Сентябрь вышел странным в плане онлайн-жизни, её было мало, в основном была офлайн-жизнь, причем в таком количестве, что мои коты меня почти перестали узнавать, так как дома я практически отсутствовала, только переночевать забегала. И то не всегда. Событий и поездок было много. Всё было очень интересно, к тому же случились новые знакомства, родились интересные идеи и, конечно, было много новых книг. Но об этом будет очередной околокнижный дайджест. Наверно. А пока о книгах, о которых я так и не рассказала в связи с жуткой нехваткой времени в последние полгода. И пока тоже в форме дайджеста, но книжного.
Художественная литература. Разножанровое
"Джастисмен" То Сону
Один из лучших прочитанных триллеров этого года, но корейцы этот жанр писать умеют. Здесь череда убийств, в которых снайпер оставляет один и тот же след-почерк. Это явно профи, но полиция вычислить его не может. Тем временем в интернете появляется некий Джастисмен, который ведет независимое расследование и раскладывает всё так, что постепенно вырисовывает картину преступлений. И у него появляется всё больше подписчиков. Его паства...
Очень много тем, разная проблематика. Каждая глава с новым убийством и новым постом Джастисмена посвящена чему-нибудь вечно актуальному: коррупции власти, использованию служебного положения, журналисткой этике и правде, поиску справедливости, возмездии, интернет-манипуляциям и многому другому. И всё это не просто упомянуто, а четко обозначено, причем никакой мешанины не случилось. А вот отвечать на поставленные вопросы читателю придется самому. Нет, конечно, не о разгадке речь и не о настоящих мотивах убийцы, это в концовке автор покажет. Речь о поставленных социальных и этических вопросах, главный из которых - ведомость толпы. Как ловко Джастисмен жонглирует своей публикой! Как играючи меняет её мнение, причем кардинальным образом! На самом деле здесь то, что можно встретить практически в любом интернет-сообществе. Отлично срисовано, один в один.
"Дом с внутренним двором" Ким Чжинён
Тоже корейский триллер, но уже из серии "Лучшие дорамы". Не знаю, новеллизация ли это, но читается как хороший роман.
Две женщины, жизнь которых складывается кардинально противоположно. Обе из не богатых семей, но одной удалось получить образование и удачно выйти замуж, а вот второй не повезло, она осталась на дне. Но случается так, что судьба их сводит, и всё переворачивается.
А началось всё с запаха гнили, который якобы мерещился первой. А потом страшная находка в клумбе, о которой муж заставил её забыть. Но появляется вторая. Они начинают свои расследования, при этом каждая преследует свою цель.
Выясняется, что счастливый брак - это иллюзия. Но самое страшное, когда добившись правды от мужа, женщина не принимает её и будто реально сходит с ума, пытаясь отгородится от страшной действительности. От истины. И тем окончательно рушит всё. Но и тут всё непросто. Её поведению есть объяснение. И вина её не только на ней.
"Плохие дети" Цзы Цзиньчэнь
Ещё один триллер, но уже китайский. Преступники - дети. И это не спойлер, всё понятно в самом начале. Вспомнился "Единственный ребенок" Со Миэ, но в отличие от её книги, китайский писатель подошёл к проблеме намного серьёзнее и глубже. Его "плохие дети" становятся таковыми вовсе не из-за проблем с психикой, а из-за несправедливости, с которой сталкиваются, и жестокого, изначально предвзятого отношения окружающих. Ты ребенок преступника? Значит и сам такой, ведь яблоко от яблони не далеко падает. Ты бедный, физически слабый и живешь с матерью-разведенкой? Значит тебя можно гнобить, значит ты не полноценный, раз родному отцу не нужен. И пусть ты отличник, всё равно верить будут не тебе, а деткам из хороших семей.
Цзы Цзиньчэнь в своем романе выстроил наглядную цепочку превращения. И, если честно, то симпатия тут не на стороне пострадавших взрослых. Но всё же очень страшный "зверь" получился. И он ещё растет.
