Легенда отечественного кинематографа Олег Басилашвили, чье имя неразрывно связано с культовыми ролями в советском кино, высказал весьма категоричную позицию относительно выбора молодых коллег.
Поводом для этого стало решение актера Юры Борисова, одного из самых востребованных и талантливых артистов нового поколения, развивать свою карьеру в Голливуде.
В интервью, которое Басилашвили дал корреспондентам «Комсомольской правды», прозвучали не просто сомнения, а настоящая тревога за будущее тех, кто решает искать славу за океаном.
Мнение мэтра о голливудских амбициях
В своем развернутом высказывании Олег Валерианович не стал отрицать очевидный факт: Юра Борисов — актер исключительного дарования, чей успех на международной арене уже состоялся. Речь идет о картине «Анора», которая была высоко оценена как критиками, так и зрителями по всему миру. Однако сам факт стремления молодого артиста закрепить этот успех и продолжить работу в западной киноиндустрии вызвал у мэтра недоумение и даже некоторое возмущение.
Во имя чего?
Ключевой вопрос, который задает Басилашвили, звучит как риторический укор. «Попытка пробиться в Штаты… Я не очень понимаю, во имя чего? Во имя всемирной славы?» — рассуждает актер. Он допускает, что сыграть в качественном зарубежном проекте, безусловно, почетно. Но почему ту же самую задачу нельзя решить здесь, на родине? По его мнению, погоня за мировой славой не должна затмевать основную миссию артиста.
Басилашвили открыто говорит о том, что условия работы в российском кинематографе могут быть менее комфортными, а финансовое вознаграждение — более скромным. Но это, с его точки зрения, не является оправданием для того, чтобы, как он выразился, «оставить многомиллионный народ России». В этой фразе заключен весь пафос его позиции — идея служения искусством прежде всего своему зрителю, своей стране.
Ответственность перед зрителем
Глубинная причина критики кроется в фундаментальном понимании Басилашвили роли творца в обществе.
Будучи народным артистом Советского Союза, он является носителем определенной системы ценностей, где искусство, и в частности кинематограф, — это не просто развлечение или способ построения личной карьеры. Это инструмент, который несет в себе воспитательную и просветительскую функцию.
Миссия искусства
Актер прямо заявляет, что попытка «привить людям какие-то добрые чувства посредством твоего кинофильма – отнюдь не плохая идея, даже благородная». В его системе координат работа артиста осмысленна только тогда, когда она обращена к своему народу, говорит на его языке и отражает его чаяния. Уход же в Голливуд он воспринимает как отказ от этой высокой миссии в пользу сугубо личных, меркантильных амбиций.
При этом Басилашвили демонстрирует широту взглядов, оговариваясь: «Человек должен жить там, где ему уютно и нравится».
Он признает за каждым право на личный выбор и обустройство своей жизни. Однако это право, по его мнению, не отменяет чувства ответственности и долга перед теми, кто помог артисту взойти на творческий Олимп — перед отечественным зрителем. Это создает внутреннее противоречие в его речи: с одной стороны, либеральное «живи, где хочешь», с другой — патриархальное «помни о тех, кого ты оставляешь».
Важно понимать, что реакция Олега Басилашвили на голливудские амбиции Юры Борисова — не единичное высказывание, а часть его более общей и последовательной позиции по отношению к современной культуре. Мэтр часто делится своим мнением о новых тенденциях в кинематографе.
Например, незадолго до этого Басилашвили дал свою оценку новой экранизации бессмертного романа «Мастер и Маргарита». Его вердикт был лаконичным и емким: по его мнению, создатели фильма представили на суд зрителей не совсем то, что в свое время задумывал Михаил Булгаков. Эта ремарка позволяет увидеть в его словах о Борисове не просто реакцию на частный случай, а проявление целостного мировоззрения.
Олег Валерианович оценивает любое художественное явление через призму верности традиции, глубины смысла и служения высоким идеалам. Быстрый успех, международное признание и коммерческая целесообразность находятся для него на периферии настоящего искусства. Поэтому путь Юры Борисова, талантливого и смелого артиста, решившегося на покорение мирового кинематографа, закономерно вызывает у него столь сложную и неоднозначную реакцию.
Этот диалог поколений, а по сути — столкновение двух разных философий творчества, является ярким свидетельством того, насколько разнообразен и многоголос может быть российский кинематограф, в котором находятся место и для верности традициям, и для смелых голливудских амбиций.