Ни за что не догадаетесь, как я вышел на этот фильм. Когда я делал обзор чудесного доброго фильма «Ищу человека», я обратил внимание на фактурную актрису Наталию Журавель, и заглянул в её фильмографию. Смотрю – «Женская тюряга», да ещё и 1991 года, жесть, однозначно!
Но, к моему удивлению, этот фильм даже «чернухой» обозвать не получится: после просмотра зритель понимает, что ничего особо страшного в такой тюрьме, как она показана в фильме, нет. Да и заканчивается фильм, как это ни удивительно… на позитивной ноте!
Видимо, авторам было интереснее показывать человеческие взаимоотношения, чем концентрировать внимание на ужасных условиях содержания заключённых.
Фильм был снят ещё при СССР, на территории Казахской ССР, казахским же режиссёром Жанной Серикбаевой. Жанна написала сценарий к своему фильму совместно со сценаристом Ниной Филипповой. Изначально фильм должен был называться «Жизнь – женщина», но со временем название поменяли на более вульгарное, но провокационное и привлекающее внимание.
В главной роли снялась жена известного каскадёра Талгата Нигматулина – Венера.
Если честно, ругать фильм особо не за что, разве что возникает вопрос – а с какой целью его сняли? Показать поведение человека в необычных условиях? Рассказать о тюремных обычаях и образе жизни? Ну, если кому-то это действительно интересно – можете даже посмотреть.
А остальным я чуть-чуть расскажу, о чём этот фильм.
Молодая девушка Мадина попадает в тюрьму. Сначала нам не показывают, за что, но ближе к концу фильма выясняется, что её парень Амир проиграл её в карты какому-то богатому дяде. Дядя оприходовал свой выигрыш, Мадина отчего-то расстроилась и пырнула дядю ножом в бочок.
В общем, попадает девушка сначала в СИЗО. «Ну», - думаю, - «сейчас её там жёстко встретят, все дела». Нет, заехала, начала нормально общаться. В камере всем заправляла Татьяна Белова, роль которой исполнила нынешняя комедийная сериальная актриса Татьяна Орлова. Неожиданно было увидеть её в такой ипостаси.
Одна тётка постукивает, её за это презирают и слегка побивают время от времени. Но не смертельно и по делу: она сдаёт начальнику все заначки, которые прячут женщины.
С надзирательницами дамы ведут себя зело борзо.
Надзиратели – золотые люди, относятся к этому терпеливо. Но однажды, когда тётки не на шутку расшалились, затолкнули дубачку в камеру и закрыли там, терпение у надзирательницы лопнуло. Когда она смогла выйти, она подошла к зачинщице и ударила её по голове. Та упала, и неожиданно испустила дух. Несчастный случай, в котором виноваты обе стороны.
Показали, как поступают с теми, кто вздумает справить большую нужду в то время, когда остальные садятся обедать.
Также нам продемонстрировали тюремный лайфхак: как тётки передают контрабанду в запаянных полиэтиленовых пакетах через «очко» в камере. Оригинально, свежо, интересно. (Шучу, конечно).
В роли «кума» в фильме выступил Полиграф Хоттабыч Шариков – Владимир Толоконников. Я подумал: «Специально подобрали такого актёра, сейчас какую-нибудь гнусность сделает».
Но Хоттабыч не спешил делать гнусности, а вместо этого он на досуге тренировался пить водку из стакана без помощи рук. Хорошая тюрьма, и конкурсы интересные.
Как-то вызвал он к себе в кабинет Мадину, угостил сигареткой, сказал, что есть вариант выйти по УДО, но ему нужна полная информация по предводительнице – Беловой. Мадина оскорбилась, схватила с стола стакан с недопитой водкой, и плеснула его содержимое в наглую физиономию Хоттабыча.
Хоттабыч не на шутку рассердился и разделся по пояс. Мадина испугалась этого стриптиза, скорчилась, заплакала и сказала, что согласна на всё.