"220 метров" Евгения Овчинникова
Что ж, это было очень даже хорошо. И вполне оригинально, так как я ещё не встречала такого подхода, где труп обнаруживается в ходе продажи квартиры, а героем, помогающем следствию, становится агент по недвижимости. А вот его реалии и будни мне вполне знакомы, так как один из моих самых близких друзей работает риэлтером и юристом по недвижимости, он и меня периодически привлекает к показам квартир в качестве подработки. И историй от него про расселение коммуналок, правда в Москве, я слышала много и все они были весьма нетривиальными.
В целом понравилось. Но было одно "но": сложилось стойкое ощущение, что это преступление было задумано как повод рассказать историю Лены.
Рецензию уже выкладывала на ЛайвЛиб, но в адской спешке, поэтому сюда не принесла ещё, ей требуются правки.
"Берлинская жара" Дмитрий Поляков-Катин
Первое произведение цикла шпионских романов "Цепная реакция". Вторая мировая, Германия стоит на пороге открытия водородной бомбы. Советским разведчикам предстоит нелегкая задача, проникнуть за завесы тайн строго засекреченного и особо охраняемого проекта Третьего Рейха, рискуя своими жизнями.
Перед тем, как взяться за эту книгу, автор провел целое исследование на тему уранового проекта немцев, изучив документы и свидетельства. Роман получился не только захватывающим, но и достоверным. Помимо всего того, что мы любим в таких романах как "Семнадцать мгновений весны", Поляков-Катин привнес и новое - иной тип "Штирлица", работа нелегальной разведки, страшное оружие, которое вот-вот ляжет на весы войны и от того, кто первый его туда положит, зависит буквально всё, тяжелый выбор героев, борьба разведок нескольких стран, но далеко не всегда бескомпромиссная...
Роман очень понравился, хотя я не любитель произведений о шпионаже, но здесь здорово придумано, реализовано, правдоподобно изложено и всё это на фоне интересного исторического контекста. Это о другой войне, скрытой, которую вели физики и конструкторы высочайшего уровня.
"Как путешествовать с коровой" Тоён Кимм
Ууу, это нечто. Нечто странное, что может показаться бредовым и бессмысленным. Человек и корова. Человек путешествует с коровой. Как так получилось, что он ехал её продавать, а в итоге оказался с ней в самых разных местах: на похоронах друга, в монастыре, на берегу моря... В корове. Наедине с бывшей возлюбленной и в то же время с мычащей в фургоне коровой. Да так громко и возмущенно мычащей, что в пору заподозрить с её стороны ревность. И постоянные внутренние монологи героя и его диалоги с этой хитрой скотиной. Поток сознания? Попытка переложить ответственность за своё бегство от тягостной сельской жизни на несчастное животное?
Да. Но есть ещё кое-что, если покрутить и, например, вспомнить, что корова в Корее была пахотном животным. Это кормилица семьи, но не в прямом смысле как мясо и молоко, а тем, что была незаменимым помощником в полях. И всё же всё меняется, и герой пытается расстаться с прошлым, чьим символом является пресловутая корова. Но тащит и тащит её с собой дальше.
Интересны и заключительные сцены, но я ещё для себя не догнала их смыслы. А может и не догоню.
"Кёгэн. Японский средневековый фарс"
Сборник кёгенов, который я искала после того, как посетила в первый раз представление театра "Дель Кёген".
Читаются они, конечно, не так смешно, как смотрятся. Ну и некоторые старинные шуточки японских крестьян кажутся совсем уж детскими, а то и вовсе глупыми. Но зато это такая крутая проекция того, как и чем жили люди прошлых веков! Какие проблемы у них были, что для них было важным, что они высмеивали, не с силах изменить... Да, собственно, всё то же. Супружеские и соседские отношения, городские и деревенские жители как два разных класса, кстати, стереотип о простофилях из деревни до сих пор жив, хотя уже тогда, в кёгенах, показывали, как вот такая вот "деревня" могла обвести вокруг пальца чересчур хитро... ммм... хитроумного горожанина. Ну и конечно сильные мира сего: коррупция, жадность, поборы... Эх, времена меняются, но не люди.
