Найти в Дзене

Вознесенская Давидова пустынь и ее святыни

В Давидовой пустыни, расположенной в поселке Новый Быт Чеховского района, сохранилось до нашего времени 6 церквей. Обители более 500 лет, поэтому они построены в разные эпохи и в разных архитектурных формах и стилях. Первые 3 церкви находятся в центре монастыря и плотно примыкают друг другу, так что может возникнуть впечатление, что это одно составленное из разнообразных частей здание. Другие 3 церкви расположены в линию вдоль северной стены монастыря. Самая старая и главная церковь обители - Вознесенский собор. Белый пятиглавый храм был сооружен в 1670-1680-е годы, хотя началось его строительство еще при Иване Грозном. Царь сам пожертвовал деньги на постройку каменного собора в Давидовой пустыни, но это здание много десятилетий стояло недостроенным. К Вознесенскому собору примыкают две поздние церкви XIX столетия. С северной стороны - Никольский храм начала XIX века, построенный в стиле классицизм, а с западной стороны- Знаменский храм в псевдорусском стиле. В Знаменской церкви наход
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В Давидовой пустыни, расположенной в поселке Новый Быт Чеховского района, сохранилось до нашего времени 6 церквей. Обители более 500 лет, поэтому они построены в разные эпохи и в разных архитектурных формах и стилях. Первые 3 церкви находятся в центре монастыря и плотно примыкают друг другу, так что может возникнуть впечатление, что это одно составленное из разнообразных частей здание. Другие 3 церкви расположены в линию вдоль северной стены монастыря.

Самая старая и главная церковь обители - Вознесенский собор. Белый пятиглавый храм был сооружен в 1670-1680-е годы, хотя началось его строительство еще при Иване Грозном. Царь сам пожертвовал деньги на постройку каменного собора в Давидовой пустыни, но это здание много десятилетий стояло недостроенным.

Вознесенский собор 1680-е годы
Вознесенский собор 1680-е годы

К Вознесенскому собору примыкают две поздние церкви XIX столетия. С северной стороны - Никольский храм начала XIX века, построенный в стиле классицизм, а с западной стороны- Знаменский храм в псевдорусском стиле. В Знаменской церкви находится рака, под которой под спудом покоятся мощи основателя обители - преподобного Давида Серпуховского. Изначально над его гробом была поставлена простая деревянная часовня. В 1740-е годы на месте этой часовни построили каменную колокольню. Под колокольней на средства Анастасии Васильевна Бобрищевой-Пушкиной была устроена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Но примерно сто лет спустя эту колокольню с храмом разобрали. Над гробом преподобного во второй половине XIX века был построен нынешний Знаменский храм.

В 1740-е годы с северной стороны монастыря были поставлены каменные святые ворота с надвратной церковью Успения Божией Матери. Успенская церковь, таким образом, вторая по возрасту после Вознесенского собора. Наконец, при последнем настоятеле Давидовой пустыни на рубеже XIX-XX веков рядом с Успенской церковью были возведены и освящены еще два храма: собор Всемилостивого Спаса и храм Всех Святых при трапезе.

Успенская церковь 1740-е годы
Успенская церковь 1740-е годы

Обитель была основана в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским. По преданию, св. Давид был знатного происхождения. По одной версии, в миру его звали Даниилом Васильевичем Мамыревым, и был он книгописцем великого московского князя Василия III. По другой версии, Давид до ухода из мира звался князем Даниилом Ивановичем Вяземским. Однако достоверных сведений о происхождении преподобного Давида не сохранилось.

Известно, что преподобный Давид принял монашеский постриг в Боровском монастыре, где стал учеником преподобного Пафнутия. В те годы и волость Хатунь на реке Лопасне, где возникла Давидова пустынь, и город Боровск относились к одному Серпуховско-Боровскому княжеству. Из Боровской обители с собой на новое место, по преданию, преподобный принес келейный образ Знамения Божией Матери.

Собор Всемилостивого Спаса (с большим куполом) построен к 1900 г.
Собор Всемилостивого Спаса (с большим куполом) построен к 1900 г.

Давид и два его спутника поставили деревянную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Божией Матери и Николая Чудотворца - так было положено начало новой обители. Давид Серпуховской был другом Иосифа Волоцкого - другого ученика Пафнутия Боровского. В 1515 году незадолго до кончины преподобный Иосиф посетил своего собрата Давида в его новой пустыни. Сам же Давид Серпуховской скончался в 1529 году. Всего через несколько десятилетий после кончины Давид стал почитаться как святой. В начале XVII столетия в церковных синодиках он уже упоминался как преподобный.

В 1619 году обитель была разорена литовцами и бандами украинского гетмана Сагайдачного. Пустынь была восстановлена, но до конца XVIII столетия считалась немноголюдной и небогатой. Ее то и дело приписывали к другим монастырям. В 1657 году по указу патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому монастырю. Через 10 лет после низложения Никона, пустынь стала вновь самостоятельной. В 1712 году пустынь была приписана к московскому Чудову монастырю. В 1721 году - к московскому Златоустовскому монастырю. Зависимое положение от других монастырей привело, наконец, обитель к упадку, однако монастырь уцелел при реформах Екатерины 1764 года.

-5

Восстановление монашеской жизни в Давидовой пустыни началось благодаря московскому митрополиту Платону (Левшину). Он велел устроить в обители "общежитие" по образцу Оптиной пустыни. Это дело было поручено известному опытному иноку иеромонаху Макарию (Брюшкову), который восстановил Николо-Пешноскую обитель в Дмитровском уезде. Всего преподобный Макарий восстановил монашескую жизнь в 8 монастырях, включая Давидову пустынь.

Преподобный Макарий отправил из Николо-Пешношского монастыря своего ученика иеромонаха Иосифа, иеромонаха Герасима и четырех послушников. В 1798 году Иосиф был назначен "строителем"- этим словом тогда называли настоятеля монастыря в сане иеромонаха. В начале XIX века в Давидовой пустыни было 7 монахов и 11 послушников, а через сто лет перед революцией уже 50 монахов и 50 послушников.

XIX век стал временем расцвета обители. В эти годы были построены, как уже говорилось, 4 из 6 монастырских храмов, колокольня, братские и настоятельские корпуса. Расцвела и духовная жизнь в обители: в монастыре трудился на кухне чтимый монах Алексий, который отличался смирением и прозорливостью. Он, например, предсказал окончание Крымской войны. Почитались в монастыре в то время также монах Алипий, также служивший на кухне, и юродивый Сергий.

-6

До революции в Знаменской церкви находились 3 главные святыни обители: рака над мощами преподобного Давида, старинный образ иконы Божией Матери "Знамение" и гроб киевского чудотворца Моисея Угрина. Икона Знамения Божией Матери, по преданию, была той самой келейной святыней, с которой в 1515 году прибыл в Хатунскую волость из Боровской обители преподобный Давид.

В особом помещении (пещерке под лестницей) в Знаменской церкви хранился пустой гроб преподобного Моисея Угрина. Мощи преподобного Моисея почивали в Киево-Печерской лавре, но для них однажды была устроена новая рака. Старый гроб, таким образом, оказался без употребления. По преданию, в 1788 году в Киеве как раз был московский митрополит Платон (Левшин). Он забрал из печерской обители две ставшие ненужными гробницы: Моисея Угрина и Николы Святоши. Первую митрополит Платон привез в Давидову пустынь, а вторую передал Николо-Пешношскому монастырю. Гроб Моисея Угрина был сделан из тонких липовых досок, обтянут тисненой клеенкой, на крышке был изображен Моисей Угрин в полный рост. Сверху была такая надпись с малоросским "акцентом":

В честь и хвалу преподобному отцу Моисею Угрину, себе же в полезное и душевное спасение сооружися сия рака року 1699 иануария 17 за старанием недостойного иеродиакона Моисея чтеца... будучи в бельцах был спеваком нач... втором при ясневельможном его милости пану именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову.

Эта реликвия после закрытия монастыря была утеряна, но в настоящее время в Давидовой пустыни продолжают почитать преподобного Моисея Угрина. В обители есть икона и частица мощей этого святого.

Изображение чудотворной иконы из часовни у Москворецкого моста. Источник: ГИМ
Изображение чудотворной иконы из часовни у Москворецкого моста. Источник: ГИМ

В Знаменской церкви до революции находилась и еще одна святыня: копия чудотворного образа Спаса Всемилостивого из московской часовни, что у Москворецкого моста. После секуляризационной реформы 1764 года Давида пустынь не была упразднена, как многие бедные российские обители, но стала заштатным монастырем, то есть существовала на собственное содержание. В некотором смысле закрытие монастырей при Екатерине II пошло Давидовой пустыни "на пользу". Была упразднена подмосковная Марчуговская пустынь, а ее храмы обращены в обычные приходские. Эта пустынь имела в Москве часовню у Москворецкого моста. В 1765 году эта часовня была передана от упраздненной Марчуговской обители к Давидовой пустыни. В московскую часовню поступали щедрые пожертвования от москвичей на содержание подмосковной обители.

Часовня "во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, что у Москворецкого моста" в XIX веке много раз перестраивалась и переделывалась. Располагалась она прямо в Китайгородской стене недалеко от современного парка Зарядье. Последняя ее переделка была в 1912 году. В 1920-е годы часовню закрыли, а при строительстве гостиницы "Россия" в 1960-е годы она была полностью снесена.

В московской часовне у Москворецкого моста, принадлежавшей Давидовой пустыни, с давних времен хранилась чтимая святыня - образ Всемилостивого Спаса, вероятно, середины XVII века. По иконе и саму часовню называли в народе "часовней Спасителя". Перед иконой неоднократно совершались исцеления. Например, в 1889 году исцелилась крестьянка Тульской губернии, страдавшая глазной болезнью. Примерно тогда же от слепоты исцелилась и другая крестьянка - дочь крестьянина Капцова. В 1891 году исцелилась душевнобольная купеческая дочь Мария Сапожникова из г. Шацка.

Давидова пустынь зимой
Давидова пустынь зимой

В 1892 году часовенную икону Спаса Всемилостивого из Москвы с крестным ходом впервые принесли в саму Давидову пустынь. Затем она вернулась на свое место в Москву, а в обители, как уже говорилось, была поставлена ее точная копия. В Москве существовали два обычая, связанные с чтимой иконой Всемилостивого Спаса. 14 августа из церкви святителя Николая Москворецкого совершался крестный ход в часовню Давидовой пустыни. А в Ильин день с иконой Спаса из часовни совершался крестный ход в село Сабурово (теперь в черте Москвы) в память об избавлении от холеры в 1848-1850 годы.

За пять веков своей истории Давидову пустынь возглавляло множество настоятелей. Стоит подробнее рассказать о нескольких из них.

Ираклий (Евреинов) был настоятелем монастыря 11 лет с 1777 по 1788 годы. Он был то ли еврей, то ли поляк по национальности, сын публичного нотариуса. Был пострижен в монашество в Киевском Межигорском монастыре, через несколько лет переведен в Москву. Он был келейником архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского). Во время Чумного бунта в 1771 года толпа, как известно, убила архиепископа, но келейнику Ираклию удалось спастись. После 11 лет проведенных в должности строителя Давидовой пустыни Ираклий был архимандритом в нескольких московских и подмосковных обителях, а скончался в Даниловом монастыре в 1815 году. Московский митрополит Платон (Левшин) ценил архимандрита Ираклия и говорил о нем так: "старец для меня нужный".

Паисий (Соколов) возглавлял Давидову пустынь с 1843 по 1854 годы. В миру его звали Петром Ильичом Соколовым. Он был тульским дворянином, сыном секретаря Тульского губернского правления. В 1822 году поступил в Московский университет, где обучался филологии и медицине. Однако университет он не закончил, а вместо этого поступил послушником в Краснослободский монастырь (ныне в Мордовии). В 1830-е годы был пострижен в монашество с именем Паисий, служил в Пензенской епархии. В 1837 году переведен в Московскую епархию. Он был казначеем в Лужецком Можайском и Иосифо-Волоцком монастырях, некоторое время возглавлял Покровский монастырь в Москве. Там он и скончался в 1866 году.

Паисий считался человеком высокой духовной жизни. Известна его переписка с игуменьей Бородинской женской обители Марией (Тучковой). Были опубликованы его автобиографические записки под заглавием "Жизнь". При поступлении в Давидову пустынь настоятелем он писал:

Слава Богу! Здесь ничего дурного не встретил. Братство все, кажется, доброе, скромное и мною, как видно, не тяготится. Место очень хорошо, строением смиренное, похоже несколько на высокую гору.

Паисий в свободное время от церковных служб клеил рамки, занимался столярными работами, шил белье и полушубки, которые раздавал бедным. К слову, он сам себе изготовил деревянный гроб за несколько месяцев до кончины. Всю жизнь он помогал бедным, никогда не запирал свою келью, и каждый мог беспрепятственно к нему прийти в любое время.

В 1844-1845 годы при настоятеле Паисии (Соколове) в Давидовой пустыни была построена нынешняя монастырская колокольня. О. Паисий писал:

Колокольню кончил к 1 августу. В отделке вышла очень хороша... Теперь забочусь о колоколе. Цель моя - поехать недельки на две в Москву, есть в виду надежда на знакомых, обещают пособить. Хоть сотенки в три колокольчик по зиме надо привезти.

Действительно в 1848 году был отлит колокол в 200 пудов. Также были сооружены часы с боем. Позднее в 1892 году был отлит новый колокол в 700 пудов. Увы, эти колокола до нашего времени не сохранились.

-10

Иоанникий настоятельствовал в Давидовой пустыни в 1884-1893 годы. Был простого происхождения, из крестьян Нижегородской губернии. В юности много скитался по святым местам, наконец в 1854 году поступил в Давидову пустынь как послушник. Нес послушания по рыбной ловле, рубке леса, уборке хлеба. От тяжелой работы у него образовались опухоли в ногах и ревматизм, от которых страдал всю жизнь. В 1862-1884 годы жил в Белопесоцком монастыре, где со временем стал игуменом. Затем вновь вернулся в Давидову пустынь, но уже в должности настоятеля. Последние годы жизни был настоятелем известной Задонской обители.

Он отличался простотою, нестяжательностью и благотворительностью... В личной, частной, келейной жизни всему предпочитал молитвенное уединение. В сорок монастырей и церквей внес вечные вклады на поминовение себя и своего рода.

Валентин (Егоров) был последним настоятелем Давидовой пустыни до революции. Назначен он был начальником в этот монастырь в 1893 году. Происходил из тверских мещан. При нем монастырь во внешнем виде был приведен в блестящее состояние. Четыре храма обители были обновлены, и, кроме того, были построены еще два новых каменных храма. У монастыря было тогда большое хозяйство: конюшни, сараи, скотный двор, кузница, водопровод и баня с асфальтовым полом и подземным ходом!

В период настоятельства о. Валентина в Давидову пустынь на службы из Мелихова неоднократно приезжал отец А. П. Чехова Павел Егорович. В 1897 году он же приезжал на ярмарку в престольный день Вознесения Господня.

В апреле 1916 года о. Валентин ездил по делам в Гуслицкий монастырь (современный г. Куровское). По возвращении в Давидову пустынь у настоятеля неожиданно случился приступ, и он скоропостижно скончался. Таким образом, он не дожил всего года до революционных событий. После 1917 года монастырь еще несколько лет существовал в форме сельскохозяйственной артели. В 1920 году в одной советской газете писали:

Монахи Давидовой пустыни, объединившись в артель, дружно обрабатывают землю, вызывая своей работоспособностью зависть окрестных жителей. Излишки артель отдает государству.
Вознесенский собор в 1950-е годы. М. Каверзнев. Источник: музей архитектуры им. Щусева.
Вознесенский собор в 1950-е годы. М. Каверзнев. Источник: музей архитектуры им. Щусева.

В 1922 году Серпуховский Уздравотдел открыл в монастыре санаторий "Пролетарий" для рабочих текстильных предприятий Серпухова. При этом службы в двух монастырских храмах продолжались. В трех других храмах, поставленных вдоль северной стороны монастыря, и корпусах настоятельских покоев, помимо санатория разместились столовая, клуб, ячейка ВКП(б) и пионерская ячейка. Вот как описывали санаторий в газете " Московская правда" в 1925 году:

Кое-где бродит еще немногочисленная оставшаяся монашеская братия. Как-то неловко чувствуешь себя в этакой "священной" обстановке... храмы никем не посещаются, кроме оставшихся доживать свой век 24 монахов. Служба проходит за стеной. Звон, пенье - все это мешает отдыху.

Такое соседство монастыря и богослужения, с одной стороны, и санатория и советских учреждений, с другой, продолжалось до 1929 года. Тогда монахи были окончательно выселены, все храмы закрыты. Через год в монастыре был открыт техникум молочного животноводства, который и существовал здесь до начала 1990-х годов.