Найти в Дзене
AutoMoto мир

Жигули: Настоящая история бренда-фантома, который никогда не умирал, а просто перерождался

Спросите любого: «Что случилось с "Жигулями"?» — и большинство ответит: «Исчезли, разорились, их сменила Lada». Это одно из самых больших и живучих заблуждений в истории российского автопрома. Правда гораздо интереснее и сложнее. Это история не о смерти, а о метаморфозе. Давайте внимательно посмотрим на жизненный путь легенды. Глава 1: Истоки. Почему «Жигули» и при чём тут Fiat? В 1966 году в Тольятти началось строительство гигантского автозавода (ВАЗ). Советский Союз заключил сделку с итальянским концерном Fiat, который не только продал технологии, но и помог построить завод «под ключ». Первая модель, ВАЗ-2101, была адаптированной под суровые советские условия копией Fiat 124. И вот тут — первая развилка. Для внутреннего рынка автомобиль получил имя «Жигули» в честь Жигулёвских гор рядом с Тольятти. Это имя прижилось, стало народным, символом целой эпохи. Но почти сразу возникла проблема для экспорта. Глава 2: Ребрендинг. Рождение Lada из духа экспорта. При выходе на внешний рын

Спросите любого: «Что случилось с "Жигулями"?» — и большинство ответит: «Исчезли, разорились, их сменила Lada». Это одно из самых больших и живучих заблуждений в истории российского автопрома. Правда гораздо интереснее и сложнее. Это история не о смерти, а о метаморфозе. Давайте внимательно посмотрим на жизненный путь легенды.

Глава 1: Истоки. Почему «Жигули» и при чём тут Fiat?

В 1966 году в Тольятти началось строительство гигантского автозавода (ВАЗ). Советский Союз заключил сделку с итальянским концерном Fiat, который не только продал технологии, но и помог построить завод «под ключ». Первая модель, ВАЗ-2101, была адаптированной под суровые советские условия копией Fiat 124.

И вот тут — первая развилка. Для внутреннего рынка автомобиль получил имя «Жигули» в честь Жигулёвских гор рядом с Тольятти. Это имя прижилось, стало народным, символом целой эпохи. Но почти сразу возникла проблема для экспорта.

Глава 2: Ребрендинг. Рождение Lada из духа экспорта.

При выходе на внешний рынок выяснилось, что слово «Žiguli»:

· Сложно для произношения иностранцами.

· Напоминало слово «gigolo» (жиголо) во французском и итальянском.

· Вызывало не те ассоциации для массового автомобиля.

Нужно было срочно новое, простое, звучное имя. Так в 1973 году родился бренд Lada. Изначально — исключительно для экспорта. Машины шли на Запад как Lada 1200, 1300 и т.д. Имя оказалось на удивление удачным и стало набирать популярность в Европе, Канаде и Латинской Америке.

Глава 3: Двойная жизнь. «Жигули» внутри страны, Lada — для всего мира.

Долгие годы существовала удивительная двойственность. В СССР автомобиль в народе упорно звали «Жигули», «копейка», «двойка» и т.д., хотя на задней части кузова уже красовалась надпись «Lada». Постепенно, особенно после распада СССР, название Lada стало проникать и на внутренний рынок. Оно ассоциировалось с экспортным качеством и было более современным.

Официально название «Жигули» для новых моделей перестало использоваться к концу 1980-х годов. Последней «классической» моделью, которая некоторое время официально продавалась как «Жигули», была ВАЗ-2106.

Глава 4: Эволюция, а не исчезновение. Что же произошло на самом деле?

Завод ВАЗ (позже АВТОВАЗ) никуда не делся. Он продолжал и продолжает работать. Менялись модели, технологии и рыночные условия. Исчезновение «Жигулей» — это естественный процесс эволюции бренда.

1. Этап 1: «Классика» (ВАЗ-2101-2107). Это и есть те самые «Жигули». Их производство продолжалось до 2012 года! То есть, по сути, «Жигули» сходили с конвейера более 40 лет.

2. Этап 2: «Советские хэтчбеки» (ВАЗ-2108/09/99 «Самара»). В 80-е появились переднеприводные модели. Это был уже качественный скачок. Их всё ещё могли по старинке называть «Жигулями», но официально это были Lada Samara.

3. Этап 3: Постсоветские модели (ВАЗ-2110, «Калина», «Приора»). В 90-е и 2000-е завод, переживая чудовищные кризисы, пытался модернизироваться. Бренд «Lada» окончательно закрепился как основной. Эти машины уже никто не называл «Жигулями».

4. Этап 4: Эра Renault (Granta, Vesta, XRAY). С приходом в альянс Renault-Nissan началась глубокая модернизация завода и модельного ряда. Платформа «классических» «Жигулей» была окончательно отправлена в отставку в 2012 году. Новые модели — это уже продукт глобального автопрома.

Глава 5: Наследие «Жигулей». Почему мы до сих пор их помним?

«Жигули» не просто исчезли. Они трансформировались в Lada, которая, в свою очередь, эволюционировала из примитивного FIAT-124 в современный, хоть и не без проблем, автомобильный бренд.

· Культурный феномен: «Жигули» — это символ советской и постсоветской эпохи. Миллионы анекдотов, песен, фильмов. Это часть нашего культурного кода.

· Учебник по выживанию: Простота конструкции «классики» сделала её идеальным учебным пособием для поколений автолюбителей и автомехаников.

· Прочность и долговечность: Несмотря на все недостатки, эти машины показали невероятный запас прочности. Многие «копейки» и «шестёрки» на ходу до сих пор.

Вывод: Неправильно говорить «производитель "Жигули" разорился». Правильно сказать: «Бренд "Жигули" выполнил свою историческую миссию, уступив место более современному и глобальному бренду Lada, который является его прямым потомком и наследником». Завод в Тольятти всё ещё там. Он просто делает другие машины для другого времени. А старые добрые «Жигули» навсегда остались в нашей памяти и на пьедестале почета как автомобили, которые покорили огромную страну.