Слушаю сегодня группу и альбом с очень непатриотичным названием. Но, посмотрим, все ли так однозначно!
“The United States of America” — дебютный и единственный (!) альбом американской группы “The United States of America”, выпущенный 6 марта 1968 года лейблом “Columbia Records”.
Альбом сочетал рок и психоделию с необычными в то время электронными инструментами и экспериментальными композициями, а также подход, отражающий левацкую политическую позицию, направленную против истеблишмента. Первый релиз альбома в Соединенных Штатах Америки привлек ограниченное внимание и занял 181-ю строчку в чарте Billboard 200. Вскоре после выхода альбома группа распалась из-за межличностных разногласий. Альбом несколько раз переиздавался и за десятилетия, прошедшие с момента его первоначального выхода, получил широкое признание критиков за новаторские стили и техники, которые позже стали широко распространены в рок-музыке.
Джозеф Берд и Дороти Московиц впервые встретились в Нью-Йорке в 1963 году. В то время Берд работал ассистентом композитора Вирджила Томсона, а позже аранжировщиком и продюсером. Московиц училась музыке в колледже Барнард, где ее наставником был композитор Отто Луенинг. У них завязались "глубокие музыкальные и личные отношения", и в том же году они переехали в Лос-Анджелес, после того как Берд получил должность ассистента преподавателя в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Во время учебы в Калифорнийском университете Берд основал авангардный художественный коллектив “New Music Workshop” вместе с Московиц и джазовым музыкантом Доном Эллисом и другие. Берд оставил свою работу в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1966 году, чтобы полностью сосредоточиться на создании произведений искусства, музыки и организации мероприятий. Примерно в то же время Берд и Московиц также внесли свой вклад в вокальные и инструментальные раги из Южной Индии, альбом индийской классической музыки, выпущенный на лейбле “Folkways Records”, вместе с Гаятри Раджапуром и Харихаром Рао.
В начале 1967 года Берд обратился к Арту Кункину, основателю и редактору “Los Angeles Free Press”, с просьбой выделить деньги на создание группы в сотрудничестве с композитором-анархистом Майклом Аньелло в качестве органиста. К этому времени Берд и Московиц расстались, и Московиц вернулась в Нью-Йорк, но она приняла предложение Берда вернуться в Лос-Анджелес и стать солисткой группы. Все остальные участники группы также были связаны с авангардной музыкой и этномузыковедением. Название "Соединенные Штаты Америки" было задумано как провокационное, поскольку оно использовало полное официальное название Соединенных Штатов как способ выразить презрение к правительству, и позже Московиц описала его как "подобное вывешиванию флага вверх ногами".
Ну, вот когда всё так счастливо открылось, как говорил Иван Мирошников в фильме “Курьер” можно и приступить к прослушиванию альбома. Оказывается, в панегириках стране великой демократии группу заподозрить сложно, и это хорошо. А еще, кого они мне напомнили своей историей? Да, пожалуй, великих и ужасных “Throbbing Gristle”, возникших пятилетием позже, такая же анархия и радикализм, и в названиях и в музыке.
Итак, приступаю к прослушиванию пластинки!
“The American Metaphysical Circus”
Какая-то какофония в самом начале, несколько совершенно неподходящих друг к другу мелодий образуют подобие стены звука, после чего на фоне каких-то допотопных искусственных звуков и драматичных ударных женский голос поет нам песенку о цирке, в котором плата за вход наш разум. Что-то подобное было в это время и у “The Doors” – “Ты, верно, знаешь ту игру, о том, как чокнуться она”. Итак, пока ничего, что бы мне понравилось. Особенно в плане звучания и мелодичности.
“Hard Coming Love”
Шумноватая, атональная, однообразная инструментовка в начале, немного напоминающая “Can”, потом в дело вступает какой-то орган или что-то подобное и женский вокал с ударной молотилкой превращает композицию в некоторое подобие “The Doors” опять же. В целом, ничего особенного.
“Cloud Song”
Несколько более интересная композиция, считающая себя неким подобием электронной музыки, хотя, все инструменты здесь вполне традиционные, как мне кажется. Чисто психоделическая вещь, парящее, осторожное звучание и текст про мягкие облачка, и о том, как хорошо быть ими. Когда речь идет об облачках, я вспоминаю не детский мультфильм из советского детства с белогривыми лошадками, а композицию группы “The Orb” “Little Fluffy Clouds”.
“The Garden Of Earthly Delights”
Что-то похожее на “Hard Coming Love”, но несколько интересней, мелодичней и гармоничней. В принципе, это все тот же быстрый ритм-н-блюз с психоделическими наворотами, в виде разных осцилляторов и каких-то неведомых мне эффектов из арсенала ранней электроники.
“I Won't Leave My Wooden Wife For You, Sugar”
Мужской вокал несколько обескураживает, я уже привык к женскому голосу. Опять какие-то выкрутасы с эффектами, развеселый балаган с духовыми инструментами в кульминациях, да и текст под стать столь игривой музыкальности, вот небольшие реплики:
“Теперь послушай, детка, и попытайся понять,
Что связывать тебя - это здорово, а порка - это еще лучше.
Теперь я просто не могу передать, как это было весело.
Ты заставляешь меня снова почувствовать себя двадцатипятилетним”.
Комментарии, как говорится, излишни, по-моему - все очевидно.
“Where Is Yesterday”
В самом начале пение в манере наподобие хоралов. Дальше снова потуги в виде разных вокальных шалостей и необычного для того времени музыкального сопровождения. Звучит довольно пасторально, с долей иронии, затем традиционная партия ударных и довольно красивое пение в унисон.
“Coming Down”
Снова довольно быстрый и четкий психоделик, с некоторыми атональными вкраплениями не совсем ясных инструментов и внезапными, короткими стенами звука, которые вроде бы и разнообразят впечатление от песни, а вроде бы и портят, не могу понять. Хочу привести отрывок:
“Мысль о цветных облаках высоко над моей головой.
Путешествие, для которого не нужен билет или кровать.
И всё пахнет слаще розы.
Реальность только временна..”
Чистая, незамутненная психоделическая лирика.
“Love Song For The Dead Che”
Музыка здесь просто шикарная, ничего не скажешь. Побольше бы таких шедевров, и альбом бы был просто бомбой, говоря современным языком.
Прекрасная, ностальгирующая, атмосферная композиция! Дрогнуло сердце, распахнулась душа….
“Stranded In Time”
Напоминает некоторые песни поздних “Битлз” авторства Пола Маккартни. Много скрипичных или смычковых инструментов, моментами быстрая дробь ударных, или замедление темпа с подобием дилановского речитатива.
“The American Way Of Love (Part I-III)”
Метраж довольно продолжителен, в отличии от предыдущих творений. Дальше по временной шкале - калейдоскоп психоделических звуков, маршей, странных гармоний, дешевых эффектов и кажущегося хаоса. Вероятно, была способна удивить в прежние времена, да и сейчас потенциал чувствуется. В принципе, логичное завершение альбома.
Итоги: после первого прослушивания я хотел поставить твердую двойку, после второго я задумался о тройке, после третьего я ставлю оценку 4. И хватит об этом! А, кроме шуток – странный альбом, который, видимо, раскрывается не сразу. Но, замечаю, чем старше становишься, и активней развиваешь свои музыкальные рецепторы, тем быстрее начинают нравиться такие трудные вещи, с которых раньше бы вообще плевался.
До встречи на Dr. John "Gris, Gris"!