Hades 2 наконец вышла из раннего доступа. Все полтора года, что Supergiant Games полировала игру, я осознанно к ней не прикасалась. Хотелось сразу увидеть сиквел ровно таким, каким он должен быть. Как по мне, я не прогадала.
Многие часы спустя я могу только одно — просить пощады. Реальная жизнь? Я ее не знаю. У меня еще один забег по подземельям. И еще один. И еще один. Так, а это что, солнце за окном встало?
В общем, отличная игра, заберите ее куда-нибудь подальше! Но давайте обо всем по порядку.
Без прелюдий
Начинается все в лучших традициях — Hades 2 не церемонится и сразу забрасывает в гущу событий. Игра не объясняет, на какую кнопочку нажать, чтобы побежать вперед. Она полагается на ваш игровой бэкграунд и дает самостоятельно разобраться, что к чему.
Я почувствовала себя спящим агентом, услышавшим кодовое слово. Шесть лет прошло с выхода первой части, но руки помнят проведенные там часы. Я «вкатилась» с первых минут, но все равно довольно быстро умерла.
И как раз с первой смертью игра начинается по-настоящему. Дозированно, по крупицам, узнаю кто я, где и что делаю. Оказалось, воссоединившиеся в первой части Аид и Персефона времени зря не теряли. Поэтому играем за Мелиною — сестру Загрея.
С событий Hades прошло много времени. Что под землей, что на поверхности творится полный хаос, а счастливого семейства, которое мы знали, нет. Всему виной титан Кронос, захвативший подземное царство. А еще он отец Аида: да, опять в этом семействе все не слава богу.
Главная героиня намерена отомстить за близких, с которыми ее разлучили. Для этого ей нужно совершить подвиг, прямо противоположный подвигу Загрея. Если он пробивался снизу вверх, то Мелиноя — сверху вниз. К Тартару, сердцу Подземного мира и логову главного злодея.
Но до этого нам с Мелиноей еще далеко. Надо еще не раз умереть и возродиться, чтобы раскрыть свой потенциал.
Что изменилось?
Загрей и Мелиноя родственники, но не близнецы. Геймплей за сестру отличается — в первую очередь потому, что она колдунья. У главной героини есть шкала «маны», с помощью которой она творит магию. Это сигилы — пылающие круги на земле, выступающие ловушкой для врагов, и приемы. Последние отличаются в зависимости от орудия, которое вы выбрали.
С оружием тоже все стандартно. Сначала доступен только Колдовской посох, но по мере прогресса можно открывать новое. В общей сложности на выбор будет шесть вариантов. Одни сбалансированные, другие больше заточены под ближний или дальний бой. Каждый со своими преимуществами.
Как истинная ведьма, Мелиноя будет собирать ингредиенты и кидать их в котел, чтобы открыть очередное улучшение. Получить их можно по-разному: девушка будет орудовать лопатой и киркой, ловить рыбу и засеивать грядки. Доступ к тем или иным инструментам тоже появляется постепенно.
Ну и набор ближайших соратников у Мел тоже совершенно другой — на первых порах встретите всего пару знакомых лиц, одно из них — спящее. Бедняга Гипнос от стресса впал в летаргию и беззаботно сопит в лагере.
Боги, как и прежде, будут заваливать дарами. Среди них есть как старые знакомые, так и «новички», которые почему-то не посчитали нужным вмешиваться в дела Загрея. Некоторые вернулись, но изменились до неузнаваемости.
Так что разработчикам удалось главное — соблюсти баланс. Добавить интересное новое и не сломать любимое старое. С новой игрой Supergiant Games особо впечатляет, что студия сиквелов к своим играм еще не делала. Поэтому даже если вы изучили Hades вдоль и поперек, в Hades 2 будет интересно. Особенно учитывая, что судьба главных героев прошлой игры — Загрея и его родителей — под жирным вопросом. А новым игрокам будет очень легко втянуться, ведь геймплей все такой же цепляющий.
Любовь зла, полюбишь и рогалик
Лирическое отступление: я не любитель рогаликов. От слова совсем. Этот жанр мне никогда не был особо интересен.
Но что мне уже 10 лет как очень интересно, так это игры Supergiant Games. Я прошла все их игры и поняла, что им нравится брать жанры и переплавлять их во что-то свое. Pyre, например, помесь RPG и спортивного симулятора. Я с удовольствием гоняла шары по полю с воротами и думала — как, Supergian Games? Почему я в это играю и мне нравится?
После этого у меня не было никаких сомнений, что в Hades надо играть. И кто бы мог подумать — я встряла. Я влюбилась в рогалик. Десятки часов, сотни попыток. В какой-то момент проклятые боссфайты стали мне сниться. Но как же это было круто!
По теме:
Поэтому Hades 2 я ждала, но с осторожностью. Первая часть стала самой успешной игрой Supergiant. Казалось, что сейчас студия на волне успеха откусит больше, чем может прожевать, споткнется о собственные амбиции и наделает ошибок. Но ошиблась в итоге я.
Играть во вторую часть так же восхитительно, как в первую. Геймплейная петля, которая заставляет возвращаться снова и снова, воспроизведена прекрасно. Все еще нужно пробираться через лабиринт из комнат, выбирая награды, за которые сразиться с массой разнообразных чудовищ. И так до самого босса, охраняющего выход на следующий этаж.
