(Беседа о немощах наших и радости).
2-ое послание к Коринфянам ап. Павла, Глава 12, стих 9.
«Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Человек в немощи своей может дарить другим людям огромную радость и в тоже время радоваться самому. Немощь – это не уныние и печаль, это подарок от Бога, это борьба с грехом гордыни и тщеславия. Как сказал один священник с юмором, когда у вас диарея, тут не до гордыни и тщеславия.
Все у Бога для радости, для любви. Все у Бога для научения и покаяния.
Находясь в немощи, позволяя себе унывать или печалиться, мы огорчаем тем самым не только наших близких, но и Бога. «…Ибо сила Моя совершается в немощи» - вот наш ориентир жизненный.
Вот одолевает немощь и вдруг, кто – то прислал сообщение с фотографиями красивыми, поделился радостью увиденной природы, природных даров, что тоже от Бога, а может и молитвою со свечечкой горящей. И понимаешь, как все хорошо и радостно вокруг. Как прекрасен окружающий тебя мир, если смотреть на него чистым сердцем и светлыми глазами. И в этой своей немощи радуешься каждой минуте жизни, которую даровал Господь, каждому слову, сказанному кем – либо, а уж если братьями и сестрами во Христе, то какая же милость в этом.
И как печально видеть здорового, но безвольного человека, лениво лежащего на мягком диване, съевшего очередную сладкую булку, унывающего. Кто раздумывает: может еще чего съесть или все же еще поспать. Нет никакой немощи, нет радости души, а только похоть утробы и лени.
«И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
В немощи гораздо сострадательней чувствуешь и понимаешь тех людей, кто в беде и болезни. Чего прежде, будучи здоровым не видел, не понимал. В немощи начинаешь это видеть и чувствовать. Боль или болезнь другого человека становится и понимается бОльшей, чем собственная немощь. Только так можно понять другого человека. И даже если он здоров физически, ему может быть больней, может это боль его души. И в своей немощи, кто-то словом, кто-то делом, кто-то поступком, кто-то просто молитвой может помочь другому человеку порадоваться. Поделиться радостью.
В словах Апостола Павла так и слышится: сколько радости в собственной немощи, чтобы мы не унывали, не печалились, не охали и не стонали, а подарили радость другим людям в немощи своей.
Это как в притче о двух больных.
В больничной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал возле окна, а другой – возле двери. Когда им становилось особенно грустно и одиноко, тот, что возле окна начинал вслух рассказывать, что он там видит.
Вот рыбаки пошли на рыбалку, а больной, лежащий возле окна, смотрел на речку и рассказывал, как они радостно доставали свой улов. Вот влюбленная парочка медленно прогуливается, держась за руки. Тут же и молодая мамочка с коляской, ласково улыбается своему ребенку.
Также больной говорил, что за речкой виднеется густой зеленый лес, кипящий жизнью животных.
Много таких историй рассказывал счастливчик, чья кровать стояла возле вожделенного окна.
Тот больной, что лежал возле двери, задавал разные уточняющие вопросы, так как одно это веселило их лежачий образ жизни. Однако внутри его терзала глухая зависть.
— Почему именно он лежит возле окна, и может наслаждаться красотой мира? Почему только я мучаюсь, глядя на эти четыре стены? Отчего такая отвратительная несправедливость преследует меня всю жизнь? — думал он.
Однажды ночью у больного возле окна началася тяжелый приступ. Он задыхался, судорога, сводящая все его тело, не позволяла дотянуться до кнопки вызова медсестры. И сосед по палате не помог…
Прошло несколько минут, предсмертный хрип больного затих и он умер.
Когда пришли медсестры и работники, чтобы забрать тело, лежащий возле двери больной с горящими глазами попросил, чтобы его переложили на ту кровать, что возле окна.
Когда постель перестелили, и он оказался на желанном месте, из его груди вырвался недоуменный возглас:
— Как же так? Ведь это окно выходит на глухую стену! Мой товарищ рассказывал, что он видит в окне лес и речку, парк с гуляющими людьми и много других интересных вещей!
Молодая медсестра тихо покачала головой и сказала:
— Он ничего не мог видеть. Ваш покойный сосед был слепым.
— Зачем же он все это говорил мне?
— Просто, чтобы поддержать вас — вздохнула медсестра.
Вот она, сила Господа нашего, совершающаяся в немощи. Как прекрасно все же в немощи своей стараться подарить радость другим людям. Это здорово – уметь радоваться и уметь радовать, может быть каким – то совсем простым словом, неким немудреным действием.
Радость – это не пустой смех, это чувство, которое иногда трудно передать другому человеку. Это что – то личное и трепетное. Всему свое время и на все Воля Божья.
К Римлянам послание ап. Павла, Глава 12, стих 15.
«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
С плачущими плачьте! Эта фраза, как ни странно, тоже имеет радостный смысл, как мне кажется. Когда человек в таком состоянии плача, может быть его надо просто обнять и вместе с ним разделить его горе и плачь, тем самым вернув ему радость, облегчив его страдания. И не надо никаких слов, а только теплота и сострадание вашей души.
«…ибо сила Моя совершается в немощи».
И своей немощи надо уметь радоваться и благодарить Бога! Порой болезнь, какая так одолевает, что ноги не носят, сил совсем нет…
Но преодолевая все это, добираясь с трудом до лекарств, прописанных врачом, с болью. Тело не слушается, все болит, но вдруг понимаешь, что все это чувствуешь, ощущаешь свою немощь, а значит, жив и радуешься этому факту. Встаешь на молитву и с молитвой и лекарствами уже оживаешь в этой радости. И все хорошо. А потом неожиданно придет от кого – нибудь сообщение, кто – то поздоровается, пожелает чего – то доброго. Это ли не радостно и прекрасно?! В немощи своей замечаешь каждую мелочь, которую раньше не видел. Научаешься радоваться каждой минуте, данной Богом. . Начинаешь понимать, что кому – то намного трудней, чем тебе.
Начинаешь замечать, наконец – то все прекрасное, что создал Бог, освободившись от шелухи ненужной.
От шелухи. Вспоминаю время, когда мы жили в тайге. Вокруг природа: медведи, лисы, зайцы, утки гуси на озере, тетерева, рябчики, олени. Рыба в речке и озере, грибы вокруг и ягоды меряно – не меряно. Был один телевизор на восемь семей, который показывал одну программу и то еле – еле. Взрослые собирались в одной комнате, что – то смотрели. Нам, детям, это было неинтересно. Не было игрушек, в современном понимании. Игрушки были все природные. Сама природа была для нас игрушкой. Было интересно рассматривать ее, ощущать. Мы смотрели, как живут муравьи в муравейнике и поражались этому. Поражались их домостроительству, их постоянным хлопотам и труду. Мы наблюдали, как рыба стаями в озере плавает. Красивая. Как летят утки или гуси со своими голосами. Куропатки зимой белые, летом пестрые. Была радость этого природного бытия, этой красоты Божьей!
И не было интернета.
Господи, за что нам такое испытание, как интернет? Все эти паблики и соцсети, наполненные шелухой, грязью, грехами…
Единственное благо – это возможность общаться, находясь, на огромном расстоянии друг от друга. Возможность делиться радостью таким способом.
Если использовать во благо, то будет во благо. Но зачастую мешает именно это если.
Верную мысль услышал я из беседы: очистить вокруг себя место от шелухи.
Настало время отделить зерна от плевел. Настало время проповеди и покаяния. Настало время радости - время познания Бога. И снова повторю слова Апостола Павла:
«Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!