Триптих "Воз сена" голландского художника Иеронима Босха, одного из самых таинственных живописцев западного искусства, можно охарактеризовать как "визуальную проповедь". Используя картины, художник страстно осуждал смертные грехи, предостерегал зрителей от адских мук и цитировал библейские притчи и высказывания.
Центральной темой триптиха являются алчность и сластолюбие — главные пороки, по мнению Босха и его благочестивых современников. Художник объяснял падение человека происками дьявола: слабые духом люди не могут устоять перед его искушениями.
Внешние створки триптиха "Воз сена" изображают типичную картину, часто встречаемую в Нидерландах того времени. Европа была наполнена странствующими людьми, живущими подаянием и молящимися за тех, кто помогал им. Некоторые из них давали обет посетить святые места, другие же просто бродяжничали без определенного дома.
Мужчина, изображенный на внешней панели, не похож на обычного нищего — его лицо благообразно, взгляд мудр и проницателен. Предполагается, что это автопортрет самого художника. По мнению Босха, жизнь — это долгий путь, полный опасных искушений и греховных соблазнов, и только истинно верующий человек способен благополучно завершить этот путь.
Символы на картине ясны: разбойники на заднем плане олицетворяют алчность, крестьяне, танцующие под волынку (которая символизирует похоть), представляют собой страсть и безделье. Путник, изображенный художником, не замечает ни воров, ни танцующих, но и не обращает внимания на Бога.
Изгнание из рая
Внутренние створки триптиха "Воз сена" изображают сцены под названием "Изгнание из рая", "Воз сена" и "Ад". Босх, следуя традициям средневековой живописи, объединяет на левой створке три временных плана, показывая ключевые моменты из жизни первых людей.
Художник изображает, как Бог создал Еву из ребра спящего Адама, как змеиный искуситель соблазнил её попробовать плод с древа познания, и как ангел выгнал Адама и Еву из Эдема. Змея-искуситель представлена с лицом Евы, что соответствует средневековой традиции, известной с XII века: ещё богослов Петр Коместор писал, что змей принял облик первой женщины, чтобы завоевать её доверие.
На верхней части створки изображена сцена восстания ангелов против Бога из-за гордыни, после чего архангел Михаил низверг их в виде мерзких насекомых. Во время последней битвы ангелы похожи на самих себя, но по мере падения приобретают черты необычных жуков.
Реальный мир
Центральная часть триптиха представляет собой аллегорию реального мира, иллюстрируя взгляд художника на современный ему порядок вещей. Расположение этой панели между сценами рая и ада символично, так как именно от поступков человека зависит, попадет ли он в рай или в ад.
Пороки и преступления
Название "Воз сена" связано с известной нидерландской поговоркой: "Мир подобен возу сена, где каждый стремится ухватить кусок побольше, не думая о других". Картина иллюстрирует этот принцип: люди, движимые жадностью, бросаются на груду благ, предложенных Богом, и участвуют в драке, стремясь заполучить больше, чем положено. На полотне изображены всевозможные преступления: один человек попал под колеса, другой ранен ножом, а победитель пытается нанести смертельный удар.
По мнению художника, алчность является основным пороком, влияющим на все слои общества, независимо от богатства и социального положения. На картине представлены крестьяне, ремесленники, солдаты, монахи, вовлеченные в общую борьбу. Только император, аристократы и папа римский, идущие сзади, не участвуют в драке, так как они уже владеют богатством и властью.
Присутствие папы римского рядом с представителями светской власти подчеркивает мнение художника о том, что церковь больше озабочена мирскими делами, чем духовными. Этот негативный образ клира особенно интересен, учитывая, что триптих был создан в 1515 году, всего за два года до начала Реформации.
На стоге сена Босх изобразил влюбленную пару, увлеченную чувственными удовольствиями и не думающую о земных проблемах. Любовь в то время называли "музыкой плоти", и лютня в руках мужчины, сидящего рядом с женщиной, символизирует их выбор страсти, а не благочестия.
Иконография напоминает городские шествия, проходившие в нидерландских городах XV–XVI веков. Например, в августе 1563 года в Антверпене прошла процессия, представлявшая аллегорический спектакль, в котором повозка, тянущая за собой людей разных сословий, символизировала искушение богатством, представленное в виде сена.
Ад и мучения грешников
Процессия на картине соединяет "земную" часть с правой створкой триптиха, где начинается ад. Это подчеркивает мысль художника о том, что наказание неотвратимо и ближе, чем кажется. На правой створке изображен ад, где в отблесках багрового пламени ведьмы восседают на высоких башнях, а черти заняты мучением грешников.
Пространство заполнено апокалиптическими пожарами и развалинами архитектурных сооружений, напоминающими Вавилон — символ греховного города, противопоставляемого "Граду небесному Иерусалиму". Таким образом, художник подчеркивает, что наказание неизбежно и ближе, чем кажется.