Декорации другие, а чувства ровно те же. Тот же азарт, то же желание распутать сюжетный клубок и привести своего персонажа к победе, пусть ценой стертых о клавиатуру пальцев.
Даже понимая, чего примерно ждать от «забегов», всегда находишь что-то свежее. С точки зрения истории — новые персонажи, новые реплики в диалогах, новые детали лора. С точки зрения геймплея — новые враги, паттерны у боссов, комбинации. Это единство создает такой мощный крючок, что игра засасывает почище любой черной дыры. Пробиваться обратно в реальную жизнь тоже приходится с боем — сражаясь с самим собой. Какой сон, я ведь так далеко забралась! В этот раз точно получится пробиться на четвертый этаж, правда? Правда ведь?..
Три точки, три тире, три точки
У великого рандома есть чувство юмора. Бывает, все идет как надо — и дары сыпятся, как из рога изобилия, и улучшений кучу накупил. На кураже несешься вперед, окрыленный своими успехами, и разбиваешься о босса, потому что был слишком самоуверенным.
А следом — ситуация прямо противоположная. Все идет по одному месту. Тринкет выбрал, да не тот — бонусы плохие. Боги в скверном настроении, я — тоже, денег — кот наплакал. Идешь на босса почти голым. Появляются мысли слить попытку и начать забег заново. Но именно в этот момент, когда все против тебя, каким-то чудом убиваешь того самого босса. Эйфория! А за ней — очередная непростительно глупая смерть.
Игра катает на эмоциональных качелях похлеще любого бывшего. Это цепляло 6 лет назад и цепляет сейчас.
Hades 2 вознаграждает тех, кто страдает, контентом — умирай почаще, сможешь со всеми поболтать. Даже позвать на свиданку — в таверну, на рыбалку, в горячий источник. Система отношений стала глубже, хоть и по-прежнему завязана на подарках.
А в какой-то момент вообще открывается второй фронт. Не буду говорить, какой, но знайте — вам нужно будет еще кое-куда забраться, и это будет отдельное приключение.
В этом всем можно было бы потеряться и быстро выдохнуться, если бы не грамотная прогрессия. Все в Hades 2 дозированно. Спокойное развитие будет чередоваться с разного рода сюрпризами. В том числе в сюжете.
Сердце
В сердце игры — история семейства Мелинои. Все происходящее — по сути, конфликт самых близких людей. Только на этот раз главным злом выступает не отец, а дедушка.
Там, где первая часть была довольно камерной, Hades 2 разворачивается на полную. Масштаб действия куда больше, ставки выше. Главная героиня не только проживает личную драму, но и спасает мир. Но перебора с пафосом нет: опять же, разработчикам удалось соблюсти баланс.
Мотивации действующих лиц, в том числе злодея, до конца не понятны, и это подхлестывает идти дальше. Supergiant умело держит интригу до самого конца.
Единственный минус (и немного спойлеров)
Концовка в Hades 2 несколько разочаровывает. Потому что всю игру мы идем к большой цели — победить зло, восстановить справедливость, отомстить за семью. Героиня даже вместо приветствия использует фразу «Смерть Кроносу!».
В итоге история разрешается немного не так, как можно ожидать. Такая концовка имеет право на существование, но, как мне, реализована она как-то неловко. Разрешение конфликта очень странное, словно в ситкоме не лучшего качества.
А еще, если играли в первую часть, вспомните, какой эмоциональной была встреча Загрея с матерью. У Мел все как-то куце, так, будто она соседка, а не давно потерянная дочь. Сложилось впечатление, что разработчики поторопились. Но куда? Неужели 1,5 года в раннем доступе оказалось мало?
Это, пожалуй, единственный минус игры, который я могу назвать. Не спорю, существенный: концовка может испортить впечатление. Но в случае Hades 2 лично я восприняла это не так болезненно. Эта игра из тех, где путь все-таки куда важнее пункта назначения. И есть кое-что, что делает этот путь особенно приятным.
Играть?
Стоит ли играть в Hades 2? Ответ может быть разным. Если первая часть понравилась — точно да. Это то же самое, но больше и местами даже лучше.
Если первая часть не зашла, можно подумать. На уровне ДНК это ровно та же игра. Поэтому в случае, если Hades не понравилась фундаментально, можно пройти мимо. А если просто, например, быстро наскучила — вторую стоит пощупать. Она более насыщенная и разнообразная. Будет два «фронта», сможете чередовать забеги, да и взаимодействие с окружением и другими персонажами стало глубже.
Если вообще не играли в первую, стоит попробовать. Чтобы полноценно прожить историю, бэкграунд в виде Hades не нужен. Игра введет в курс дела, где надо.
Хотя, признаюсь честно, еле сдерживаю желание советовать игру всем и вся. Для меня она — одно из самых ярких впечатлений этого года. Да, пот и слезы будут литься градом, особенно на финальных боссах. Вы можете ее возненавидеть, нажать Alt+F4, а потом запустить снова.
Hades 2 — прекрасный игровой опыт, при этом за очень демократичную по нынешним временам цену. Рогалик всем рогаликам. Да, есть один изъян, но, думая об игре, я вспоминаю не о нем. Я думаю о том, что хочу еще. И уверена, что у многих будет так же.
Оценка 9,5/10