(С.ПИШКОВО ЧЕРНСКОГО Р-НА - ЦАРСКАЯ АВИАЦИЯ ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ - УКРАИНИЗАЦИЯ ЭСКАДРЫ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ - КУРАКОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - БРЕСТ-ЛИТОВСК И РУМЫНСКИЙ ФРОНТ - С КЕМ ТЫ?- ЛЁТЧИК СО СВОИМ САМОЛЁТОМ - ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ )
Самый крупный в начале 20-го века военно-воздушный флот России к 1914г оказался фикцией — тогдашние самолёты устаревали очень быстро, а новых не строили.
Верховный Главнокомандующий Николай Николаевич Романов (дядя императора) в 1914г требовал: «Приём в армию со стороны добровольцев- лётчиков обосновать лишь прибытием со своими собственными аппаратами, так как к представлению этим лицам казённых аппаратов, которых в большинстве отрядов недостаточно, не имеет никаких оснований».
К концу 1916г русская армия стала ещё более беззащитна в воздухе.
Даже гордость отечественной конструкторской мысли и авиастроения — четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» не мог поправить положение — аппаратов было всего 60 штук. Все они были сведены в соединение под названием «Эскадра воздушных кораблей», где к 1917г оставалось лишь четыре «Ильи Муромца» и обслуживали они два ближайших фронта: Юго-Западный и Румынский.Базировалось соединение в Виннице и поначалу вроде бы досталось в наследство Советской власти.
На Украине тем временем весной 1918г была провозглашена «Украинская держава» и судьба винницких «Муромцев» оказалась плачевной: «Вскоре большевиков в Виннице сменили украинцы. Выдержанное, сухое, ценное дерево аэростатов растаскивалось ими на топку печей, хоты каменного угля и дров имелось достаточно. При приходе немцев оставшиеся на аэродроме, хотя и в достаточно плачевном виде, «Муромцы были подожжены и сгорели.»
Эскадра Воздушных Кораблей была « украинизирована», переименована в «Ескадру Повiтрових кораблiв» и просуществовала (вернее одно её название) до осени 1918г, когда гетмана Скоропадского сменил Семён Петлюра.
Все эти знания необходимы для рассказа о судьбе одного из первых красных лётчиков Советской России Куракова Георгия Константиновича (1888- 1919гг)
Деревня Пишково была приплюснута почти к самому берегу извилистой с частыми омутами речки Розки- притоку р. Черни.
У крестьянина- бедняка Константина Куракова и его жены Татьяны семья в двенадцать душ.
Было иногда до того тяжело, хоть в петлю лезь. Трое детей умерли. Вскоре не стало и главы семейства. Для оставшихся детей был один путь — идти в батраки.
Старший сын Семён решил искать счастье в городе — уехал в Москву и там поступил на железную дорогу. Примеру брата последовал и Георгий. Долго он мыкался по большому городу. Трудолюбие и природная смекалка помогли Георгию овладеть специальностью слесаря. Эти знания понадобились, когда он в 1909г был призван в армию — его направили в Варшавскую крепостную (находилась в старинной крепости) воздухоплавательную роту.
По-видимому тогда и зародилась у него идея взлететь в небо.
Эх, научиться бы!!!
Из Варшавской роты Георгий переведён в Брест- Литовский (ныне Гродненская обл. Беларусь) крепостной батальон. Находился он в будущей легендарной Брестской крепости.
В 1912г окончил моторный класс при батальоне , в августе 1913г получил первое офицерское звание младшего унтер- офицера и зачислен в авиационный отряд при батарее.
В том же 1913г произведён в старшие унтер-офицеры на должность старшего моториста.
17.03.1914г уволен в запас армии, возможно бывал в родном Пишкове.
Однако дело двигалось к войне и через четыре месяца, 20.07. 1914г Кураков призван из запаса во 2-й Брест-Литовский воздухоплавательный батальон.
25 июля Россия приняла решение о вмешательстве в австро - сербский конфликт на стороне Сербии и привела русскую армию в боевую готовность.
28 июля началась Первая мировая война.
Кураков переведён в 1-й Брест-Литовский крепостной отряд, который вскоре переименован в 26-й корпусной авиационный отряд. В 1914г отряд находился на самом северном фланге Румынского фронта, в предместье г. Бакеу (ныне Румыния). Его задачей была разведка и воздушное наблюдение. По-видимому, воевал Кураков отважно (подтверждается как минимум два Георгиевских креста 4-й и 3-й степени,им полученных).
На фронте требовались новые лётчики и Георгий Кураков командирован в Гатчинскую военно- авиационную школу для обучения полётам.
Нижние чины, обучавшиеся на военного лётчика, в обязательном порядке изучали моторное дело — Кураков в 1916г закончил механический курс Салимсона.
Прибывавшие в школу становились на все виды довольствия : провиантное, приварочное (мясом, рыбой, солью, овощами и другими припасами, необходимыми для приготовления горячей пищи), чайное, табачное, мыльное и получали жалование. Добавочное содержание было положено награждённым знаком отличия Военного ордена и Георгиевским крестом 4-й степени.
26 апреля 1916г Георгий Кураков в составе 44х человек выдержал экзамен на звание лётчика и в мае 1916г вернулся в свой 26-й корпусной авиационный отряд 9-й армии.
Возможно, Кураков участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве — в конце мая 1916г 9-я армия прорвала фронт противника и нанесла тяжёлое поражение 7-й австро-венгерской армии, форсировала реку Прут и 5 июня взяла Черновцы, в конце июня овладела всей Буковиной и Южной Галицией. В это время в 9-й армии находилось 28 аэропланов.
В ноябре- декабре 1916г армия наступала в Карпатах, спасая румынские войска от окончательного разгрома немцами.