"Книга Гусыни" Июнь Ли
История двух подруг, Аньес и Фабьены, и одной литературной мистификации. Тяжелые послевоенные годы, жестокая жизнь английской глубинки, где фантазией Фабьены родилась странная книга, так поразившая лондонских издателей, а затем и весь читающий мир. Сборник рассказов про мертвых детей, почти изменивший жизнь двух подруг, но не в ту сторону, куда хотелось бы. Поэтому почти. Потому что для той, которая попала в большой мир и которой так настоятельно навязывали абсолютно чуждую ей роль, оказалось важнее всего, даже славы и блестящей жизни, остаться самой собой.
Книга не из тех, которые посоветуешь. В ней практически нет сюжета. Но она отлично показывает людей, их манипуляции, их стремления. И такие разные судьбы Аньес и Фабианы. Вторая была сильной и циничной, уже в своем юном возрасте видящая несправедливое устройство мира, но умеющая фантазировать и создавать свою вселенную. Вторая - ведомая, не самая умная, не хватавшая звезд с небес, но именно она воплотила в жизнь казавшиеся лишь мечтами планы юности. Настоящей мечтательницей оказалась именно она. И именно она нашла в себе силы перевернуть свою жизнь.
Тут ещё будет более развернутый отзыв, потому что в нескольких словах о книге не рассказать.
"Леопольдштадт" Том Стоппард
Самая настоящая семейная сага, которую драматург Том Стоппард умудрился уместить в форму пьесы. На 137 страницах уменьшенного книжного формата судьбы трёх поколений, две кровопролитные войны, в которых человечество достигло огромного прогресса в уничтожении себе подобных, образование и крушение государств, драмы целой нации и отдельных её представителей.
О геноциде евреев написано много книг, но эта пробирает тем, что всё показано глазами тех людей, которые подверглись всем ужасам гонений, войн и концлагерей. Их глазами читатель видит как всё вершилось, как нарастало, как использовались укоренившиеся в людях расовые предрассудки, как расцветала идея нацизма, как грабили людей, оправдывая это той самой идеей о чистоте нации и наказании недостойных, как весь их мир перевернулся и погиб. А с этим испытываешь вместе с ними надежду и тревогу, крушение этой надежды, страх, безнадежность. Ломались, но и боролись.
Это из "Книга из "Гипериона"" после публикации обзора там, расскажу подробнее об этой пьесе и здесь.
Фэнтези
"Канашибари. Пока не погаснет последний фонарь. Том 2" Вероника Шэн, Ангелина Шэн
Ну что тут сказать... Планку молодые писательницы не уронили, по тексту стало даже более гладко, больше внимания развитию персонажей, но и больше воды. Кайданы несколько растеряли свой многобещающий потенциал, так как начали теряться в других линиях. Романтика появилась, но пока её немного, она не мешает. Непонятно зачем надо было подробнейшим образом прописывать отдельно флэшбеки второстепенных персонажей, местами их больше, чем основной героини. Интересный ход с нежданным помощником Хинаты, который отсылает к эпизоду с иглой из кажущегося сейчас далеким совсем недалекого прошлого. Тут хороший эффект - увязли. Странная иллюзорность этого не то потустороннего места, не то пространства игр разума стала реальностью и обыденностью. Ну и то, что лично я ждала, всё же в конце второго тома случилось.
Вроде всё хорошо, но впечатления уже не такие, как от начала истории. Очарование мистическое несколько развеялось.
"Белая рыба. Сказания о Бай и Ю. Безымянный" Гу Шу
Постепенно двигаюсь к завершению чтения этого цикла, в котором автор в доступной для подростков форме рассказала длинную сказку в традиционном стиле старинных легенд, вплетя в свой сюжет многие отсылки из них и реальной истории.
