядом с горой «Баркова». Не с пустыми же руками ехать домой.
— Где еще побывал в последние дни путешествия?
— За базой «Желанное» находятся рудники. Но сперва хотел добраться до озера «Грубенпендиты», чтобы обозреть озеро «Балбанты» и базу «Желанное». Чтобы добраться туда, надо переправиться вброд через реку «Балбанью». От частых дождей вода поднялась. Непростое испытание пересечь её. Вода бодрит. Я не стал рисковать и пошел дальше, к каньону реки «Сюразьрузь».
— Что добывали в рудниках?
— Кварц и горный хрусталь. Сейчас такие шахты редки. Далеко в глубь шахты я не заходил, как-то не по себе там находиться, хотя прекрасно умом понимаешь, что опасаться нечего. Внутри мокро, капает вода. Рядом с шахтой нашел кайло или кирку — орудие шахтера. Пока гулял, солнце красиво осветило «Долину предков».
— Успешным оказался «хрустальный» поход?
— Маленьких камней горного хрусталя для себя и друзей я набрал предостаточно. Но вот большие экземпляры брать не стал, слишком тяжелые. Хотя сейчас жалею. Потом я поднялся на вершину «Баркова», чтобы полюбоваться горами с высоты. С этой вершины видно озеро «Большое Балбанты», палаточный лагерь там же и часть базы «Желанное». Когда спускался, увидел останки геологических разработок. Человек вложил много труда, чтобы добыть кварц и горный хрусталь. Сейчас это всё заброшено и ржавеет. Побродил еще немного по окрестностям и вернулся к базе.
— Вернувшись в лагерь стал собираться домой?
— Нет, у меня была еще одна цель — в предпоследний день своего путешествия по Уралу я запланировал посещение вершины горы «Еркусей» или по другому «Шаман-горы». Она известна тем, что местные племена устраивали у ее подножья жертвоприношения. На своем опыте убедился, что жертву на вершину точно не затащить. На легке-то мне было тяжело туда подняться — все таки высота 1090 м с копейками. На вершину я пошел через «Безымянный перевал», это самый простой путь на «Еркусей». Спуск с вершины идет немного по другому маршруту. У подножия «Еркусея» расположена баня, в непогоду можно в ней укрыться. Спустился с другой стороны горы и попал в морошковый рай, где оторвался от души. Когда вернулся в лагерь узнал, что на следующий день в этих местах от базы «Желанное» стартовал ультрамарафон с забегами на «Народную» и «Манарагу». Маршрут ультрамарафона совпадает с моим путешествием, только время прохождения его намного короче. Перед отправлением домой меня порадовала своим появлением радуга. Спасибо этим местам, что дали насладиться красотой нашего севера. На следующий день я вернулся в Инту.
Заключение
— Обратно тоже шел пешком?
— Обратно на вахтовке. Стоимость 1000 р. для меня, потому что один был и меня просто подсадили к группе. А так забрасывают за 20 т.р. с группы. Ехать примерно 6-8 часов. В этот раз попалась польская группа. Среди них ехал путешественник, побывавший почти на всех самых высоких вершинах Европы. Вернувшись в Инту обратил внимание, что на вокзале есть своя небольшая библиотека. Взял книгу и сиди читай с удовольствием. Вечером я уехал в Ярославль на том же поезде, но уже в плацкарте.
— Что больше всего запомнилось?
— Была интересная ночевка на седловине перевала «Валдик». Поднялся уже ночью и среди больших валунов поставил палатку при сильном ветре и дожде. Запомнился еще подъем на «Манарагу» в облаках. Погода на Приполярном Урале в основном облачная, с небольшими кратковременными дождями. Бывало целый день под дождем находишься, но были и солнечные дни. По температуре так, что приходилось надевать свитер и шапку. Там постоянно ветрено. На ногах резиновые сапоги, в которых вполне нормально забираться на такие горы — ногам тепло и сухо.
— И заключение?
— Путешествуйте по интересным местам, ходите в горы, не сидите дома перед компьютером, жизнь одна, пройдет и не заметишь!