Хоттабыч же, который всего лишь снял с себя мокрую рубашку, понял, что Мадина решила, что он сейчас будет с ней дружить против её воли, и рассмеялся. Он махнул рукой, подарил Мадине пачку сигарет и отправил её обратно в камеру. «Кум» с человеческим лицом – это что угодно, но точно не «чернуха».
В общем, в СИЗО вполне можно было жить. На досуге тётки веселились и даже играли в жмурки.
Но прошло время, и настала пора переезжать на основную зону.
В бараке было куда больше двухъярусных кроватей, чем в камере СИЗО. Тут всем заправляла опытная зэчка по кличке «Гоша». Гоша выбрала себе молоденькую девочку Юлю, и очень с ней дружила (это для модераторов Дзена, шестилетних читателей, и любителей искать экстремизм в статьях). Завесит простынками первый ярус кровати, заберётся туда с Юлей, и давай дружить.
К Юле приезжали из Сибири родственники: мама с Юлиным мужем, но Гоша не отпустила подругу повидаться с ними: она хотела, чтобы Юля дружила только с ней. А Юля особо и не расстроилась, её всё устраивало.
Сначала нам кажется, что сейчас-то Мадину и ждут настоящие неприятности, как котёнка по имени Гав, но, к нашему разочарованию, никто её обижать и не собирался. Ведёшь себя нормально – будешь жить хорошо.
Тут на зону заехала другая авторитетная зэчка по кличке «Монах», её-то и сыграла Наталия Журавель.
Гоша сразу встала на дыбы: мол, не смей лезть со своим уставом, у меня тут всё на мази. Но Монаха и так всё устраивало, она не собиралась драться за власть.
Население в бараке было разношёрстное. Например, была одна наркоша, которая за дозу готова была родную мать продать.
Сидела там и старая бабушка. Её дочь убила своего мужа-тирана, а бабушка взяла вину на себя.
Была одна независимая тётка по имени Кама, она плевать хотела на все законы, и красиво пела. Её сыграла неотразимая Елена Аминова (все помнят Лоренцу из «Формулы любви»?)
Ну, мы понимаем, что такое поведение до добра не доведёт, и Кама, скорее всего, до финала не доживёт. Но ничего подобного! Конечно, мелкие неприятности у строптивой женщины возникают, но не более того.
Монах балдеет от Камы, и очень хочет с ней дружить, но Каме такие друзья не нужны.
Тут Мадина узнаёт, что подлец Амин женился и забыть забыл про неё, поэтому… Мадина начинает дружить с Монахом. Понятно, что эта дружба даёт свои бонусы, но чтобы вот так, неожиданно, броситься в пучину женской дружбы? Ну, чего только не бывает.
Но Монах не теряет надежды подружиться с Камой. И у неё почти получается, но Кама в последний момент срывается с крючка.
Заканчивается это женской дракой.
А в конце Мадине говорят, что её помиловали. И она уходит на свободу с чистой совестью.
Конец фильма.
Так что, если верить авторам, в женской тюряге вполне можно жить! Если вы бывали в пионерлагере, и здесь не пропадёте!
Окончание фильма вполне себе позитивное, разве что смущает выбранная тема. Женская дружба показана не для того, чтобы разбередить воображение зрителей-мальчиков старше шести лет, а просто, чтобы обозначить: есть там такое. Без этого фильм не выглядел бы правдиво.
Актрисы в фильме заняты отличные, со своими ролями более чем справились.
При публикации обзора возникла сложность: афиша к данному фильму в природе отсутствует. И тут я вспомнил, что в «Макс» есть нейросеть, которая генерирует картинки. (Если кто-то скажет, что это реклама «Макса» - я делаю это совершенно бесплатно и без чьей-либо просьбы).
Побаловавшись с нейросетью, я получил целый пакет потенциальных афиш для фильма. Покажу их вам, не пропадать же добру! Мне же больше всего понравилась та, которую я поставил во главу обзора. Спасибо за внимание!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Женская тюряга» (1991).