11.05.1917г Кураков произведён в прапорщики.
В стране в это время уже прошла февральская революция и армия переподчинялась временному правительству во главе с А.Керенским.
11 августа 1917г руководитель Куракова — командир 9-й армии генерал- лейтенант Г.В.Ступин был снят с должности и назначен в резерв при штабе Одесского округа, а 5 октября переведён в резерв Киевского военного округа. В армии сменились ещё несколько руководителей. В ноябре очередной командующий армии Д.Г.Щербачёв поддержал решение Украинской Центральной рады об объединении войск Юго-Западного и Румынского фронта в единый Украинский фронт ( в те времена УНР находилась в федеративной связи с Россией), и 23 ноября был назначен командующим войсками Украинского фронта Действующей армии Украинской народной республики. 26 ноября 1917г Щербачёву в Фольшанах удалось заключить перемирие между русско- румынскими и германо- австрийскими войсками и приступить к подавлению большевистского влияния в армии.
В ночь на 5-е декабря 1917г Щербачёв поручил войскам, верным Центральной раде, занять все штабы. Были захвачены склады и имущество армии. После этого, недавно созданный, армейский солдатский комитет 9-й армии привлёк на свою сторону часть офицеров штаба армии, которые организовали прорыв войск в расположение 8-й русской армии. При этом в штабе армии вспыхнуло ожесточённое противостояние: армейский комитет фактически отстранил от реальной власти командующего и отказался выполнять приказы генерала Щербачёва.
Где был и чем занимался в это время Кураков неизвестно. Одни его коллеги готовы были воевать за «белых», другие за «красных. Ему нужно было решать — с кем он: с одной стороны императорская армия, сделавшая его лётчиком, наградила орденами (по некоторым данным — он полный кавалер Георгиевских крестов и ордена Св.Станислава 3-й ст.), с другой стороны он понимал, что жизнь меняется и он — сын бедного крестьянина идеологически симпатизирует большевикам.
В его паспорте записано, что в начале 1919г он находился в распоряжении командира 26-го корпусного авиаотряда. Последним командиром авиаотряда являлся Калинин Константин Алексеевич. После Октябрьской революции 1917г Калинин отвёл свой отряд на Восток, на Украину. В декабре 1918г, с приходом С. Петлюры он был назначен Директорией (очередная верховная власть на Украине) командиром 1-го Волынского авиационного дивизиона армии УНР. Впоследствии получил звание сотника , а с января 1919г стал инспектором Киевского р-на.
Естественно, выходец из крестьян, сын вахмистра и будущий инженер- конструктор советских самолётов Константин Алексеевич так же симпатизировал большевикам и уже с приходом в Киев РККА вступил в её ряды и стал служить инспектором авиации РККА в Киеве.
А в январе 1919г у Петлюры есть самолёты (их предоставляли заграничные партнёры) но нет лётчиков. Возможно, Калинин и посоветовал начальству своего подчинённого Куракова.
Куракову вручают новый летательный аппарат.
А вот что было дальше - « Доношу, что 2 февраля 1919г я получил приказание от командира совершить полёт в город Фастов. Третьего (февраля) с мотористом в 9 часов утра принял готовый аппарат к перелёту (аэроплан типа «Альфа-5»). Работал до часу дня. Но ввиду плохого качества бензина мотор не заводился до трёх часов ()...я заметил нежелание мотористов выпускать аэроплан из Киева для того (как предполагал сам Кураков) что бы он не достался советским войскам. Тогда я отозвал моториста Ковальского и дал ему понять, что я лечу к большевикам, и как вдруг его лицо осветило улыбкой радости. После этого он обошёл кругом аэроплан, кое-где потрогал в гондоле, и с одного взмаха мотор загудел. Я махнул рукой, люди отпустили аппарат, и я помчался к другим братьям и единомышленникам. Душа была полна радости.»
Так Георгий Константинович Кураков и стал одним из первых военных лётчиков РККА, прилетевшем к большевикам на собственном новом самолёте «Ньюпор».
Весной 1919г Кураков переброшен на Северный фронт под Вологду. Американские и французские интервенты при помощи белогвардейцев двинулись по Северной Двине на Котлас, расчитывая соединиться с войсками Колчака. В.И.Ленин телеграфировал начальнику особого отдела ВЧКа, М.С.Кедрову: «Теперь Вы должны...связаться с Котласом, послать туда лётчиков немедленно и организовать защиту Котласа во что бы это не стало.»
Почувствовав силу советских лётчиков, действовавших совместно с другими родами войск, интервенты поняли , что к Котласу водным путём не прорваться. Тогда они усилили режим на железнодорожном направлении на Вологду.
Здесь противнику противостояла 18-я дивизия Иеронима Петровича Уборевича.
Начдив понимал, что большую услугу дивизии могла бы оказать авиация, но где ж её взять И как же он был счастлив, когда в дивизии появился один бомбардировщик. Управлял самолётом Кураков Георгий Константинович.
В апреле — ноябре 1919г 6-я армия под руководством генерала А.А.Самойло ( в которую входила и 18-я стрелковая дивизия) вела бои по освобождению железнодорожной линии Вологда- Архангельск.
26 июля 1919г не смотря на сильный ветер и плохое качество горючей смеси, Георгий Константинович направился на выполнение очередного боевого задания. Это был его последний полёт.
Местная пресса в те дни писала: «Торжественно похоронили красного героя вологодские товарищи. У многих щемило сердце от этой утраты. Но у всех было чувство готовности твёрдо стоять за то дело, за которое боролся погибший лётчик.»
Неизвестно, сохранилась ли в Вологде могила Георгия Константиновича Куракова, но вот в деревне Пишково Чернского р-на на 2010г уже никто не живёт.