Все знают Галилео Галилея как человека, который «остановил Солнце и сдвинул Землю». А вот то, что великий астроном 12 лет морочил голову современникам, выдавая свою пассию за простую служанку, об этом, друзья мои, в учебниках не пишут.
В общем, присаживайтесь поудобнее и слушайте историю про великого ученого...
«Венецианская красотка попалась на профессорский крючок»
Дело было в конце XVI века. Галилео Галилей, уже не первый год профессорствовавший в Падуанском университете, частенько ездил по делам в Венецию. И вот во время одной из таких поездок, в 1599 году, 36-летний математик познакомился с местной красавицей Мариной Гамба.
Марине было всего 22 года. Была она дочкой некоего Андреа Гамбы, человека небогатого и незнатного. Короче говоря, обычная венецианская девица из простой семьи. А Галилей уже считался восходящей звездой науки, профессором престижного университета, да к тому же происходил из знатного тосканского рода.
Не пара, одним словом. Но любовь, как известно, зла. Марина въехала к профессору в дом в Падуе. Официально она числилась служанкой. А на самом деле стала его гражданской женой.
Почему не обвенчались? Причин хватало. Во-первых, сословные предрассудки. Галилей принадлежал к богатой семье, входившей в правительство Тосканы, а Марина была простой венецианкой. Тоскана и Венеция в те времена соперничали между собой, что добавляло проблем.
Во-вторых, карьерные соображения. В то время было принято, чтобы ученые оставались холостяками. Женатый профессор выглядел несерьезно. Поэтому проще было представить Марину прислугой, чем объяснять коллегам свою семейную жизнь.
«Троих нарожали, никого в метрики не записали»
И жили они себе, не тужили. И дети пошли. Сначала в 1600 году родилась дочка Вирджиния. Потом в 1601 году еще одна дочь, Ливия. А в 1606 году и сын Винченцо появился на свет.
Самое интересное то, что во всех трех записях о крещении Галилей как отец не указан! В документах значилось, что Вирджиния «дочь от блуда Марины». Ну очень деликатно, не правда ли? Марина, видите ли, блудила сама с собой и рожала детей непорочным зачатием.
А великий ученый делал вид, что понятия не имеет, откуда у его «служанки» берутся дети. Может, их аист приносит? Или в капусте находит?
Двенадцать лет продолжался этот спектакль. Галилей открывал новые законы физики, совершенствовал телескоп, изучал Луну и планеты. А дома его ждала Марина с тремя детьми, которых он официально не признавал. Словом попросту ученый стыдился матери своих детей.
Коллеги и друзья знали Галилея как убежденного холостяка, целиком посвятившего себя науке. «Какой он молодец, что не обременил себя семьей», думали они. А у «молодца» в это время дома варила борщ жена и ждали трое детей.
«Медичи позвали — Марину бросил»
В 1610 году жизнь Галилея круто изменилась. Его астрономические открытия произвели сенсацию по всей Европе. И тут подвернулся один заманчивый пряник: герцог Козимо Медичи пригласил знаменитого ученого во Флоренцию на должность придворного философа и математика.
Условия были просто сказочные. Огромное жалованье, престижная должность, близость ко двору одной из самых влиятельных династий Италии. Галилей мог рассчитаться со всеми долгами и зажить по-настоящему богато.
Была только одна проблемка. Во Флоренции будет трудно объяснить присутствие «служанки» с тремя детьми. Да и Медичи могут задавать лишние вопросы.
И что же сделал наш герой? Правильно, он выбрал карьеру. В 1610 году Галилей переехал во Флоренцию, забрав с собой двух дочерей. А Марину с четырехлетним сыном оставил в Венеции.
Представляете? Марина провожает любимого человека, с которым прожила 12 лет и родила троих детей. А он ей говорит: «Ну, знаешь, дорогая, мне тут работа подвернулась во Флоренции. Очень престижная. Ты пока посиди с мальчиком в Венеции, а девочек я забираю с собой. Так, для проформы».
«Смерть в одиночестве»
Марина осталась одна с сыном в Венеции. Никаких денег на содержание Галилей не оставил. Никакого официального статуса у нее не было. Формально она по-прежнему считалась бывшей служанкой профессора, который уехал в другой город.
21 августа 1612 года, в возрасте всего 42 лет, Марина Гамба умерла в Падуе. Одна, забытая, без поддержки отца своих детей. От чего умерла, точно неизвестно. Но можно предположить, что годы нищеты и одиночества здоровья не добавили.