Чем дальше, тем сложнее выбор героев, и порывистый Бай всё чаще действует от сердца, игнорируя голос разума. За разум отвечает Ю, но всегда ли он может прийти вовремя, чтобы помочь, вытащить, подсказать хотя бы? Увы. И уже начинает вырисовываться картина того, что же случилось, как Бай и Ю оказались в том положении, в котором мы их встречаем в прологах каждой истории, и почему приходится собирать память и личность Бая по кусочкам. Раскрываются и некоторые тайны, а также личности Учителя и загадочного жуткого Шамана.
И минус. И всё же минус. Качество перевода вернулось к первой части, я на него сильно ругалась. Причем, будто кусками текст написан. Где-то всё хорошо, а где-то странные конструкции и ляпы. Частями что ли вычитывали?
"Истлевшие руины" Эмре Гюль
Моя личная боль. Увидев анонс, очень захотелось приобрести и прочитать, потому что:
1. позиционировалось как темное фэнтези,
2. турецкий автор, поэтому была надежда на восточный колорит и отсылки к истории страны, а также турецким сказкам и легендам,
3. янг эдалт, но аннотация намекала на всякие изюминки сюжета, поэтому ожидала чего-то отличного от типичных романчиков для девочек,
4. автор - мужчина, была надежда, что обойдется без розовых соплей и любовных любовей.
Вы уже поняли, что ничего не оправдалось? Так и есть. И я уже накатала в тетрадке черновик с разгромным обзором, который позже принесу. Пока же коротко и ясно - это наша Арден и забугорная Маас, но в кубе. Правда плюсики всё же были. Но они были радостно похоронены автором в погоне за всеми штампами девачкового ромфанта.
"Похоронное бюро "Хэйзел и Смит"" Мария Руднева
"Прекрасные" времена викторианской эпохи в Англии: промышленная революция, повсеместное увлечение мистикой, массовые эпидемии, косящие народ, как траву, и новая мода - мода на траур. На этой почве Мария Руднева написала весьма интересное городское фэнтези, выведя в главные герои своего романа молодых предприимчивых владельцев похоронного бюро.
Руднева создала очень харизматичных героев-медиумов, Валентайна Смита и Дориана Хэйзела, абсолютно противоположных, как внешне, так и по характеру. И написала увлекательное и динамичное фэнтези, включив в него детективные, мистические и приключенческие составляющие.
В целом очень хорошо, несмотря на то, что тема казалась этаким тонким льдом, но всё так удачно сплетено с историческими реалиями, что можно только поаплодировать автору. Именно это умелое использование основы из исторических фактов мне понравилась больше всего. Руднева не от балды писала, а действительно изучила эти стороны викторианской эпохи.
"Похоронное бюро "Хэйзел и Смит". Египетский переполох" Мария Руднева
А это продолжение, где автор сыграла на уже другой моде викторианской эпохи - египетской лихорадке. Тоже получилось лихо и хорошо, тоже с умело использованной исторической основой. И тут даже более закручено, так как в этом романе было больше фэнтезийного - в ход пошла магия, египетские артефакты, а человеческая алчность и жажда власти стала одной из главных тем книги. И, кажется, будет как минимум ещё одна книга, так как тайна Дориана пока не раскрыта. Даны только намеки.
Комиксы и манга
"Игра Ф" Keyleen
Два тома детективного комикса "Игра Ф" Keyleen я проглотила быстро. И мне история понравилась. Это захватывающая головоломка с элементом сверхъестественного. Причем, если разбирать по винтикам, то вроде достаточно шаблонные ходы, всё это когда-то было использовано в детективных романах, но в целом-то у Keyleen получилась достаточно оригинальная история.
Например главная героиня Оксана пережила автокатастрофу, в которой частично лишилась памяти, мозг просто стёр травмирующие эпизоды, но, как это часто бывает, заменил реальные воспоминания ложными. Оксана чувствует вину за то, что в аварии погиб её молодой человек, фотограф Ники. Но всё ли так, как Оксана помнит? Но это ещё не всё. Оксане, как чудом выжившей, "в подарок" достался сверхъестественный дар - она начала видеть фантомы, этакие милые существа, которые есть у каждого человека и которые, в отличие от людей, всегда говорят правду.
Есть и немного романтики, но именно немного.
