Фасад – это визитная карточка здания, его характер и голос в городской среде. Внешний облик отражает философию проекта, формирует его эмоциональное восприятие и становится частью идентичности, вступая в диалог с городом. Именно он задает первое впечатление: строгая классика придает зданию уверенную сдержанность, пластичная форма – легкость и движение, а нестандартные решения превращают дом в яркий акцент на карте города.
Спрос на архитектуру
Растущий спрос на архитектурную выразительность подтверждается свежими исследованиями. Согласно опросу, проведенному в начале 2025 года платформой «Яндекс Недвижимость», 83% россиян, купивших жилье за последние два года, обращали внимание на архитектуру дома. При этом для аудитории бизнес- и премиум-сегментов этот фактор становится одним из определяющих – по данным October Group, его выделяет 35% покупателей, а среди зумеров этот показатель превышает 45%.
От современных проектов ждут архитектуры, которая гармонирует с городской средой и опирается на природные мотивы. 44% россиян высказались в пользу фасадов в спокойных естественных оттенках, в то время как яркие «кричащие» цвета вызывают усталость у большинства респондентов – их выбирают всего 7%. Дополнительным подтверждением этого тренда является то, что 38% выступают за использование натуральных материалов.
Визуального разнообразия при спокойных цветовых решениях можно добиться с помощью нестандартной формы. Простые прямоугольные дома кажутся привлекательными всего 3% опрошенных, в то же время 39% предпочитают новостройки нестандартной формы с игрой ярусов и объемов, плавными линиями, скругленными углами. Кроме того, более 50% опрошенных обращают внимание на большую площадь остекления. Наличие панорамных окон уже стало базовым требованием к современным проектам, при этом растет спрос на окна пластичной формы с эффектом кругового обзора, чего можно достичь с помощью моллированного остекления.
Фасад как визуальный маркер
Архитектурная мода на «нестандартность» вырастает из сочетания трех факторов: технологии позволяют реализовывать сложные решения, покупатели все больше ценят индивидуальность и эмоции, а девелоперы понимают, что выразительная архитектура усиливает бренд и поддерживает продажи в бизнес- и премиальных классах.
Девелоперы активно интегрируют в свои проекты пластику фасадов и остекления, что требует более сложных технических решений. Например, в Stories на Мосфильмовской светопрозрачные конструкции занимают около 40% площади фасадов – это почти 6 000 кв. м. При остеклении угловых окон используется более 400 моллированных стеклопакетов. Из-за большого размера и веса каждого окна до 270 кг, а также сложной формы с радиусом 1,3 м установка таких конструкций традиционными методами крайне сложна, поэтому девелопер использует высокоточную технику с применением роботизированных технологий. Для облицовки фасадов используются рустованные ламели сложной геометрии из натуральной терракоты трех оттенков песочного цвета, которые создают игру оттенков и текстур, и, в сочетании с прозрачными плоскостями, придают зданию баланс легкости и глубины. Чтобы добиться точности исполнения по форме, цвету и качеству представители девелопера в течение 5 месяцев контролировали их производство на ведущем китайском керамическом заводе Paneltek China.
«Пластичная геометрия, моллированное остекление, современные экологичные материалы – эти приемы мы используем и в другом нашем проекте – клубном доме King & Sons. Индивидуально разработанные панорамные окна подчеркнут плавные изгибы и наполняют интерьеры светом. Фасадные работы выполнит компания «Норд Фасад». Цоколь будет облицован гранитом, а остальные этажи – известняком и стеклофибробетоном, который обеспечивает высокую пластичность, позволяя точно воплощать сложные формы и рельефы», – комментирует сооснователь October Group Марина Маловик.
Иной вектор – контраст и игра света – был выбран в проекте бизнес-класса «Верейская 41». Главной особенностью фасадного решения стало сочетание двух контрастных материалов: бетонной плитки с текстурой под кирпич темного и светлого оттенка и металлокомпозитных голографических панелей в составе навесной фасадной системы. Панели-«хамелеоны» в зависимости от освещения, погодных условий и угла обзора меняют цвет и переливаются. Подобный эффект достигается благодаря полимерному покрытию со специальными пигментами, преломляющими свет. Решение визуально подчеркивает преимущества каждого материала и выигрышно выделяет архитектурные объемы здания. Дополнительная выразительность достигается приемом заглубления фасада на разной высоте у каждого корпуса.
«Использование нестандартных фасадных решений делает здания действительно уникальными и запоминающимися. Алюминиевые панели-хамелеоны – нечастый выбор. ЖК «Верейская 41» стал одним из самых ярких примеров в Москве с подобным фасадом. Безусловно, необычные фасады требуют больших временных и финансовых затрат, а также создают дополнительные технические трудности», – отмечает руководитель отдела продукта группы «Самолет» Лада Роженцова.
Новая классика
Наряду с новыми архитектурными трендами отмечается симпатия россиян к классической архитектуре – по данным исследования Московского городского педагогического университета, 74% опрошенных предпочитают исторические архитектурные стили. Их переосмысление ложится в основу многих современных проектов в российских городах, при этом классический стиль предполагает довольно сложные фасадные решения.
Например, новый квартал с коллекционными резиденциями «Евгеньевский» в центре Санкт-Петербурга поддерживает диалог исторической и современной архитектуры. В основе проекта – реставрация и воссоздание облика корпусов памятника регионального значения Мытный двор, построенных в XIX веке.
«По архивным материалам на фасадах будут бережно восстановлены оригинальные детали геральдики. Парадные фасады новых корпусов будут украшены натуральным камнем и керамикой светлых тонов, что соответствует аристократическому характеру квартала. Изысканные барельефы и орнаменты подчеркнут индивидуальность объекта, а выбор одного материала для облицовки новых корпусов формирует единый визуальный стиль и гармонично интегрирует квартал в историческую застройку района», – говорит директор по стратегическому маркетингу Formula City Денис Лола.
Современное прочтение московской классики с элементами стиля ар-деко демонстрирует жилой комплекс бизнес-класса Sezar City в ближнем контуре «Большого Сити». Монументальные фасады комплекса украсят арочные проемы окон, эркерные выступы и объемный геометрический орнамент. Разнообразие элементов декора, комбинация материалов и форм, а также яркие архитектурные акценты в виде наверший на кровле задают пластику фасадного решения и делают здания яркой доминантой нового района.
Необычные фасады из нишевого приема становятся общепринятой рыночной практикой. Фасадная выразительность – это способ перенести ценности и замысел проекта в его архитектурную форму, превратить здание в четко распознаваемый образ. Подкрепленные технологией, точностью и культурой исполнения, такие решения работают в долгую: повышают ценность проекта и задают более высокий стандарт архитектурного качества и разнообразия.
Престижное образование: кому по карману жить рядом с рейтинговыми школами Москвы
Работать не отходя от дома. Какие условия для «удаленки» предлагают московские новостройки
«У нас не хуже!». Российские аналоги топовых зарубежных детских пространств
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости