Найти в Дзене
Казна ГК

Кассовый разрыв: почему деньги приходят только в конце тендера

Оглавление

Сроки оплаты — красивые на бумаге, жесткие в реальности

Закон 44-ФЗ четко регламентирует сроки оплаты. На первый взгляд они выглядят разумно:

  • 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (основное правило с 2022 года);
  • 10 рабочих дней, если документы оформляются без ЕИС;
  • 10 рабочих дней при казначейском сопровождении расчетов;
  • 20 рабочих дней для контрактов, содержащих гостайну;
  • 30 дней для закупок в целях обороноспособности и безопасности.

Проблема в том, что отсчет начинается только после подписания заказчиком документа о приемке. А документ о приемке подписывается только после полного выполнения всех обязательств по контракту.

Получается замкнутый круг. Если вы строите школу в течение 18 месяцев, то все это время финансируете стройку за свой счет. Покупаете материалы в январе, платите зарплаты строителям каждый месяц, а первые деньги получите только в июне следующего года — через 7 дней после того, как заказчик подпишет акт приемки завершенного объекта.

Для сравнения — частные застройщики обычно платят по этапам готовности: 30% при заключении договора, 40% при готовности фундамента, 30% при сдаче объекта. В госзаказе такая схема практически невозможна.

История изменения сроков оплаты

Интересно проследить, как менялись сроки оплаты. До 2022 года они составляли 30 дней. Затем их сократили до 15 дней, а потом до 7 дней. Это было сделано для поддержки бизнеса, но проблему не решило — все равно оплата происходит только в конце.

Более того, существуют переходные периоды. Для заказчиков, не являющихся федеральными органами власти и федеральными учреждениями, сроки оплаты 7 дней действуют только с июля 2022 года. А для контрактов, по которым извещения размещались с мая по июнь 2022 года, действуют сроки 15 дней.

Авансы — право, которым не пользуются

Закон 44-ФЗ не ограничивает размер аванса. Теоретически можно установить аванс хоть 100% от цены контракта. На практике все по-другому.

Получатели средств федерального бюджета руководствуются постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496, которое жестко ограничивает размеры авансов. Обычно это 10-30% от цены контракта, и то не для всех видов закупок.

Есть особенности для разных типов контрактов:

  • При поэтапном исполнении аванс устанавливается для каждого этапа отдельно;
  • Для контрактов на проектирование и строительство можно установить нулевой аванс для этапов проектирования;
  • При антидемпинговых мерах выплата аванса запрещена полностью.

Антидемпинговые меры — это отдельная проблема. Они применяются к участникам, которые предложили цену на 25% или более ниже начальной максимальной цены контракта. Получается парадокс: чтобы выиграть торги, нужно предложить низкую цену, но тогда вы автоматически лишаетесь права на аванс.

«Твердая» цена — никаких поблажек на инфляцию

Часть 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ устанавливает принцип «твердой» цены. Это означает, что цена контракта фиксируется на весь срок исполнения и не подлежит изменению, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Случаи изменения цены перечислены в статье 95 Закона 44-ФЗ, и их немного:

  • Изменение курса валют для контрактов с валютным компонентом;
  • Изменение размера НДС или налогового законодательства;
  • Исключение из контракта отдельных работ;
  • Включение в контракт дополнительных работ в пределах 10% (в исключительных случаях 30%);
  • Снижение цены по инициативе подрядчика.

Никакой индексации на рост цен на материалы, энергоресурсы, транспорт. За три года исполнения крупного контракта цены на металл могут вырасти на 50%, бензин подорожает на 30%, зарплаты строителей увеличатся на 40%. А цена контракта остается прежней.

Календарное планирование бюджетных расходов — скрытая проблема

Одна из малоизвестных, но критически важных проблем связана с календарным планированием бюджетных расходов. Получатели средств федерального бюджета обязаны соблюдать особые правила для контрактов, исполнение которых завершается в декабре.

Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 устанавливает жесткие правила:

Если работы завершаются с 1 по 20 декабря:

  • Оплата может быть произведена в текущем году до 31 декабря;
  • Либо перенесена на следующий год в пределах новых лимитов.

Если работы завершаются с 21 по 31 декабря:

  • Оплата обязательно переносится на следующий год;
  • Заказчик должен заложить средства в бюджет следующего года.

Это создает дополнительный кассовый разрыв для подрядчиков. Если вы сдаете объект 25 декабря, оплату получите не раньше февраля следующего года — после утверждения бюджета и доведения лимитов до заказчика.

Масштабы проблемы в цифрах

Объем госзакупок в России составляет более 25 триллионов рублей ежегодно. По 44-ФЗ размещается заказов примерно на 8-10 триллионов рублей, по 223-ФЗ — на 15-20 триллионов рублей.

Представьте типичные сроки кассового разрыва:

  • Строительство: 6-18 месяцев до первой оплаты;
  • IT-проекты: 3-12 месяцев;
  • Поставка оборудования: 2-6 месяцев;
  • Консультационные услуги: 1-6 месяцев.

При контракте на 100 миллионов рублей со сроком исполнения 12 месяцев подрядчик должен:

  • Авансировать материалы и работы на полную сумму;
  • Нести расходы на персонал весь период;
  • Обеспечивать гарантийные обязательства;
  • Платить налоги с еще не полученной выручки.

Система госзакупок создает кассовые разрывы не по злому умыслу, а из-за фундаментальных принципов бюджетного планирования и контроля за государственными средствами.