Почти западный шарм и высочайший профессионализм певцов и певиц из Прибалтики вызывали неизменный интерес и восхищение у многомиллионной публики в позднем СССР. Среди этого яркого созвездия далеко не последнее место занимала латвийская певица Айя Кукуле. Её голос подарил жизнь нескольким хитам, которые покорили всю страну, но в иных аранжировках и в переложениях на русский язык.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Всё началось с Паулса
Айя Кукуле родилась 1 октября 1956 года в латвийском городе Резекне. Её певческий талант начал раскрываться ещё в школьные годы: «Меня никто из родителей не заставлял заниматься музыкой.Я сама села за рояль с твёрдым намерением научиться играть. Мне хотелось стать певицей. Ну если и не певицей, то хотя бы учительницей пения».
Ещё учась в начальной школе, Айя попала на концерт оркестра самого Раймонда Паулса в Риге. Впечатлённая выступлением, девочка смело подошла за автографом к маэстро, даже не подозревая, что через несколько лет их пути пересекутся вновь.
Судьба будущей звезды была предопределена знаковой встречей: «Я знала все песни Паулса. Пела их с удовольствием и тайно мечтала когда-нибудь, увидев самого маэстро, спеть ему и услышать его мнение о моем голосе».
Следующая встреча произошла на фестивале «Янтарь Лиепаи», где 16-летняя Айя выступала в составе одной из рок-групп. Паулс отметил для себя талантливую девушку. Однако окончательно он убедился в даровании молодой певицы после её выступления с профессиональными солистами хора в Рижском спортивном манеже. Именно тогда Раймонд Паулс лично предложил Айе сотрудничество, открыв ей дорогу на большую сцену.
Карьера Айи Кукуле начала стремительно набирать обороты. В 1975 году она вошла в состав вокальной группы популярного ансамбля Modo, учась у других солистов — Норы Бумбиере и Виктора Лапченка.
В 1976 году Айя Кукуле испытала себя с Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни и завоевала первую премию, покорив строгое жюри при участии известных композиторов Александры Пахмутовой и Марка Фрадкина.
Вместе с Раймондом Паулсом певица три года работала в Государственной филармонии Латвийской ССР, позже солировала в оркестре Латвийского радио и телевидения. Не забывая при этом учиться: консерваторию Айя Кукуле окончила в 1983 году.
Две судьбы одной мелодии
Айя Кукуле — невероятно яркая и темпераментная певица. Её успех не был случаен: Раймонд Паулс, известный умением разглядеть талант, сразу обратил на неё внимание. Интересно, что многие хиты легендарного композитора, известные в СССР в исполнении звёзд первой величины, изначально прозвучали именно в исполнении Кукуле на латышском языке. Но первоисточники многие уже забыли.
Один из самых показательных примеров — «Миллион алых роз». В оригинале «Dāvāja Māriņa meitenei mūžiņu», который исполняла Айя Кукуле, не было ни слова о розах. Песня, написанная на стихи латышского поэта Леона Бриедиса, называлась «Подарила Мариня девочке жизнь» и была посвящена теме материнской любви.
О оригинале пелось о Марыне, подарившей девочке жизнь, но не счастье. Знаменитый текст «Миллион алых роз» Андрея Вознесенского, вдохновлённый историей из романа Константина Паустовского о французской певице и грузинском художнике, был написан гораздо позже. Услышав мелодию Паулса, поэт был поражен, насколько гармонично она ложится на стихотворение «Миллион алых роз». Композитор не стал возражать против того, чтобы его музыка зазвучала с новыми стихами на русском языке.
Оригинальные версии песен Раймонда Паулса, исполненные на латышском языке такими артистами, как Айя Кукуле, Мирдза Зивере, Нора Бумбиере и другими, часто несли иную смысловую и эмоциональную нагрузку, более нежную и глубокую. Но для русскоязычного слушателя эти смыслы оставались малодоступны. Лишь благодаря текстам Ильи Резника мелодии Паулса обрели вторую жизнь. Правда, первая, подлинная жизнь этих песен оказалась почти забыта.
Та же история случилась с песней «Es spētu aizmirst», которая от Айи Кукуле перешла к Алле Пугачёвой под названием «Возвращение».
Ещё один пример — песня «Остров» того же Раймонда Паулса, которую первой исполнила Айя Кукуле. У большинства слушателей она ассоциируется исключительно с вариантом Аллы Пугачёвой, ставшей фактически соавтором хита.
Айя Кукуле была артисткой многогранной. Ярким тому доказательством стал клип «Робот», который показывали в «Утренней почте» в 1986 году. В этом новаторском номере в холодном синтезаторном ключе певица не только исполнила песню, но и явила советским зрителям натуральный брейкданс. В русскоязычном варианте «Robots» превратилась в «Притяжение любви» Валерия Леонтьева.
Несколько песен из репертуара Айи Кукуле переосмыслила на русском языке София Ротару. «Nevajag mierinat» известна под названием «Грустная песня»,
«Atceries» — «Где ты, любовь», «Cerība» — «Стань моей дорогой».
Русскоязычные версии песен из Латвии, созданные Ильёй Резником и другими поэтами-переводчиками, безусловно, выполнили свою задачу, пусть даже уступали оригиналам в изяществе и оригинальности. Ведь догадаться, о чём поёт Айя Кукуле, было сложно: основная масса слушателей не владела балтийскими языками.
Нельзя сказать, что про Айю Кукуле совсем не замечали. Песни в её исполнении звучали по всесоюзному радио, порой она выступала по телевидению. Но народной любви, что называется, не случилось. В тех же концертах по заявкам публика неизменно просила версиии Аллы Пугачёвой и Валерия Леонтьева — более близкие и понятные.
Осознанный уход и новая жизнь в музыке
В начале 1990-х в Латвии началась эпоха серьёзных политических изменений, связанных с переходом к независимости. Трансформация советских общественных институтов привела к роспуску многих коллективов и творческих организаций. Но и самой Айе Кукуле в это бурное время стало не до музыки. В 1991 году она родила дочь и решила пересмотреть жизненные приоритеты.
Решение взять паузу было для певицы логичным и осмысленным: «С долгожданным рождением дочери мои ценности значительно изменились».
Застать Айю Кукуле на сцене можно было лишь по случаю. «Прощальную» концертную программу она представила в 1993 году, позже приняла участие в мюзикле, после чего перешла к преподаванию в Рижской академии педагогики и управления образованием. В 2005 году Айя Кукуле основала детский хор, который с успехом участвует в международных фестивалях.
Кажется, артистка вполне счастлива ролью наставницы юных талантов и спокойной, размеренной жизнью вдали от суеты шоу-бизнеса.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!