А Галилей в это время блистал при дворе Медичи, принимал поздравления с научными достижениями и наслаждался богатством и славой. О смерти матери своих детей он, вероятно, узнал с некоторым опозданием. И особо не расстроился.
После смерти Марины четырехлетнего Винченцо привезли во Флоренцию к отцу.
«Дочек в монастырь, сына в наследники»
В 1613 году Галилей решил устроить судьбу дочерей. Тринадцатилетнюю Вирджинию и двенадцатилетнюю Ливию он определил в монастырь Сан Маттео в Арчетри, недалеко от Флоренции.
Надо сказать, что даже по тем временам девочки были слишком юными для монашества. Но у незаконнорожденных дочерей особого выбора не было. Приданого им никто не даст, замуж никто не возьмет. Оставалось только пострижение в монахини.
Вирджиния в монастыре получила имя Мария Челесте (Мария Небесная). Говорят, в честь увлечения отца небесной механикой. Ливия стала сестрой Арканджелой.
А вот с сыном дело обстояло иначе. В 1619 году, когда Винченцо исполнилось 13 лет, Галилей официально признал его своим наследником. Великий герцог Тосканы узаконил мальчика, и тот получил фамилию Галилей вместо Гамба.
Видите разницу? Сына признал и узаконил, а дочерей отправил в монастырь.
«124 письма от дочери, которая его простила»
Самое поразительное в этой истории отношения Галилея со старшей дочерью. Мария Челесте оказалась удивительно добрым и прощающим человеком. С 1623 по 1634 год она написала отцу 124 письма. Все они сохранились. А вот письма Галилея к дочери исчезли.
В письмах Мария Челесте проявляет трогательную заботу об отце. Она шьет ему одежду, готовит еду, интересуется его здоровьем и работой. Когда Галилея судила инквизиция, дочь взяла на себя его покаянные молитвы.
«Я попросила и получила разрешение ознакомиться с вашим приговором»,- писала она отцу после суда 1633 года.- «Чтение причинило мне боль, но я рада, что нашла возможность быть для вас полезной».
Какая самоотверженность! Отец засунул ее в монастырь в 13 лет, лишил нормальной жизни и семьи, а она его утешает и поддерживает.
2 апреля 1634 года Мария Челесте умерла в возрасте 33 лет. Галилей был потрясен. Он впал в глубокую депрессию, быстро начал терять зрение и до конца жизни не смог оправиться от этой утраты.
Получается, любил все-таки! Понимал, что потерял! Но пока была возможность все исправить, строил из себя благородного холостяка.
«А мог бы и жениться»
Конечно, защитники Галилея скажут, мол, что вы хотите, таковы были нравы того времени! В XVII веке незаконные дети не имели прав, дочерям из таких семей оставался только монастырь, а ученым рекомендовалось блюсти целибат.
Все это так. Но ведь другие ученые как-то умудрялись жениться! Да и сам Галилей был достаточно влиятельной фигурой, чтобы получить разрешение на брак с женщиной более низкого сословия. Были же прецеденты!
Нет, просто наш герой выбрал более удобный путь. Зачем связывать себя официальными обязательствами, когда можно жить с красивой женщиной без всяких формальностей? А потом, когда подвернется выгодная работа, просто уехать, не особо заморачиваясь с объяснениями.
Кстати, после переезда во Флоренцию Галилей так и остался холостяком до конца дней. Новых романов у него не было. Видимо, одного опыта с «семейной жизнью» хватило.
«Цена научной славы»
В итоге что мы имеем? Великий ученый получил всемирную славу, должность при дворе, хорошие деньги и место в истории науки. А заплатил за это... чем?
Смертью любимой женщины в нищете и одиночестве. Судьбой двух дочерей, оставленных в монастыре. Сыном, который много лет носил клеймо незаконнорожденного.
А когда Мария Челесте умерла, Галилей понял, что потерял самого близкого человека. Человека, который его любил, поддерживал и прощал несмотря ни на что. И вот тогда до него дошло, какую цену заплатила его семья за его научные амбиции.
Но было уже поздно. Марина давно лежала в земле. Младшая дочь Ливия так и прожила всю жизнь в монастыре, болезненная и несчастная. Сын Винченцо стал музыкантом, но тоже особого счастья в жизни не нашел.
Вот такой он Галилео Галилей. Одно дело изучать небесную механику, и совсем другое разбираться в земных отношениях. С первым гений справился блестяще. А вот со вторым... Ну, сами видите, как получилось.