«И какой же русский не любит быстрой езды?» - фраза, что была актуальна в 19 столетии, но она никуда не делась и во времена СССР, и даже по сей день, находит реальное отражение в нашей жизни!
Пожалуй, говорить о том, что максимальная скорость на спидометре у отечественного автомобиля и скорость как таковая - это совсем не слова синонимы, даже и не требуется, ведь наши автомобили никогда и не планировались в виде гоночных болидов, и у разработчиков не было цели изготовить быстрый автомобиль.
Скорее думали о том, чтобы сделать народный, экономичный и дешевый, относительно надежный и современный, вполне удобный и даже просторный, но никак не быстрый и мощный автомобиль для советского человека.
Впрочем, как писал Николай Васильевич Гоголь, у нашей души, стремящейся закружиться, загуляться, что в силу обстоятельств хочется послать всё на деревню дедушке, и этой ли душе не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? И если раньше таким средством передвижения была "тройка", то в советские времена появился ВАЗ-2103 и многие другие модели отечественных автомобилей, которые в силу высокого спроса и небольшого их выпуска, всегда были дефицитом и объектом фантазий, желаний и настоящей мужской мечты.
Хотя нельзя отрицать того факта, что в 70-е годы многие женщины уже захотели сесть за руль, и постепенно стали пересаживаться с пассажирского на водительское кресло, ведь владеть автомобилем и водить свою машину - это всегда прекрасно. И что характерно, в таких обстоятельствах каждому хотелось почувствовать скорость, прокатиться с ветерком и разогнать свой автомобиль до максимума возможностей, а зачастую до максимального страха, ведь чем быстрее ты движешься на "Жигулях", тем больше тебе становится страшно, и ты начинаешь ощущать, что твой автомобиль взлетает и это надо признать, в самом деле страшно, не каждый решиться на такой подвиг, но как сказал классик: "О, молодость, пора, когда все блещет, искрится и пламенеет".
Со своей стороны, как человек - который владел ВАЗ-2106 или легендарной "шестеркой", могу сказать, что лада умеет зажечь в тебе черты гонщика, но всегда нужно иметь меру и помнить, что под капотом у тебя "малолитражка", а на задних колесах обычные барабанные тормоза и в конце концов, автомобиль достаточно дорогое удовольствие, а Михаил Жванецкий порекомендовал:
«Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель».
Именно поэтому хочется взглянуть на спидометры привычных для нас автомобилей, что были в нашей молодости и юности, да вспомнить - сколько же они могли разогнаться по прямой и главное, а сколько именно у вас за рулем, набирал автомобиль и до какой скорости, вам было не страшно?
Известный по всему миру любитель автомобилей и ведущий отличной передачи о них Джереми Кларксон как-то сказал: "Скорость ни разу никого не убила, внезапная остановка… вот что убивает", и тут он абсолютно прав, ведь прежде чем быстро ездить, следует научиться делать это медленно!
Тогда как в нашей стране очень часто случается так, что человек - который сидит за рулем, словно воспользовался термином «Слабоумие и отвага», правда не буду отрицать, что это в последние годы набирает обороты такое явление, а в советское время ничего подобного не было?
Или было, вот и вспомним прямо сейчас - что было на спидометре, а сколько разгоняли автомобили наши товарищи!
ВАЗ-2101 «Жигули»
Легендарная отечественная классика, что появилась в СССР к 1970 году, была желанным автомобилем в каждой семье, известно - что эту машину выпускали до 1983 года, а модификации и до самого распада Советского Союза, тогда общий выпуск составил более 4,8 млн. штук.
При этом время разгона "копейки" до 100 км/ч зависело от модификации автомобиля, ведь было три разных мотора, которые и давали владельцу:
1.2 MT (59 л. с.) — 22 секунды;
1.2 MT (64 л. с.) — 22 секунды;
1.3 MT (69 л. с.) — 18 секунд.
Совсем и ни разу не ракета, но на спидометре единички мы видим по центру отметку 80 и 100, а максимальная 160 км/ч, вот и задумаешься, а разгонялся ли кто-нибудь на этой машине до такой скорости в славное советское время? Учитывая, что это заднеприводный и 4х местный седан, то ожидать от него, что он способен положить стрелку - не стоит, однако опытные водители говорят о том, что до 140 можно было разогнаться, а кто-то даже 142 км/ч замерял, но больше было просто невозможно, да и нереально страшно!
ВАЗ-2103
Говорят, что раньше на Волжском автомобильном заводе делали вещи, и настоящие автомобили, и я с этим полностью согласен, ведь у меня была шестерка, а мы вспомним её отца под индексом 2103, что собирали с 1972 по 1984 год. Мало кто знает, что версия тройки - это была комплектация люкс от Итальянского фиата, ведь база была именно оттуда, хотя и наши инженеры внесли множество изменений, модификаций и преобразовали автомобиль под советскую реальность.