Есть маньяк. Питерский, что уже само по себе намекает на атмосферу комикса. Ещё хочется отметить своеобразную рисовку, которая лично мне понравилась.
Но я ещё расскажу подробнее.
"Beastars. Выдающиеся звери. Том 1" Пару Итагаки
Это про фурри. Не про фейри, типа эльфы, а про антропоморфных зверей. Утопия такая милая о закрытой школе, в которой учатся хищники и травоядные. Мир тут такой со своими законами, где кушать одними других строжайше запрещено. Не едят тут мяса. Но символические качества зверей в главных героях сохраняются. Главная звезда студенческого театра олень Луи красив, горд и благороден, но есть в нём и высокомерие, как представителя касты высших, лучших. Крольчиха Хару имеет репутацию "дамы легкого поведения", ну... кролики, ну... вы поняли, при этом она открытая, добрая и занимается школьным садом и огородом. И только волк Легоши будто стесняется своей сущности, того, что он здоровый и страшный волк. Но, когда происходит убийство его друга, все думают на него. Его сторонятся, его бояться. Тень падает на всех хищников.
Достаточно интересная манга. Тут выстраиваются свои отношения, своя иерархия, даже политика школьной жизни, где у самых амбициозных есть высокая цель, где у каждого персонажа имеются скрытые мотивы, а также мечты и желания. Кто-то играет, кто-то стремиться прыгнуть выше головы, а кто-то, наоборот, хотел бы остаться в тени. Но периодически всё то, что прячут, вырывается наружу. В продолжении всем явно будет не просто. История взросления и становления в обертке детектива, где героями сделали не людей, а антропоморфов. Так ещё интереснее, ведь считается, что у животных, даже разумных, инстинкты сильнее, поэтому им ещё сложнее справляться со своими проблемами. Но особенно с самими собой.
Нон-фикшн
"Странный порядок вещей. Жизнь, чувства и рождение культур" Антонио Дамасио
Очень качественный нон-фикш. Это целый мир эмоций и чувств человека и его исследование, на которое автор, современный португальский нейробиолог Антонио Дамасио, потратил много-много лет.
Почему странный? Потому что в этом исследовании автор показывает, что многие наши старые представления о формировании сознания, а за ним и человеческой культуры, не верны. Главенствующая роль интеллекта и восприятие мозга, как компьютера, - это не совсем верно. Чувства играют огромную роль, и для гомеостаза важно всё: все факторы и все органы, все способности такой сложнейшей и удивительной биологической системы как человеческий организм. Здесь ученый рассказывает о своей теории, обосновывает её и демонстрирует новый взгляд на эволюцию. Это можно назвать «Научно о чувствах».
Из рубрики "Книга из "Гипериона"" и мой любимый книжный клуб-магазин уже опубликовал обзор, так что и сюда скоро принесу.
"Странники в невообразимых краях. Очерки о деменции, уходе за больными и человеческом мозге" Даша Кипер
Эта книга перекликается с предыдущей и тематикой, в ней тоже затрагиваются вопросы нейробиологии, но уже с практической точки зрения, и тем, что Даша Кипер упоминает работы Антонио Дамасио.
Да, это о деменции. Но изюминка данного научно-популярного труда в том, что в нём автор основное внимание уделяет тем, кто ухаживает за человеком, которого поразила болезнь. С кем они остаются, когда родной человек теряет память, когда изменяется его личность и поведение? Как меняется здоровый человек, вынужденный жить в перевернутой, нелогичной, беспорядочной реальности больного? Это крайне сложно, а в некоторых случаях и вовсе невыносимо.
Выбранная тема только кажется узкой. В своей книге Кипер не только говорит о проблемах, с которыми приходится сталкиваться родственникам и сиделкам больных деменцией, но и раскрывает все, известные на данный момент, секреты этой болезни.
Тоже "Книга из "Гипериона"", но пока обзор они не опубликовали. Но будет, на этой книге хочется остановиться подробнее.
