Если в двухтрубной системе отопления Последний радиатор (самый дальний от котла) не греет, это классическая проблема, связанная с гидравлическим дисбалансом системы.
В двухтрубной системе теплоноситель последовательно проходит через все радиаторы. Если последний не греет, значит, Он не получает достаточно горячей воды или В нем задерживается холодная вода.
Вот пошаговый план диагностики и исправления этой проблемы.
Шаг 1: Проверка Базовых Элементов
1. Проверьте воздухоотводчик (Кран Маевского)
Это самая частая причина. Воздух, скопившийся в самом высоком радиаторе, препятствует циркуляции воды.
Действие: Найдите на последнем радиаторе вентиль для спуска воздуха (краник Маевского). Как спускать: Откройте его (обычно поворотом ключа или плоской отверткой) до тех пор, пока не пойдет тонкая, ровная струйка воды (без шипения воздуха). Закройте вентиль. После спуска: Проверьте давление в системе отопления (манометр на котле). Если оно упало ниже нормы (обычно 1.5–2.0 бар), докачайте воду.
2. Проверьте Запорную Арматуру
Убедитесь, что краны на входе и выходе последнего радиатора Полностью открыты.
Если краны шаровые, проверьте, чтобы ручка стояла Параллельно трубе (открыто). Если краны вентильные, убедитесь, что они выкручены до упора.
Шаг 2: Диагностика Гидравлического Баланса (Если Воздуха Нет)
Если воздух вышел, но радиатор все равно холодный, значит, вода идет по пути наименьшего сопротивления, минуя последний прибор.
1. Проверка Балансировочных Клапанов (Регулировка)
В двухтрубных системах для правильного распределения тепла используются балансировочные (или термостатические) клапаны на подаче и обратке.
Принцип: Чем ближе радиатор к котлу, тем сильнее должен быть Прикрыт его обратный клапан (для создания сопротивления). Чем дальше радиатор, тем Сильнее должен быть открыт его обратный клапан. Действие: Найдите на Обратной трубе последнего радиатора регулировочный (балансировочный) кран. Если у вас есть термостатический клапан с головкой, убедитесь, что головка снята, и сам клапан Полностью открыт (внутри него нет запорного элемента, который мог бы перекрыть поток). Если это ручной балансировочный кран, его нужно Немного прикрыть (если он переоткрыт) или Полностью открыть (если он случайно был закрыт). Важно: Регулировку балансировки проводят только после того, как система полностью прогрелась и воздух спущен.
2. Проверка Циркуляционного Насоса
Если насос работает на низкой скорости, ему может не хватать мощности, чтобы протолкнуть теплоноситель до самого дальнего элемента.
Действие: Проверьте настройки насоса на котле (если он не автоматический). Если он стоял на “1” или “2”, попробуйте Временно переключить его на максимальную мощность (“3”) и проверить, начнет ли последний радиатор греть. Если да, возможно, вам нужно увеличить скорость насоса или рассмотреть его замену на более мощный, соответствующий размеру системы.
Шаг 3: Проблемы с Засором
Если радиатор давно не обслуживался, внутренняя трубка может быть засорена.
Засор в трубах или радиаторе: Если вода не проходит, это может быть из-за ржавчины или накипи. Действие: Если все вышеперечисленное не помогло, необходимо Полностью перекрыть подачу и обратку к этому радиатору, отсоединить его и попробовать промыть его сильным напором воды (протоком).
Резюме действий по порядку:
Спустить воздух через кран Маевского. Проверить давление в системе. Убедиться, что все краны на радиаторе полностью открыты. Если не помогло, Отрегулировать балансировочный кран на обратке последнего радиатора (он должен быть максимально открыт, если он самый дальний). Временно Увеличить скорость циркуляционного насоса для проверки.