За время выпуска собрали более 1,3 млн. экземпляров, которые были способны, судя по спидометру разгоняться до 180 км/ч и надо признать, что мне было бы любопытно увидеть - как это было в живую, да пожать руку такому смельчаку. Ведь большинство владельцев тройки или шестерки знают, что выше 130 на ней ездить просто опасно, а относительно комфортно разгоняться до 110-120 по трассе. Впрочем, по рассказам отдельных владельцев можно вспомнить, что некоторым удавалось разогнаться на классике до 155 км/ч, а вот положил
ли кто-нибудь из них стрелку спидометра, да не наложил при этом в штаны, остается вопросом по сей день.
Если говорить про разгон до сотни, то самая мощная модификация с двигателем на 1,6 литра была способна набрать сотню за 17,5 секунды.
ВАЗ-2108 «Спутник»
Слушайте, поколение переднеприводных автомобилей, что выпускались на Волжском автомобильном заводе с 1984 года и имели звучное название «восьмёрка» считались практически пределом мечтаний для любого, кто занимался кооперативной торговлей, был директором завода или овощной базы, чаще всего второе, и был максимально успешным фарцовщиком или торговцем. Да, думаю не секрет ни для кого из наших читателей, что в 80-е годы ездить на «зубило» означало умение вертеться по жизни и приспосабливаться к рыночной экономике.
Тогда как сам автомобиль разрабатывался по последнему слову техники, ведь к нему приложило руку Порше и многие другие европейские бренды, которые и смогли сделать очень симпатичный и современный автомобиль своего времени. Не могу сказать, что хетчбэк в виде восьмерки или девятки лично меня привлекал, хотя переднемоторная компоновка гораздо удобнее для наших дорог и зимней эксплуатации, скажу как владелец классики в прошлом, но сам дизайн достойный, пусть и на любителя.
На спидометре у «Спутника» стоит отметка 180 км/ч, и обычная модификация 2108 разгонялась до сотни в среднем за 15-16 секунд, что было быстрее классики и ощущалось в дороге, хотя многие пишут про версию на
1.5 л, 72 л.с., что разгонялась за 13 секунд и это быстро даже по современным меркам! Тогда как владельцы разгонялись на такой машине до 145 км/ч в среднем, если ровная дорога, а с горки и все 170 можно было набрать!
Тут важно учитывать, что в советские годы были карбюраторные восьмерки, а потом стал появляться инжектор и различные версии двигателей, поэтому можно было и быстрее.
ГАЗ-24 «Волга»
Нельзя просто так взять и обойти стороной народный автомобиль в СССР, и таковым он считался лишь из-за того, что активно использовался в такси, и посидеть на заднем сидении Волги повезло каждому советскому человеку, тогда как приобрести в личное пользование единицам.
ГАЗ-24 появился к 1970 году и как копейка стал бороздить наши дороги, но учитывая длину 4735 мм и габариты автомобиля, который изначально выпускался как комфортное транспортное средство для заднего пассажира, то никакой максимальной скорости там и не предусматривалось, хотя на спидометре мы видим 160 км/ч, разгон до сотни за 18 секунд на заднем приводе считался эталонным, ведь чаще цифра была на уровне 20 секунд, это если не брать в расчет "догонялку" для КГБ, которая была в два раза мощнее и набирала эту скорость за 12 секунд.
На советской "барже" выше 120-140 ездить было совсем ни к чему и поэтому вопрос остается открытым, можно было ли достичь стрелки спидометра или нет.
Москвич-412
Отечественная промышленность выпускала автомобили и в Москве, поэтому обойти стороной Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) было нельзя, да и у него была отличная модель 412 Москвича, что был реальной модификацией 408 в улучшенном виде.
Выпускался с 1967 года, без малого почти 10 лет и затем был выпуск в Ижевске до конца 90-х. На спидометре можно заметить цифру 160 км/ч, которая даже нарисована особняком от цифры 140, ведь производитель словно намекает - что эта цифра тут просто как ограничение и для красоты, выше 140 даже и не думай пытаться разогнаться.
Ведь требовалось 19 секунд, чтобы двигатель на 1,5 л и 75 л.с. смог разогнаться до сотни, поэтому не многие могли набрать на нем максимальную скорость и ограничивались цифрой в 140 км/ч.
Вместе с этим, не могу не сказать, что автомобили в СССР были вполне достойные, надежные и красивые с точки зрения дизайна, да не самые доступные, но нужно учитывать эпоху и те задачи, что стояли перед нашей страной в ХХ столетии, и все же среди наших читателей найдется не мало людей, которые успели ощутить запах масла и бензина за рулем отечественного автомобиля, и будет приятно, если вы дополните материал своими воспоминаниями, заодно поддержав автора канала, а со своей стороны скажу, что выше 110 и не ездил на шестерке, как-то желания такого не было.