"Три чудесных детства" Дмитрий Шеваров
У всех нас есть особые детские воспоминания – о книгах. О наших первых книгах, которые читала нам мама. О первых изданиях, которые мы прочитали самостоятельно. Дмитрий Шеваров не только сохранил свои и мамины детские книги, но и написал о них книгу. И не только о них, но и об их авторах и художниках. В начале он выводит вот такую формулу:
«Как же рождается детская книга, из чего вдруг появляется? У меня есть догадка: чтобы детская книга состоялась, нужны три счастливых детства - детство писателя, детство художник и, конечно, детство читателя. Когда эти три детства встречаются, происходит чудо: рождается книга.»
Поэтому здесь встретились судьбы произведений и судьбы их авторов, забытые ныне персонажи библиотечных раритетов и забытые имена писателей и поэтов, и также здесь радость от встреч с теми, кто помог рождению любимых книг детства.
Это очень интересная книга, как с точки зрения истории детской книги и иллюстрации в России, так и с точки зрения человеческих историй. Обязательно расскажу о ней подробнее.
И немного малой прозы
"Спящие красавицы" Ясунари Кавабата - очень странная для западного читателя повесть, так как в ней описывается одна из странных услуг, которые существовали в Японии. И о тех, кто ей пользовался. Речь в повести идет о "Доме спящих красавиц" и старике по имени Эгути, который постоянно его посещает.. Суть услуги "Дома..." в том, что красивых девушек усыпляют, и любой клиент, заплатив заведению, может прийти на ложе, обнять красавицу и просто лежать с ней. Или спать. Но никакого интима или непристойных шуток. Всё в виде лёгкого флёра чуть доступной эротичности момента, а другое исключительно в фантазиях тех, кто уже достиг возраста старческой слабости. Тех, кто проводит неприятные ночи рядом с обрюзгшей, такой же постаревшей, похрапывающей женой. Или хуже того - в одиночестве.
Здесь нет сюжета. Здесь мысли, эмоции, воспоминания Эгути и крепкий сон молодой девушки. Соблазн и правила. И жуткое чувство абсолютной беззащитности девушки, которая полностью находится во власти мужчины, путь и существуют правила. Но бывает всякое...
"Ханьданьская подушка" Юкио Мисима - ещё одно прочитанное мною произведение из цикла "Современные пьесы для театра Но". В этот раз, для разнообразия видимо, Мисима сделал её на удивление оптимистичной и жизнеутверждающей.
Разочаровавшийся в жизни юноша по имени Дзиро решает навестить свою престарелую нянюшке Кику. Но вовсе не из теплых чувств или ностальгии по детству, нет. Дело в другом - он узнал, что у Кику имеется волшебная подушка: "кто на ней поспит - такие сны увидит, что потом жить по-старому нет никакой возможности". Только вот счастья эта подушки никому ещё не принесла. Но Дзиро-то терять нечего, верно? Поэтому, не послушав предостережений старой няни, он берет подушку и ложится спать...
Это переосмысление классической пьесы театра Но, где Мисима совсем иначе распорядился судьбой героя и её встречей с опасной подушкой.
"Ад в бутылках" Кюсаку Юмэно - короткий рассказ, как отсылка библейскому сюжету об изгнании из Рая. Только здесь никакого змия нет. Тот змий - он часть человека. Часть женщины, часть мужчины. Он как маленький червячок растет вместе с человеком, и поднимает голову в период взросления. Он - наши чувства. Он - наши эмоции. Он - наше вожделение. Но есть запрет. Есть грех. И рай превращается в ад, а жизнь в мучение.
Рассказ из трех частей. Вместо пролога - небольшое обращение в центр океанологии о странной находке и трех писем. На берегу были найдены три стеклянные бутылки, которые, судя по всему, лежали там уже давно. В них обнаружили три написанных карандашом письма. Первое - буквально крик души. Второе - рассказ о том, что же случилось. Третье - призыв спасти. Но возможно ли спасение?
Были ещё три книги из серии "Погода в Токио", но о них уже почти дописана отдельная статья, где будет про особенности серии и сами обзоры.
Спасибо за внимание!
Буду постепенно возвращаться в онлайн-жизнь.